Выпиливание лобзиком. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Задачи:

  • Ознакомить учащихся с назначением, устройством лобзика и приемами работы с ним;
  • Научить наносить рисунок на заготовку и приемам работы с лобзиком;
  • Воспитать в учащихся усидчивость и целеустремленность. Формировать приемы экономного расходования материалов.

Технико-технологические сведения: Назначение и устройство лобзика. Приспособления для выпиливания (выпиловочный столик). Разметка с применением шаблона и копировальной бумаги. Приемы работы и безопасность труда при работе лобзиком.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос.

Правила безопасной работы с инструментом (3 мин.):

- Прочно закреплять выпиловочный столик.

- Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками.

- Надежно закреплять пилку в рамке.

- Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой.

- Не сдувать опилки, а убирать их щеткой-сметкой.

3. Объяснение нового материала.

а). Достоинства и недостатки ручного лобзика.

Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания  как небольших ,так и очень маленьких отверстий сложной формы, а также возможность поворота пилки на месте под любым углом. Кроме этого, в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0,1 мм.

К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила, установленное длиной рамки. Неудобство работы с материалами толще 7 мм.

б). Достоинства и недостатки ручного электролобзика.

Главным достоинством этого инструмента является высокая скорость пиления, а также возможность работы с материалом большой толщины до 50 мм. Кроме того, этим инструментом можно резать не только дерево, оргалит, доски ,но даже металлы.

 Недостатком является большая ширина (3-7мм) и толщина (1мм)пилки, что делает поворот её на месте практически невозможным. Кроме того, этим инструментом нельзя распилить маленькие детали.

в). Знакомство с модельным электролобзиком.

Модельный электролобзик представляет собой уменьшенную копию обычного электролобзика. Лишённой направляющего ролика,в отличие от обычного электролобзика, он снабжён достаточно тонкой и узкой пилкой, делающей тонкий шов. Таким инструментом можно делать сложные отверстия даже в изогнутых поверхностях (например, в уже собранном рыцарском щите второго уровня).Но ,к сожалению, у этого инструмента довольно низкий ресурс эксплуатации и высокая стоимость как самого инструмента .так и пилок.

г). Знакомство со стационарным электролобзиком.

  Стационарный электролобзик представляет из себя уже не ручной электроинструмент, а целый малогабаритный станок, который снабжён узкой и тонкой пилкой, такой же как и у модельного электролобзика. Им быстро и достаточно точно можно выпилить очень небольшую деталь криволинейной

д). Виды пилок. (показ пилок)

1. Обычная пилка для ручного лобзика.

2. Круглая пилка для ручного лобзика.

3. Сверхтонкая пилка для ручного лобзика.

4. Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.

5. Пилка с мелким зубом для металлов.

6. Специальные пилки.

4. Практическая работа и текущий инструктаж (15-20 мин.)

- Расстановка учащихся по рабочим местам.

- Выдача задания и контроль работы.(выпиливание по кривой линии, выпиливание кругов, внутренних отверстий).

- Проведение целевых обходов рабочих мест

5. Заключительный инструктаж (5 мин)

- указание типичных ошибок

-отметка лучших работ

- сообщение оценки качества работы каждого учащегося.

6. Подведение итогов урока.

  1. Для чего применяется лобзик и как он устроен?
  2. Как надо зажимать пилку в лобзике? Какие они бывают?
  3. Как правильно работать лобзиком?
  4. Зачем надо зачищать фанеру перед нанесением на нее рисунка?
  5. Какой стороной копировальная бумага кладется на заготовку?
  6. Зачем нужна калька при переводе рисунка?
  7. Какие контуры нужно выпиливать сначала – внутренние или наружные?

7. Уборка рабочих мест (2 мин)

- осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.