Урок развития речи "Подготовка к сжатому изложению на лингвистическую тему"

Разделы: Русский язык


Оформление класса:

  • Портреты писателей: Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин.
  • На уроке используются технические средства: персональный компьютер и плазменная панель (для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint).
  • Для каждого учащегося подготовлен раздаточный дидактический материал: текст изложения, технологическая карта для индивидуальной работы.
  • Индивидуальные папки с материалами для подготовки к ГИА.

Межпредметные связи: литература.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока (2 слайд). Презентация.

Приветствие обучающихся.

Установка на плодотворную работу (значимость проводимого урока, место урока в изучаемой теме).

Цели урока (3 слайд):

  • продолжить развитие умений сжато излагать прочитанный текст;
  • формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст;
  • развивать творческие способности, посредством работы с текстом;
  • систематизировать и обобщить знания по теме “Текст. Стили и типы речи”.
  • воспитывать у учащихся любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия “Родина”, бережное отношение к слову.

Задачи:

  • знать основные определения по теме “Текст. Стили и типы речи”.
  • уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • уметь адекватно воспринимать авторский замысел;
  • уметь вычленять главное в информации;
  • уметь сокращать текст разными способами;
  • уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • развивать монологическую речь;
  • способствовать развитию интереса к родному языку.

2. Предварительная беседа (4 слайд)

- Что значит написать сжатое изложение? Какие умения необходимы для данной работы?

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений:

- Дайте определение ЛИНГВИСТИКИ.

(Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие)

3. Работа с текстом (5 слайд)

Задание для класса:

1) Прослушайте текст. Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст.

2) Определите тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них.

3) Определите стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

5) Примените приемы сжатия для данного текста.   Приложение.

4. Чтение эпиграфа (6 слайд)

Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его... Н.В. Гоголь

(7 слайд)

И.С. Тургенев неоднократно призывал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”; “Берегите чистоту языка, как святыню!”. Прослушивание стихотворения в прозе “Русский язык”. Исполняет Елена Габец. (1 минута)

(8 слайд)

Основоположником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина. И.С. Тургенев писал о Пушкине: “Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением...”.

5. Работа с текстом.

Проверь себя (9 слайд)

1) Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст. (В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически; общая тема и единая главная мысль).

2) Тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них. (Это текст – рассуждение. Кроме того в русском языке встречаются тексты – описания и тексты – повествования).

Проверь себя (10 слайд)

3) Стиль текста. Какие стили вы еще знаете? (Научный стиль. Официально-деловой, публицистический, разговорный).

4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

Проверь себя (11 слайд)

(План может быть цитатный, тезисный, вопросный. По структуре план бывает простой и сложный).

  • Индивидуальная работа по составлению плана.
  • Время выполнения работы – 5 минут.

Проверь себя (12 - 13 слайд)

Примерный план

I. Русский язык среди языков мира.

1) Богатство и выразительность русского языка.

2) Русские писатели о выразительности русского языка.

II. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России.

1) Русский язык как один из мировых языков.

2) Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

III. Понятие нормы литературного языка.

Типы норм литературного языка.

IV. Понятия о функциональных разновидностях.

1) Основные функциональные стили современного русского языка.

6. Индивидуальная работа с технологической картой.

Время выполнения работы – 8 минут.

7. Проверка работ учащихся.

8. Подведение итогов урока (14 слайд)

  • Назовите основные функции русского языка в современном мире.
  • Почему литературный язык считается высшей формой языка?
  • Расскажите о нормах литературного языка.
  • Какие функциональные стили вы знаете?

9. Домашнее задание (15 слайд)

  • Написать изложение в чистовом варианте.

Технологическая карта урока

Действия учителя Действия учащихся Продукт взаимодействия

Актуализация опорных знаний

I. Организация предварительной беседы (2 минуты)

Демонстрация презентации в Microsoft PowerPoint

(2-4 слайд)

- Что значит написать сжатое изложение?

- Дайте определение лингвистики.

(Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие).

1) Коррекция ответов обучающихся.

Самостоятельная формулировка определений Уяснение сущности понятий: сжатое изложение, лингвистика

Закрепление знаний, умений, навыков

II. Организация работы с текстом.

1) Демонстрация презентации в Microsoft PowerPoint

(5- 13 слайд)

2) Озвучивание инструкции к выполнению работы:

   

 

Выбор индивидуального образовательного маршрута (составление наиболее приемлемой формы плана)

1) Прослушайте текст.

Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст.

2) Определите тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них.

3) Определите стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

Выполнение заданий по предложенному алгоритму Понятия:

1) Текст

(В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически; общая тема и единая главная мысль).

2) Тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них. (Это текст – рассуждение. Кроме того в русском языке встречаются тексты – описания и тексты – повествования).

3) Стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

(Научный стиль. Официально-деловой, публицистический, разговорный).

3) Коррекция ответов обучающихся.

4) Организация работы с технологической картой.

Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

 

Индивидуальное заполнение технологической карты

Примерный план

I. Русский язык среди языков мира.

1) Богатство и выразительность русского языка.

2) Русские писатели о выразительности русского языка.

II. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России.

1) Русский язык как один из мировых языков.

2) Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

III. Понятие нормы литературного языка.

1) Типы норм литературного языка.

IV. Понятия о функциональных разновидностях.

5) Примените приемы сжатия для данного текста.   Основные функциональные стили современного русского языка.

1) уметь вычленять главное в информации;

2) уметь сокращать текст разными способами;

3) уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

5) Приемы сжатия текста:

1) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

2) слияние нескольких предложений в одно;

3) замена сложного предложения простым;

4) замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением;

5) исключение фрагмента предложения; свертывание информации за счет обобщения.

6) Проверка работ обучающихся.   Черновой вариант сжатого изложения.

Подведение итогов урока

Анализ выполнения поставленных целей:

Cистематизировали и обобщили основные вопросы по теме: “Текст. Стили и типы речи”.

Продолжили работу по подготовке к ГИА, написанию сжатого изложения.

Закрепили понятия: литературный язык, нормы литературного языка.

 

 

 

Самостоятельная формулировка определений.

 
Домашнее задание. Написать чистовой вариант сжатого изложения.