Методическая разработка внеклассного мероприятия по курсу "Этика и культура общения"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Пояснительная записка

В стандартах общего образования нового поколения и других документах, являющихся нормативной базой модернизации общего образования, отчётливо прослеживается тенденция повышения роли воспитания. Это находит отражение в ориентации педагогов не только на предметные и метапредметные, но и на личностные результаты обучающихся,с включением в число универсальных учебных действий тех, которые формируются вследствие реализации воспитательной функции обучения.

Развитие универсальных учебных действий при организации внеклассной работыориентировано на базовые характеристики обучающихся:

  • личностные (смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание, знание моральных норм, выделение нравственных аспектов поведения, дифференциация поступков и событий с этическими принципами);
  • регулятивные(целеполагание и оценка положительного поведенческого опыта);
  • познавательные (рефлексия собственного опыта, формулирование проблем);
  • коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие).

Внеклассное мероприятие ориентировано надетей младшего подросткового возраста 10-12 лет по дополнительному курсу “Этика и культура общения”.

В данной разработке главными воспитательными средствами выступают ситуации творческого взаимодействия воспитанников, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой сферы и эмпатии, реализуемые в диалоге со сверстниками и взрослым. Применение этих средств позволяют педагогу увидеть заинтересованный блеск глаз своих воспитанников.

Цель: изучение и сравнение манер поведения, отображение их позитивных сторон.

Задачи:

  • изучить философские высказывания о манерах поведения, научиться определять проблему и самостоятельно формулировать ее решение по предложенным терминам;
  • освоить термины “тактичность” и “чуткость” через теоретическое исследование идругие виды проблемно-поисковой деятельности;
  • выделять нравственные аспекты манер поведения, уметь использовать их при общении со сверстниками и взрослыми.

Формы проведения

  • словесные: обсуждения, беседа – диалог;
  • практические: проблемно - поисковые и творческие игры.

Пособия и материалы: карточки с заданиями, листы бумаги формата А4, А3, карандаши.

Метапредметность: литература, изо, история, философия, русский язык.

План проведения

  1. Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”.
  2. Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”.
  3. Творческая игра “Сказка о тактичном и чутком...”.
  4. Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”.
  5. Проблемно-поисковая игра“Тактичность и чуткость в современном мире”.
  6. Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”.
  7. Рефлексия.

Ход проведения

Приложение (презентация)

1. Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”

Педагог предлагает воспитанникам найти цитаты о тактичности и чуткости:

“При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы”.
Джон Леббок
“Чуткие люди — это люди, которые как бы невзначай делают приятные мелочи”.
“Такт - это искусство быть на равных со всеми, не унижаясь и не унижая”.
Валентин Грудев
“Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе,— вот самый верный способ нравиться людям”.
Филип ДормерСтенхоп, 4-й граф Честерфилд
“Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным”.
Анри-Фредерик Амьель
“Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных случаях выкажешь другим, будут им также приятны”.
Филип ДормерСтенхоп, 4-й граф Честерфилд
“Как мало приятелей остались бы приятелями, если бы они могли полностью узнать мысли друг друга”.
Георг Кристоф Лихтенберг
“Когда кошка хочет поймать мышку, она притворяется мышкой”.
Василий Осипович Ключевский

Вопросы для обсуждения:

  1. в каких из цитат говорится о скрытности и хитрости?
  2. в чем различие слов “тактичность” и “чуткость”?
  3. что общего между этими понятиями?
  4. какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет обладать этими качествами?

В конце обсуждения парам предлагается заполнить таблицу

Тактичный человек -____________

______________________________

______________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет тактичным

_______________________

_______________________

Что нужно сделать, чтобы быть тактичным__________

_________________________

_________________________

Чуткий человек -______________

_____________________________

_____________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет чутким ______________________

______________________

Что нужно сделать, чтобы быть чутким__________

_________________________

_________________________

2. Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”

Педагог рассказывает о том, что манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонацию, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Часть культуры поведения человека, регулятором является этикет, называются манеры.

Тактичность – это одна из манер поведения человека, чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу в разговоре с собеседником.

Чуткость — социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.

Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, т. е. умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Вопросы для обсуждения:

  1. по отношению к кому можно быть тактичным?
  2. что нужно учитывать при общении с собеседником?

3. Творческая игра “Сказка о тактичном (ой) и чутком (ой)...”

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на три команды, каждой из которой дается задание сочинить сказку об одном из выбранных сказочных персонажей по следующей структуре В.Я. Проппа:

- подготовительная часть сказки, например:

  1. Отъезд. “Уезжают родители...”.
  2. Запрет. “Не заходи только в эту комнату...”.
  3. Нарушение. “Побежала девочка на улицу, заигралась”.

- завязка

  1. Посредничество. “Иди, девочка, братца искать...”.
  2. Начинающееся противодействие. “Позволь мне, попытать счастья...”.
  3. Отправка. “Герой отправился в путь”.

- основная часть

  1. Первая функция дарителя. “Стал....вопросы спрашивать”.
  2. Реакция героя. “Ты б меня сперва накормила...”.
  3. Получение волшебного средства. “Дал старичок ...”.
  4. Перемещение в иное пространство. “Долго ли..., коротко ли...”.

- заключительная часть

  1. Победа. “Завертелся злодей и сгинул”.
  2. Начальная беда или недостача ликвидируется. “Вышла к герою из подземелья ....”.
  3. Возвращение. “Сели на ковер-самолет, полетели домой”.

В течение 25 минут воспитанники сочиняют (по выбору: записывают, зарисовывают) сказку, затем излагают ее другим командам. Каждая из команд может задать вопросы на уточнение и понимание сказки.

Вопросы для обсуждения:

  1. в какой из сказок описывается тактичный (чуткий) герой?
  2. какой из героев сказки был самым тактичным и чутким?

4. Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю поиграть!
Раз – на физкультминутку приглашаю,
Два – стишок посочиняю,
Три – хлопок над головой,
Четыре – руки пред собой,
Пять –все вместе улыбнемся,
Шесть – в малый круг сойдемся,
Семь – тактично отойдем,
Восемь – чутко повернем
мы соседа своего,
Девять – плавно пробежимся,
Десять - нам пора остановиться.

5. Проблемно-поисковая игра “Тактичность и чуткость в современном мире”

Педагог озвучивает воспитанникам примеры бестактных поступков приведенных древнегреческим философом Теофрастом:

  • прийти за советом к занятому человеку;
  • пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;
  • начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися.

Создание проблемной ситуации 1

  • антоним слову тактичность – бестактность
  • какое из слов:чёрствость, бессердечность, равнодушие или безразличиебудет антонимом к слову чуткость?

Создание проблемной ситуации 2

  • соотнести картинки со словами:
ТАКТИЧНОСТЬ
БЕСТАКТНОСТЬ
ЧУТКОСТЬ
РАВНОДУШИЕ

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на две команды:

  • первой команде предлагается определить причины возникновения у людей бестактных поступков и разработать правила тактичного человека;
  • вторая команда работает по такой же схеме, только со словами: равнодушие и чуткость.

Каждая из команд выписывает на листе бумаги наиболее рациональныеправила для тактичного и чуткого поведения в современном мире.

По итогам составляется общий свод правил тактичного и чуткого поведения современного человека.

5. Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”

Воспитанникам предлагается составить сочинение-сюжет: бытовую историю, юмористический рассказ, исторический рассказ, притчу, сказку, фантастический рассказ (фэнтези) или нарисовать рисунок (плакат) по теме игры.

Вопросы для обсуждения:

  • через что лучше и удачнее можно отобразить “Тактичность” и “Чуткость”?
  • можно ли повлиять на современных людей своим творчеством? Если они прочтут (увидят) вашу творческую работу, измениться ли их поведение?

6. Рефлексия

При подведении итогов мероприятия можно использовать упражнение “Плюс-минус-интересно” Эдварда де Боно, доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета, специалиста в области развития практических навыков в области мышления.

П

(плюс - все, что понравилось на занятии)

М

(минус - все, что не понравилось на занятии)

И

(все любопытные факты, о которых узнали на занятии)

     

Используемая литература и Интернет-источники

  1. Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. Педагогические технологии. Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград. 2006.
  2. В.Я. Пропп. Морфология сказки. Ленинград, 1928
  3. http://www.inpearls.ru/
  4. http://www.uchportal.ru/publ