Пояснительная записка
В стандартах общего образования нового поколения и других документах, являющихся нормативной базой модернизации общего образования, отчётливо прослеживается тенденция повышения роли воспитания. Это находит отражение в ориентации педагогов не только на предметные и метапредметные, но и на личностные результаты обучающихся,с включением в число универсальных учебных действий тех, которые формируются вследствие реализации воспитательной функции обучения.
Развитие универсальных учебных действий при организации внеклассной работыориентировано на базовые характеристики обучающихся:
- личностные (смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание, знание моральных норм, выделение нравственных аспектов поведения, дифференциация поступков и событий с этическими принципами);
- регулятивные(целеполагание и оценка положительного поведенческого опыта);
- познавательные (рефлексия собственного опыта, формулирование проблем);
- коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие).
Внеклассное мероприятие ориентировано надетей младшего подросткового возраста 10-12 лет по дополнительному курсу “Этика и культура общения”.
В данной разработке главными воспитательными средствами выступают ситуации творческого взаимодействия воспитанников, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой сферы и эмпатии, реализуемые в диалоге со сверстниками и взрослым. Применение этих средств позволяют педагогу увидеть заинтересованный блеск глаз своих воспитанников.
Цель: изучение и сравнение манер поведения, отображение их позитивных сторон.
Задачи:
- изучить философские высказывания о манерах поведения, научиться определять проблему и самостоятельно формулировать ее решение по предложенным терминам;
- освоить термины “тактичность” и “чуткость” через теоретическое исследование идругие виды проблемно-поисковой деятельности;
- выделять нравственные аспекты манер поведения, уметь использовать их при общении со сверстниками и взрослыми.
Формы проведения
- словесные: обсуждения, беседа – диалог;
- практические: проблемно - поисковые и творческие игры.
Пособия и материалы: карточки с заданиями, листы бумаги формата А4, А3, карандаши.
Метапредметность: литература, изо, история, философия, русский язык.
План проведения
- Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”.
- Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”.
- Творческая игра “Сказка о тактичном и чутком...”.
- Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”.
- Проблемно-поисковая игра“Тактичность и чуткость в современном мире”.
- Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”.
- Рефлексия.
Ход проведения
Приложение (презентация)
1. Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”
Педагог предлагает воспитанникам найти цитаты о тактичности и чуткости:
“При помощи такта можно добиться
успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего
сделать при помощи силы”. Джон Леббок |
“Чуткие люди — это люди, которые как бы невзначай делают приятные мелочи”. |
“Такт - это искусство быть на равных со
всеми, не унижаясь и не унижая”. Валентин Грудев |
“Относись к другим так, как тебе
хотелось бы, чтобы они относились к тебе,— вот
самый верный способ нравиться людям”. Филип ДормерСтенхоп, 4-й граф Честерфилд |
“Недостаточно быть добрым, нужно еще
быть тактичным”. Анри-Фредерик Амьель |
“Если тебе приятно, когда люди
внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и
слабостям, можешь быть уверен, что
внимательность и чуткость, которые ты в подобных
случаях выкажешь другим, будут им также приятны”. Филип ДормерСтенхоп, 4-й граф Честерфилд |
“Как мало приятелей остались бы
приятелями, если бы они могли полностью узнать
мысли друг друга”. Георг Кристоф Лихтенберг |
“Когда кошка хочет поймать мышку, она
притворяется мышкой”. Василий Осипович Ключевский |
Вопросы для обсуждения:
- в каких из цитат говорится о скрытности и хитрости?
- в чем различие слов “тактичность” и “чуткость”?
- что общего между этими понятиями?
- какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет обладать этими качествами?
В конце обсуждения парам предлагается заполнить таблицу
Тактичный человек -____________ ______________________________ ______________________________ |
Какие проблемы могут возникнуть у
человека, если он не будет тактичным _______________________ _______________________ |
Что нужно сделать, чтобы быть
тактичным__________ _________________________ _________________________ |
Чуткий человек -______________ _____________________________ _____________________________ |
Какие проблемы могут возникнуть у
человека, если он не будет чутким ______________________ ______________________ |
Что нужно сделать, чтобы быть
чутким__________ _________________________ _________________________ |
2. Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”
Педагог рассказывает о том, что манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.
Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонацию, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Часть культуры поведения человека, регулятором является этикет, называются манеры.
Тактичность – это одна из манер поведения человека, чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу в разговоре с собеседником.
Чуткость — социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.
Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, т. е. умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Вопросы для обсуждения:
- по отношению к кому можно быть тактичным?
- что нужно учитывать при общении с собеседником?
3. Творческая игра “Сказка о тактичном (ой) и чутком (ой)...”
Педагог предлагает воспитанникам разделиться на три команды, каждой из которой дается задание сочинить сказку об одном из выбранных сказочных персонажей по следующей структуре В.Я. Проппа:
- подготовительная часть сказки, например:
- Отъезд. “Уезжают родители...”.
- Запрет. “Не заходи только в эту комнату...”.
- Нарушение. “Побежала девочка на улицу, заигралась”.
- завязка
- Посредничество. “Иди, девочка, братца искать...”.
- Начинающееся противодействие. “Позволь мне, попытать счастья...”.
- Отправка. “Герой отправился в путь”.
- основная часть
- Первая функция дарителя. “Стал....вопросы спрашивать”.
- Реакция героя. “Ты б меня сперва накормила...”.
- Получение волшебного средства. “Дал старичок ...”.
- Перемещение в иное пространство. “Долго ли..., коротко ли...”.
- заключительная часть
- Победа. “Завертелся злодей и сгинул”.
- Начальная беда или недостача ликвидируется. “Вышла к герою из подземелья ....”.
- Возвращение. “Сели на ковер-самолет, полетели домой”.
В течение 25 минут воспитанники сочиняют (по выбору: записывают, зарисовывают) сказку, затем излагают ее другим командам. Каждая из команд может задать вопросы на уточнение и понимание сказки.
Вопросы для обсуждения:
- в какой из сказок описывается тактичный (чуткий) герой?
- какой из героев сказки был самым тактичным и чутким?
4. Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю поиграть!
Раз – на физкультминутку приглашаю,
Два – стишок посочиняю,
Три – хлопок над головой,
Четыре – руки пред собой,
Пять –все вместе улыбнемся,
Шесть – в малый круг сойдемся,
Семь – тактично отойдем,
Восемь – чутко повернем
мы соседа своего,
Девять – плавно пробежимся,
Десять - нам пора остановиться.
5. Проблемно-поисковая игра “Тактичность и чуткость в современном мире”
Педагог озвучивает воспитанникам примеры бестактных поступков приведенных древнегреческим философом Теофрастом:
- прийти за советом к занятому человеку;
- пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;
- начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися.
Создание проблемной ситуации 1
- антоним слову тактичность – бестактность
- какое из слов:чёрствость, бессердечность, равнодушие или безразличиебудет антонимом к слову чуткость?
Создание проблемной ситуации 2
- соотнести картинки со словами:
ТАКТИЧНОСТЬ | |
БЕСТАКТНОСТЬ | |
ЧУТКОСТЬ | |
РАВНОДУШИЕ |
Педагог предлагает воспитанникам разделиться на две команды:
- первой команде предлагается определить причины возникновения у людей бестактных поступков и разработать правила тактичного человека;
- вторая команда работает по такой же схеме, только со словами: равнодушие и чуткость.
Каждая из команд выписывает на листе бумаги наиболее рациональныеправила для тактичного и чуткого поведения в современном мире.
По итогам составляется общий свод правил тактичного и чуткого поведения современного человека.
5. Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”
Воспитанникам предлагается составить сочинение-сюжет: бытовую историю, юмористический рассказ, исторический рассказ, притчу, сказку, фантастический рассказ (фэнтези) или нарисовать рисунок (плакат) по теме игры.
Вопросы для обсуждения:
- через что лучше и удачнее можно отобразить “Тактичность” и “Чуткость”?
- можно ли повлиять на современных людей своим творчеством? Если они прочтут (увидят) вашу творческую работу, измениться ли их поведение?
6. Рефлексия
При подведении итогов мероприятия можно использовать упражнение “Плюс-минус-интересно” Эдварда де Боно, доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета, специалиста в области развития практических навыков в области мышления.
П (плюс - все, что понравилось на занятии) |
М (минус - все, что не понравилось на занятии) |
И (все любопытные факты, о которых узнали на занятии) |
Используемая литература и Интернет-источники
- Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. Педагогические технологии. Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград. 2006.
- В.Я. Пропп. Морфология сказки. Ленинград, 1928
- http://www.inpearls.ru/
- http://www.uchportal.ru/publ