Введение.
Для многих из нас это особые места Присутствия Божия. В монастырях чувствуешь удивительное умиротворение, спокойствие и радость.
Русский верующий народ всегда с благоговением смотрел на монашеский подвиг и поэтому всеми мерами способствовал росту и процветанию монастырей.
Предлагаем Вашему вниманию краткий сборник о монастырях нашей любимой Псковской земли, которую паломники называют Русской Палестиной!
Страница первая. Наш родной Остров. Спасо-Казанский женский монастырь.
Остров – древнейший русский город. Первое упоминание в летописи о нем относится к 1341 году, и летописец говорит о нем, как уже о сложившемся городе. Летописная история города Острова начинается с военных событий, и это не случайно: Остров служил не только крупным пригородом Пскова, но и важнейшим пограничным форпостом на юге Псковской земли. В связи с этим, с момента возникновения Острова здесь была построена крепость.
Каменная крепость из серого колотого известняка на извести была воздвигнута на возвышенной части небольшого, довольно низкого островка между рекой Великой и протокой, именуемой в древние времена “Черной речкой” или “Слобожихой". Форма крепости соответствовала рельефу занятого ею участка. От наиболее низкой части острова она отделялась рвом, соединенным с рекой Великой и заполненным водой. В крепости не было тайника, его заменял наполненный водой из Великой внутренний канал, вырытый рядом с юго-восточной стеной, который снабжал защитников крепости во время осады. Крепостная стена поднималась над островом примерно на десять метров, с северо-западной стороны – до 15 метров. С течением времени, особенно после успешных походов Петра I в Северной войне, крепость Остров потеряла свое первоначальное военное предназначение и становится с 1708 года заурядным уездным городом. С 1767 года, по свидетельству Новгородского губернатора Сиверса, в городе появляются перспективы развития торговли льном. И к концу XIX века Остров становится ведущим в Псковском крае в экономическом отношении, учредив в 1864 году акционерное общество по торговле льном. Одной из главных достопримечательностей города Острова является уникальное сооружение – цепной мост через реку Великую, который поражает смелостью воплощения технической идеи, свидетельствует о высоком искусстве российского мостостроительства. Мост состоит из двух отдельных пролетов, построенных через два рукава р. Великой. Величина каждого из пролетов 94 метра, со стрелой провеса цепей в 1\2 пролета. Опоры выведены из отборной известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита. Открытие цепного моста, на котором присутствовал сам Николай I, состоялось в ноябре 1853 года. Создатель цепного моста – инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский – был удостоен ордена Святой Анны второй степени.
В конце XIX веко в городе Острове был учрежден Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские – древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Его прадед, священник Павел Bладимирович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил храм Спасо-Нерукотворного Образа, ставший впоследствии основой монастыря. В 1897 году состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием, в освящении монастыря принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В настоящее время в монастыре бережно сохраняется главная святыня обители – образ “Казанской” Богоматери, чудом сохранившийся после разорения обители.
За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку. Но Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) – благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. А в феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую Обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой).
Эта святая обитель, полностью разрушенная в годы лихолетья, ныне на наших глазах восстанавливается под руководством игуменьи Маркеллы. Сегодня в обители подвизаются 15 сестер. На базе подсобного хозяйства организован детский лагерь, где могут отдохнуть и потрудиться дети из малообеспеченных семей г. Острова.
В 2005 году была первая служба во вновь выстроенном храме в честь Иоанна Кронштадского. За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время восстановлены: Храм Спаса Нерукотворного Образа, Святые Врата, сестринский корпус, которому 150 лет. Построены заново: церковь Св.праведного Иоанна Кронштадтского, монастырские стены, две трапезные – сестринская и для рабочих, корпуса для музея Патриарха Алексия I, художественной мастерской, класса пения, прачечной, бани, склада, ризничной
Монастырь участвует во всех православных выставках России, где собирается копеечка на ремонт монастыря. Сегодня восстановление с нуля двух храмов можно назвать Чудом Божиим.
Страница вторая. Жемчужина Псковской земли – Свято-Успенская обитель.
Жемчужина Псковской земли – Свято-Успенская обитель, основанная в конце XV в., расположена на исконно русской земле, на самой границе с Эстонией. Находящийся в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 530 лет.
Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “о от множества фимиама”.
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год. Преподобный Иона – непосредственный строитель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженицей обители.
По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. 15 августа 1473 года по благословению Новгородского архиепископа Феофила пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эту дату принято считать моментом основания Псково-Печерского монастыря.
В XVI в. трудами прпмч. игумена Корнилия воздвигнуты монастырские стены и башни. В 1521 году в Псково-Печерский монастырь была принесена икона Успения Пресвятой Богородицы двумя псковскими людьми Василием и Феодором. С 1523 года икона стала изливать множество чудес и исцелений. В Михайловском хроме в особом ковчеге хранится десница св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. Во время разорения Царскосельского дворца одна благочестивая чета сумела выкупить и сохранить святыню для благоговейного почитания.
В святцах Русской Православной Церкви значится имя преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, день памяти которого отмечается 20 февраля (по старому стилю). Об этом выдающемся в свое время человеке, известном не только в Псковском крае, но и всем просвещенным людям средневековой Руси, сохранилось немало летописных сведений. В XVI веке Корнилий был игуменом Псково-Печерского монастыря, его послушничество пришлось как раз на годы Ливонской войны (1558–1583 гг.) – суровой и грозной поры для всего Русского государства. При игумене Корнилий монастырь превратился в мощную и неприступную крепость, став надежным форпостом Пскова на западном рубеже; под стенами монастыря были посрамлены ратники Стефана Батория и Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона. В 1565 г. возводятся те самые каменные стены и башни, которые сегодня поражают красотой и величием.
Известен игумен Корнилий и как просветитель, и как писатель: он составил летопись Печерской обители, написал “Повесть о начале и основании Печерского монастыря”. Но все это, так сказать, официальные, документальные свидетельства. А вот что говорит о нем одна из самых старых легенд псковской земли.
Ехал однажды Грозный-царь впереди войска своего под Ригу – немца воевать, врага своего ненавистного. Остановился в Пскове. То-то пришлось псковичам, и старым, и малым, страху натерпеться: не приведи Господь, нрав-то был у царя Ивана... Но, слава Богу, в тот раз все обошлось тихо-мирно, и поехал Грозный-царь дальше своим путем, через Изборск и Печоры.
Игуменом Печерского монастыря как раз был преподобный Корнилий, и братией и окрестным людом очень любимый и уважаемый человек. Въезжает Грозный-царь в Печоры, направляется к монастырю, позади царские слуги саблями вострыми постукивают, уздечками да шпорами позванивают. Навстречу – Корнилий, встречает государя как положено: с крестом, с иконами, со всей Благословил Корнилий спешившегося царя да и говорит: братией.
– Позволь мне, государь, ограду вокруг монастыря сделать.
– Да велику ли ограду ты, преподобный Корнилий, делать задумал? – удивился
Грозный.
– Маленькую ставь, а большой делать не позволю.
– Да я маленькую, – отвечает Корнилий, – я маленькую. Сколь много позволит
воловья кожа, такую и поставлю
– Ну, если на воловью кожу, то ставь, – милостиво разрешил Грозный, посмеявшись
в душе простоте игумена.
Сказал так и уехал. Преподобный же Корнилий времени зря не терял и возвел вокруг монастыря не ограду даже, а целую крепость.
При этом и царское указание в точности исполнил: поставил ограду на воловью кожу, предварительно разрезав ее на тоненькие-тоненькие ремешки, да и охватил таким образом большое место. А вокруг того места стены каменные, башни неприступные высятся – крепость да и только.
Отвоевал тем временем Грозный-царь семь лет с немцем, назад возвращается. Проехал на Новый Городок, до Печор всего двенадцать верст осталось, как вздумалось ему с Мереной Горы окрестности властным оком осмотреть. Глянул налево, глянул направо, смотрит – крепость стоит.
– Какая такая крепость?! – закричал взбешенный царь. Распалился гневом и поскакал к Корнилию в монастырь, слуги едва за ним поспевают.
Преподобный Корнилий, узнав о приезде царя, вновь выходит встречать Грозного, как царский чин того требует, с хлебом-солью да с колокольным звоном.
Подскакал царь на взмыленной лошади к Корнилию, саблю выхватил:
– Крепость выстроил! – кричит. – Измену задумал, на меня пойдешь! Хвать саблей – и отрубил преподобному Корнилию голову. А Корнилий взял голову в руки и держит перед собой.
Грозный так и затрясся от страха и бросился бежать от казненного, а Корнилий за ним с отрубленной головою в руках. Царь все дальше, а преподобный за ним да за ним.
Так и умчался объятый ужасом царь из Корнилиевой крепости. Все оставил и под Псков больше не ездил.
Иные же говорят, что когда Грозный отрубил Корнилию голову, то тут же раскаялся в содеянном, поднял бездыханное тело и сам отнес его к Успенскому собору. С тех пор дорога от Никольских ворот, где встречал Корнилий царя, до Успенского собора называется Кровавой.
А Корнилиева крепость и до сих пор стоит. И не раз с тех лет становилась она неприступной преградой на пути вражьих сил.
Сейчас в монастыре 11 храмов. Возглавляют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, и наместник Архимандрит Тихон (Секретарев). В обители проживают и трудятся около 80 монахов. Монастырь ведет огромную культурную и образовательную работу.
Страница третья. Спaco-Елеазаровский монастырь.
Спaco-Елеазаровский монастырь расположен в 27 км от Пскова по дороге в Гдов. Монастырь основан в 1447 г. преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром. В монастыре сохранился храм во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С юга к собору примыкает придел Рождества Богородицы. Природа нашего Северо – Запада всегда прекрасна, но здесь, в сосновом краю, в самом воздухе, кажется, разливается благодать и спокойствие. Монастырь существовал здесь с давних времен, но в годы неверия был закрыт, строения его использовались не по назначению. Святость сохраняется не в камнях, а в людских сердцах, монастырь возродился, и с каждым годом всё больше людей несут сюда свои заботы и печали.
Собор Спасо-Елеазаровского монастыря высок и наряден. Он имеет три апсиды и невысокую колокольню над лестницей. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора украшен килевидной аркой, купол храма с перехватом, щпиц на двухъярусной колокольне. Строительный материал собора традиционный – бутовый камень. В 1967 г. здесь производились работы по укреплению конструкций стен и сводов.
В XVI веке старец Елеазарова монастыря Филофей сформулировал церковно-политическую идею Москвы – Tретьero Рима.
С 1908 по 1915 год в монастыре подвизался выдающийся старец (ныне местночтимый Казанский святой) схиархимандрит Гавриил (Зырянов), привлекавший к себе богомольцев, ищущих слова наставления и исцеления духовных и телесных недугов. В числе высоких особ, неоднократно посещавших старца, была его духовная дочь, сестра императрицы, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве великая княгиня Елизавета Федоровна.
Бывшая мужская обитель, давшая Пскову прпп. Евфросина и Серапиона Елеазаровских, ныне воссоздается как женская по благословению Владыки Евсевия, а также трудами настоятельницы – игуменьи Елисаветы (Беляевой). Еще не полностью восстановленная обитель уже спешит заниматься делами попечительства и благотворительности. Так, настоятельница монастыря участвует в областных курсах по подготовке православных педагогов, организует областные научно-исторические конференции. Сестры монастыря с радостью и любовью несут различные послушания согласно нуждам монастыря.
Страница четвертая. Наши впечатления о святынях Псковщины.
Мы живём в чудесных краях, где покоем и святостью дышит вся природа. У нас есть все возможности с детства впитать в себя впечатления замечательных мест нашей области. Некоторых из нас они вдохновляют на творчество. Выпускница нашей школы Ирина Ерцева посвятила свой рассказ посещению Елеазаровского монастыря.
Бог часто посылал тяжкие испытания нашей Псковщине, но всегда давал силы, чтобы преодолеть эти испытания во славу Его. Такие мысли проносятся в моей голове, когда стою я теплым августовским днем на влажном асфальте возле Троицкого собора в нашем древнем Пскове среди таких же, как и я, восторженных людей. У нас торжественное событие: нашу область с пасторским визитом посетил Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас он ведет службу в соборе, а потом Святейший выйдет к нам.
Я знаю его очень давно: ещё будучи священником отец Кирилл вел субботние проповеди по телевидению. Меня всегда восхищали его грамотная речь, уважение к собеседнику, знание жизни и человеческой души. Мы все были счастливы, что этот чудесный и достойный человек стал Патриархом нашей церкви. Сегодня он в нашей области, и мы можем этой встречей выразить свою любовь к Богу и уважение к Святому Патриарху. В толпе можно увидеть знакомые лица. Вот женщина в черном монашеском клобуке, простое лицо, но такое, что, кажется, вся доброта России отражается в нём. Это матушка Маркелла, настоятельница монастыря в моём родном городе Острове. Рядом девушка в белом платочке, чуть постарше меня. И у той и у другой в глазах те же счастье и восторг, что и у меня. Даже случайный человек, попавший среди восторженных единоверцев, проникнется общим восторгом и любовью к Богу.
Святой Патриарх привез чудотворный образ в дар Свято-Елиазаровскому монастырю. Эта обитель находится недалеко от Пскова. Знакомое название будит во мне воспоминания.
Ровно год назад в июне я случайно попала в село Елизарово. Природа нашего Северо-Запада всегда прекрасна, но здесь, в сосновом краю, в самом воздухе, кажется, разливается благодать и спокойствие. Монастырь существовал здесь с давних времен, но в годы неверия был закрыт, строения его использовались не по назначению. Святость сохраняется не в камнях, а в людских сердцах, монастырь возродился, и с каждым годом всё больше людей несут сюда свои заботы и печали.
Именно в этих святых местах я повстречала маленькое чудо. К Елизаровскому озеру два спуска: один пологий, песчаный, поросший соснами, заканчивается он уютным пляжем; другой довольно крутой, влажный от бьющих ключей, заканчивается прибрежной топью. Местные не пользуются крутым спуском, а я по неопытности пошла именно по сырому берегу. Дорога оказалась нелегкой: пришлось пробираться сквозь кустарники, придерживаясь за ветви, чтобы не поскользнуться. Я хотела было возвращаться назад, но, отведя ветку, увидела чудесный цветок.
Он был довольно большим, моя ладонь едва прикрыла его. Головка гордо сидела на высоком стебельке, слегка сизоватом от многочисленных ворсинок. Околоцветник был образован узкими длинными листочками приятного коричнево – красного цвета. Середина – губой желтого цвета с пятнышками в тон околоцветнику. Внутренняя часть цветка казалась бархатной от волосков. Гордая головка цветка как воротничком оттенялась зеленым листочком. Другие, более крупные листья, напоминали по форме листья ландыша, но казались более нежными. В гуще кустов этот цветок казался настоящим чудом.
Разумеется, башмачок настоящий (Cypripedium calceotus L.) я видела на фотографиях и на экране. Об этом растении из Красной книги России нам говорили на уроках и занятиях кружка. Но здесь оно было настоящим, живым. Не зная о том, что оно охраняется, я наверняка сорвала бы его. Откуда я могла знать, что стоило мне после этого закрыть глаза, и тотчас перед ними встает чудное видение: изящная северная орхидея среди мокрой листвы. Доносится субботний звон колоколов, на душе становится чисто и радостно.
Красная книга должна существовать, она помогает нам сохранять самое прекрасное, созданное Богом – природу. Сохранив живое создание, человек сохраняет самое большое свое богатство – бессмертную душу.
Заключение.
Дорогой слушатель! Мы предложили Вашему вниманию краткий сборник о монастырях нашей любимой Псковской земли, которую паломники называют Русской Палестиной! Ждем Вас в гости на Благодатную Псковскую землю!
Информационные источники:
- http://edapskov.narod.ru/
- http://ostrov.reg60.ru/
- http://tourism.pskovlive.ru/
- http://culture.pskov.ru/