1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Презентация. На слайде два высказывания, которые дети пишут в тетрадь
Хватать звезды с небес. Не ударить в грязь лицом.
3. Постановка проблемы, определение целей урока.
– Как вы поняли это высказывание?
– Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (Кто-то отвечает,
кто-то не знает совсем.)
– перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.
– Цель урока – Узнать, как называются такие выражения и научиться их
расшифровывать.
– Как поймем, что достигли цели? (Увидим, что стали понятны эти обороты,
знаем как с ними работать).
4. План урока.
– Для достижения цели предлагаю сегодня работать по следующему плану (план на доске).
1) Что такое фразеологизм.
2) Фразеологический словарь.
3) Работа с фразеологическими оборотами.
4) Работа с текстом.
5) Тренировочные упражнения.
6 )Итог.
5. Работа по плану.
– Учебник откроем на с. 49. Читаем правило. Обсуждаем.
– Найдите в стихотворении упражнения №83 фразеологический оборот.
– Где искать расшифровку? (Фразеологический словарь с. 157.)
– С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании.
– Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы на слайдах: Смотрит как баран на
новые ворота. (Очень удивлённо.) Сесть в лужу. (Оказаться в неловком,
смешном положении.) Рубит сук, на котором
сидит. (Делает то, что может быть опасным для него же.)
Запишите в тетрадь первый фразеологизм.
– Физкультминутка.
– В парах поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:- ловкий,
- робкий.
2. У него денег куры не клюют:
- богатый,
- бедный.
3. У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый,
- жадный.
4. Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу,
- обманывает людей.
– Работа с текстом в парах.
Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.
– Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,– растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки,– успокоил нас дед, – со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.
– Чтение текста вслух.
– Посоветуйтесь и решите, каким выражением из текста вы могли бы озаглавить
рассказ? (Попались на удочку.)
– Что означает это выражение? (Обманулись.)
– Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики
оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить
голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни
пером описать.)
– Запись предложения с комментированием на доске.
Мы попались на удочку.
– Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи, определите
словосочетания.
– Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.
Физкультминутка. Посмотрите на слайды – из истории возникновения некоторых фразеологических оборотов.
Время истекло – свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и “сколько воды утекло”, “текущий год”.
Спать без задних ног – спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.
– Упражнение № 85 с. 50 учебника.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на
слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
– Зачитайте. Объясните.
– Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?
– Домашнее задание.
На протяжении всего урока идет работа с планом урока. Дети определяют, на каком этапе находятся. Осмысливают, сколько осталось. Планируют силы.