Цели:
- Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.
- Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
- Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Введение в тему занятия.
– Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять
Прямо так употреблять.
Ученики. Речь идёт о фразеологизмах. (Презентация. Слайд 1)
Учитель .Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи?
Ученик: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Слайд 2)
Учитель. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.
Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)– выражение + логос (loqos)-учение.
Есть ещё научное название фразеологизмов – ИДИОМА.
1. Задание. Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания. (Слайд 3)
1. Петя на уроке труда работал плохо. | Петя на уроке труда работал спустя рукава. |
2. Он бездельничал. | Он бил баклуши. |
– Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?
Ученики. (Слайд 4)
НЕЛЬЗЯ:
1. Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя
сказать “Ни мясо, ни рыба”.
2. Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо “куда глаза глядят”
нельзя сказать “куда глаза смотрят”.
Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.
2. Задание. Соотнесите фразеологизм со значением. (Слайд 5)
Спустя рукава | Обманывать кого-либо для своей выгоды |
Втирать очки | Делать что-либо небрежно, кое-как |
Намылить шею | Хитро обманывать |
Обводить вокруг пальца | Задать взбучку, побить кого-либо. |
Кричать во всю ивановскую | Заниматься бесполезным делом. |
Переливать из пустого в порожнее | Кричать очень громко |
Знакомство со словарём.(Работа в парах.) (Слайд 6–9)
Учитель. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.
Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.
3. Задание. Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? Найдите в словаре.
4. Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? (Слайд 10)
Ни пуха ни пера.
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: “Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!”Через час, едва живой
Петушок спешит домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле нет
Нет ни пуху, ни пера.
- О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: “Ну, ни пуха ни пера!”
- Она пожелала ему удачи, успеха.
- Почему стихотворение заканчивается словами “ Нет ни пуху, ни пера”?
- Петушок вернулся домой весь ощипанный.
- Где эти слова употреблены в переносном значении?
- В первом случае. Когда мать провожала сына в школу.
- Желая “ни пуха ни пера”, мама-квочка употребили это выражение в переносном значении , т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.
– С какой целью используют фразеологизмы в речи?
Ученики. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи выразительность.
5. Задание . “На загадку дай отгадку”.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
- Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
6. Задание. В стихотворении найти фразеологизмы. (Работа в парах.)
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода!”
7. Задание. (Слайд 11)
Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.
Например, говорят, труслив как заяц.
Самостоятельная работа. Закончите предложение. (Работа в парах.)
Болтлив как … Надут как … Изворотлив как … Здоров как … Упрям как … Нем как … Работает как … |
сорока индюк уж бык осел рыба лошадь |
Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
8. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова .Объясните значение фразеологизмов. (Слайд 12)
Держать…. Востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные)
С …..нос (голубиный, гулькин)
Не в своей …(чашке, тарелке).
9. Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Работа выполняется по группам. (Слайд 13–15)
- Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу).
- Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды).
- Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову).
- Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос).
10. Задание. Объяснить значение и происхождение выражений: у чёрта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.
Предлагаются 4 картинки: (Слайд 16–19)
1 – изображение весёлого чёртика и подпись: у чёрта на куличках.
2 – древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята.
3 – буква “ять” и подпись: знать на ять.
4 – несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать.
У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения “где– то далеко в лесу”. Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.
Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Знать на ять – знать очень хорошо. “Ять”, буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как “Е”. Тот, кто писал правильно слова с “ять”, считался грамотным человеком.
Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.
Подведение итога занятия. (Слайд 20)
- Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?
- Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
- Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
- Узнал ли я сегодня что-то новое?
- Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
- Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему “Фразеология” самостоятельно?
Рефлексия. (Слайд 21)
- Умею ли я опознавать фразеологизмы?
- Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
- Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
- Испытывал ли трудности на занятии?
Использованная литература.
- И.Н.Горбунова “ Занимательная лингвистика. Волгоград 2009 г.
- Е.М. Елизарова “К тайнам слова”. Волгоград 2008 г.
- Журнал “Русский язык в школе”№ 2 1993 г.
- Ресурсы интернет.