Обобщающий урок по теме "Обособленные обстоятельства". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (487 кБ)


Цель: повторить и обобщить сведения об обособленных обстоятельствах.

Задачи:

  • совершенствовать умения определять условия обособления обстоятельств в предложении;
  • вырабатывать умения редактировать готовые конструкции с использованием обособленных обстоятельств;
  • формировать умения конструировать предложения с обособленными обстоятельствами;
  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы: работа в группах

Технология: игровая

Организация игры и правила:

  1. Игра состоит из двух раундов: 25 вопросов в первом раунде и финального раунда из 1 вопроса.
  2. Вопросы первого раунда сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.
  3. В первом раунде вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или"аукцион".
  4. Если игрокам достался “Кот в мешке” - необходимо передать команде соперников.
  5. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка — номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше. Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком.
  6. Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной цифре, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре “Своя игра”.

II. Конкурсная программа.

Теория.

100

Что такое обособление?

Смысловое или интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.

200

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

  • Одиночным деепричастием
  • Деепричастным оборотом
  • Существительным с производным предлогом

300

Когда обстоятельства обособляются?

Д.О. , Х

Х , Д.О. ,...

Дееприч. , Х

Х , Дееприч.

Несмотря на ......, ......

Не взирая на ......, .......

Благодаря

Согласно + сущ. в Д.п

Вопреки и др.

В силу

В случае

При наличии

При отсутствии

Ввиду (=из-за)

Вследствие

По причине и др.

400

Когда обстоятельства не обособляются?

Не обособляется

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ С ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
  • ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ПЕРЕШЕДШЕЕ В НАРЕЧИЕ

500

Употребление. Культура речи.

Что надо помнить об употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом?

Основное и добавочное действие выполняет один предмет.

Умный редактор. (необходимо исправить ошибки в употреблении обособленных обстоятельств)

100

Перейдя в 9-й класс, у нас появился новый предмет.

Когда мы перешли в 9-й класс, у нас появился новый предмет.

200

Стоя у дверей в гостиную, ему был ясно слышен их разговор.

Стоя у дверей в гостиную, он ясно слышал их разговор.

300

Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

400

На катке всегда весело скользишь по льду, но, накатавшись, болят ноги.

На катке всегда весело скользишь по льду, но, когда накатаешься (после катания), болят ноги.

500

После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

В шаге от ГИА.

100

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие обособленное обстоятельство?

Рассыпавшись(1) по кораблю (2) матросы моют(3) и скребут палубу

  1. 1
  2. 2, 3, 4
  3. 3, 4
  4. 1, 4

200

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?

Листья(1)падая(2) шепчутся(3)прощаясь навек.

  1. 1
  2. 1, 2
  3. 2, 3
  4. 1, 2, 3

300

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?

Мы(1)несмотря на поздний час(2) отправились на прогулку.

1) 1, 2

2) 1

3) 2

4) Запятая не нужна

400

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?

Каштанка(1) вскочив(2) присела на все четыре лапы(3) и (4) протягивая к коту морду(5) залилась громким лаем.

  1. 3, 5
  2. 1, 2, 3, 4, 5
  3. 1,2, 3, 5
  4. 1, 2, 4, 5

500

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?

Роща (1) весело шумя (2) расступилась (3) открывая (4) залитый солнцем простор и подёрнутые голубоватой дымкой (5) дали.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3, 4, 5

3) 3, 4, 5

4) 2, 4, 5

В трех шагах от ЕГЭ.

100

Выберите правильное продолжение предложения.

Празднуя Масленицу,

  1. первый её день заканчивался традиционной русской забавой – кулачным боем.
  2. весело загорелось соломенное чучело на площади.
  3. народ наделил её такими звонкими эпитетами, как “широкая”, “честная”, “весёлая”.
  4. нередко устраивались коллективные застолья – братчины.

200

Выберите правильное продолжение предложения.

  1. Изучая историю Отечества,
  2. меня не покидало чувство беспокойства.
  3. экзамен был сдан успешно.
  4. нельзя не отметить выдающуюся роль отдельных личностей в его судьбе.
  5. мой ответ заслужил отличную оценку.

300

Выберите правильное продолжение предложения.

Отмечая юбилей А. П. Чехова,

  1. мне нравятся его рассказы.
  2. его рассказы очень лаконичны и содержательны.
  3. нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всём мире.
  4. уроки литературы интересны.

400

Выберите правильное продолжение предложения.

Готовясь к Олимпиаде-2014,

  1. мяч влетел в ворота английской команды.
  2. строительство олимпийских объектов в Сочи набирает силу.
  3. нашим спортивным командам необходимо упорно тренироваться.
  4. футбольное поле поражает всех своими размерами.

500

Выберите правильное продолжение предложения.

Изучая русскую поэзию первой половины 19 века,

  1. мне понравилось стихотворение Е. Баратынского
  2. Е. Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.
  3. обратите внимание на стихотворение Е. Баратынского.
  4. сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Закончи стихотворение.

100

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, ..........................
махая крылом,....
(А.С. Пушкин. Узник)

200

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,.........
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С .Пушкин. Зимнее утро)

300

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил,.........
ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(М.Ю. Лермонтов. Бородино)

400

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
.........................................
По лазури весело играя.
(М.Ю. Лермонтов. Утёс)

500

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
.........................................
К полудню растопясь от зною.
(А. С. Пушкин. Анчар)

Финальные вопросы.(необходимо расставить знаки препинания – то количество, которое соответствует выбранной цифре)

1.

Он охотно давал их читать никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. (А.С Пушкин "Выстрел")

Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.

2.

Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался вспомнив что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. (Ф.М Достоевский "Преступление и наказание")

Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел.

3.

Беседуя он бесшумно и легко расхаживал по комнате засунув руки в карманы брюк и резко кивал головой. ( М. Горький)

Беседуя, он бесшумно и легко расхаживал по комнате, засунув руки в карманы брюк, и резко кивал головой.

4.

У капитана забастовал по неведомой причине мотор, и он сам ругаясь и торопясь презирая смущенного монтёра развинчивал гайки успев замазаться машинным маслом и нагаром. (Л. Андреев)

У капитана забастовал по неведомой причине мотор, и он, сам ругаясь и торопясь, презирая смущенного монтёра, развинчивал гайки, успев замазаться машинным маслом и нагаром.

5.

Старая Ласка, ещё не совсем переварившая радость его приезда и бегавшая, чтобы полаять на дворе, вернулась внося с собой запах воздуха подошла к нему подсунув голову под его руку жалобно повизгивая требуя, чтобы он поласкал её. (Л. Н. Толстой)

Старая Ласка, ещё не совсем переварившая радость его приезда и бегавшая, чтобы полаять на дворе, вернулась, внося с собой запах воздуха, подошла к нему, подсунув голову под его руку, жалобно повизгивая, требуя, чтобы он поласкал её.

6.

Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лежа на земле молчали глядя как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. (Горький "Старуха Изергиль")

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

7.

Он ходил по лугу волоча ноги шаршавя траву и наблюдая пыль которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами стараясь попадать в следы оставленные косцами по лугу, то он считая свои шаги делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал(обдиррал) цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху. (Л. Н. Толстой)

Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху.

IV. Слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение победителей.