Образ солнца в искусстве
“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”
А.Ахматова.
Цель: через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).
Задачи: формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.
Вспомогательный материал:
- МУЗЫКА
- Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
- А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
- С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
- ВИДЕО
- А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
- Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.
- Презентация
ХОД УРОКА
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока – образ солнца в искусстве. Мы
познакомимся с музыкальными произведениями, посмотрим картины и
прочтем несколько стихотворений, посвященных солнцу. Сравним, как
художниками разных видов искусств и разных веков (XIX и XX)
воплощен этот образ, что между ними общего, а что отличает их друг
от друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых произведений, давайте
подумаем, почему образ солнца так полюбился поэтам, музыкантам,
художникам. Какую роль играет солнце в жизни человека? Вы любите
солнце? Почему? Какие вы знаете произведения с упоминанием
солнышка?
Слайд 2
Солнце было очень важно и для наших предков. Об этом нам
сообщают пословицы и поговорки: «Солнце пригреет, и все поспеет»,
«Солнце не закроешь, а правду не скроешь», «При солнышке тепло, при
матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые
олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших
предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но
и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне
возрождался. По преданию Ярило – сын или одно из воплощений более
древнего бога Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне
– Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого
юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его
покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг
которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка
черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень
слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это
бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы
называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние
природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость»
означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в
возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер был у этого
древнерусского бога и нарисуем его на основе моего описания.
Слайд 3
Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.
– Ребята, встречались ли мы с этим композитором раньше? Какие
произведения его мы слушали? В каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом содружестве состоял и
знакомый нам Мусоргский (какое произведение вы помните?) и
композитор, с которым нам еще предстоит познакомиться сегодня – А.
Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». Как вы
думаете, какой сюжет у этой оперы? Пусть вам в этом поможет
название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле
«Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор
сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов.
Начальная мелодия представляет собой видоизмененный мотив
Ярилы.
Слушание музыки.
– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое настроение у музыки?
Какое ощущение остается у нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим произведением
композитора, фамилия которого уже звучала сегодня. Это хор «Солнцу
красному слава» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.
Слайд 4
Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я расскажу о сюжете
оперы. Дело в том, что это уже не сказка, а наша история,
рассказывающая о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе
славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем,
но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что
это плохой знак, но Игорь непреклонен.
Смотрим видео.
– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?
Слайд 5
– Давайте вслушаемся в музыку текста этого хора. (Читать
отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими произведениями о солнце.
(Раздать поэтические отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие чувства вызывают у
вас прочитанные стихи? О чем рассказывает нам каждый отрывок?
Обсуждение результатов.
Слайд 6
Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века,
например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально
было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К сожалению балет
Дягилеву не понравился, музыка не произвела на него должного
впечатления, показалась «скучной». Позже композитор переработал
музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав
его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян.
Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные
легендарных богатырей и прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и называется «Поход Лоллия и
шествие Солнца». У нас было творческое домашнее задание – придумать
пластическую миниатюру на музыку. Во время прослушивания девочки
будут демонстрировать свой танец.
Слушание музыки, танец.
Слайды 7-8
– Мы с вами знаем как прекрасно уживаются танец и музыка. А теперь давайте попробуем сопоставить музыку и репродукции картин знаменитых художников.
Обсуждение результатов.
Итог урока: Мы с вами познакомились с разными образами солнца. Что общего и какая разница между ними? Какими средствами изображают солнце композиторы? Художники? Поэты?
Список используемой литературы:
- В. В. Стасов. Александр Порфирьевич Бородин, С.-Петербург, 1887.
- Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005.
- Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982.
- Валентина Николаевна Чемберджи «ХХ век Лины Прокофьевой» Издательский дом. — «Классика-ХХI», 2008.
- http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htm