“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”
А.Ахматова.
Цель: через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).
Задачи: формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.
Вспомогательный материал:
- МУЗЫКА
- Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
- А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
- С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
- ВИДЕО
- А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
- Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.
- Презентация
ХОД УРОКА
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока – образ солнца в
искусстве. Мы познакомимся с музыкальными
произведениями, посмотрим картины и прочтем
несколько стихотворений, посвященных солнцу.
Сравним, как художниками разных видов искусств и
разных веков (XIX и XX) воплощен этот образ, что
между ними общего, а что отличает их друг от
друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых
произведений, давайте подумаем, почему образ
солнца так полюбился поэтам, музыкантам,
художникам. Какую роль играет солнце в жизни
человека? Вы любите солнце? Почему? Какие вы
знаете произведения с упоминанием солнышка?
Слайд 2
Солнце было очень важно и для наших предков. Об
этом нам сообщают пословицы и поговорки: «Солнце
пригреет, и все поспеет», «Солнце не закроешь, а
правду не скроешь», «При солнышке тепло, при
матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам,
которые олицетворяли явления природы, в том
числе богу солнца. У наших предков славян Ярило,
Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и
плодородия, весны, который перед зимой погибал, а
по весне возрождался. По преданию Ярило – сын или
одно из воплощений более древнего бога Велеса,
который зимой выступает как Мороз, а по весне –
Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде
сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом
коне и в белой мантии, голова его покрыта
звездочками желтых, синих и белых вешних цветов,
вокруг которых кружились пчелы. Его символами
были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология
наших предков нашла отражение и в языке: корень
слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и
другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик
(ранний), ярый мед. Весенние всходы называли
яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее
состояние природы, когда цветут сады, зеленеют
поля. Даже слово «ярость» означает стихийный,
неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в
возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер
был у этого древнерусского бога и нарисуем
его на основе моего описания.
Слайд 3
Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.
– Ребята, встречались ли мы с этим композитором
раньше? Какие произведения его мы слушали? В
каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом
содружестве состоял и знакомый нам Мусоргский
(какое произведение вы помните?) и композитор, с
которым нам еще предстоит познакомиться сегодня
– А. Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием
«Снегурочка». Как вы думаете, какой сюжет у этой
оперы? Пусть вам в этом поможет название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор –
хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» –
начальные слова этого произведения. Хор сочинен
композитором в характере древних прославляющих
напевов. Начальная мелодия представляет собой
видоизмененный мотив Ярилы.
Слушание музыки.
– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое
настроение у музыки? Какое ощущение остается у
нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим
произведением композитора, фамилия которого уже
звучала сегодня. Это хор «Солнцу красному слава»
из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.
Слайд 4
Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я
расскажу о сюжете оперы. Дело в том, что это уже не
сказка, а наша история, рассказывающая о
тщеславном князе Игоре, который хотел добыть
себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у
Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его
сравнивают с солнцем, но тут случается
невиданное – солнечное затмение. Все решают что
это плохой знак, но Игорь непреклонен.
Смотрим видео.
– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?
Слайд 5
– Давайте вслушаемся в музыку текста этого
хора. (Читать отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими
произведениями о солнце. (Раздать поэтические
отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие
чувства вызывают у вас прочитанные стихи? О чем
рассказывает нам каждый отрывок?
Обсуждение результатов.
Слайд 6
Преемниками композиторов XIX века стали
композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его
произведение о солнце первоначально было
балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К
сожалению балет Дягилеву не понравился, музыка
не произвела на него должного впечатления,
показалась «скучной». Позже композитор
переработал музыку балета в произведение для
симфонического оркестра, назвав его «Скифской
сюитой». Считается, что скифы – это предки
славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в
древние времена, полные легендарных богатырей и
прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и
называется «Поход Лоллия и шествие Солнца». У нас
было творческое домашнее задание – придумать
пластическую миниатюру на музыку. Во время
прослушивания девочки будут демонстрировать
свой танец.
Слушание музыки, танец.
Слайды 7-8
– Мы с вами знаем как прекрасно уживаются танец и музыка. А теперь давайте попробуем сопоставить музыку и репродукции картин знаменитых художников.
Обсуждение результатов.
Итог урока: Мы с вами познакомились с разными образами солнца. Что общего и какая разница между ними? Какими средствами изображают солнце композиторы? Художники? Поэты?
Список используемой литературы:
- В. В. Стасов. Александр Порфирьевич Бородин, С.-Петербург, 1887.
- Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005.
- Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982.
- Валентина Николаевна Чемберджи «ХХ век Лины Прокофьевой» Издательский дом. — «Классика-ХХI», 2008.
- http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htm