Образ солнца в искусстве

Разделы: Музыка


“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”

А.Ахматова.

Цель: через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).

Задачи: формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Вспомогательный материал:

  • МУЗЫКА
    • Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
    • А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
    • С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
  • ВИДЕО
    • А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
    • Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.
    • Презентация

ХОД УРОКА

Слайд 1

Сегодня тема нашего урока – образ солнца в искусстве. Мы познакомимся с музыкальными произведениями, посмотрим картины и прочтем несколько стихотворений, посвященных солнцу. Сравним, как художниками разных видов искусств и разных веков (XIX и XX) воплощен этот образ, что между ними общего, а что отличает их друг от друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых произведений, давайте подумаем, почему образ солнца так полюбился поэтам, музыкантам, художникам. Какую роль играет солнце в жизни человека? Вы любите солнце? Почему? Какие вы знаете произведения с упоминанием солнышка?

Слайд 2

Солнце было очень важно и для наших предков. Об этом нам сообщают пословицы и поговорки: «Солнце пригреет, и все поспеет», «Солнце не закроешь, а правду не скроешь», «При солнышке тепло, при матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне возрождался. По преданию Ярило – сын или одно из воплощений более древнего бога Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне – Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость» означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер был  у этого древнерусского бога и нарисуем его на основе моего описания.

Слайд 3

Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.

– Ребята, встречались ли мы с этим композитором раньше? Какие произведения его мы слушали? В каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом содружестве состоял и знакомый нам Мусоргский (какое произведение вы помните?) и композитор, с которым нам еще предстоит познакомиться сегодня – А. Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». Как вы думаете, какой сюжет у этой оперы? Пусть вам в этом поможет название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов. Начальная мелодия представляет собой видоизмененный мотив Ярилы.

Слушание музыки.

– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое настроение у музыки? Какое ощущение остается у нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим произведением композитора, фамилия которого уже звучала сегодня. Это хор «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Слайд 4

Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я расскажу о сюжете оперы. Дело в том, что это уже не сказка, а наша история, рассказывающая о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем, но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что это плохой знак, но Игорь непреклонен.

Смотрим видео.

– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?

Слайд 5

– Давайте вслушаемся в музыку текста этого хора. (Читать отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими произведениями о солнце. (Раздать поэтические отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихи? О чем рассказывает нам каждый отрывок?

Обсуждение результатов.

Слайд 6

Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К сожалению балет Дягилеву не понравился, музыка не произвела на него должного впечатления, показалась «скучной». Позже композитор переработал музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные легендарных богатырей и прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и называется «Поход Лоллия и шествие Солнца». У нас было творческое домашнее задание – придумать пластическую миниатюру на музыку. Во время прослушивания девочки будут демонстрировать свой танец.

Слушание музыки, танец.

Слайды 7-8

– Мы с вами знаем как прекрасно уживаются танец и музыка. А теперь давайте попробуем сопоставить музыку и репродукции картин знаменитых художников.

Обсуждение результатов.

Итог урока: Мы с вами познакомились с разными образами солнца. Что общего и какая разница между ними? Какими средствами изображают солнце композиторы? Художники? Поэты?

Список используемой литературы:

  1. В. В. Стасов. Александр Порфирьевич Бородин, С.-Петербург, 1887.
  2.  Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005.
  3. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982.
  4. Валентина Николаевна Чемберджи «ХХ век Лины Прокофьевой» Издательский дом. — «Классика-ХХI», 2008.
  5. http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htm

Приложение 1