Цели урока:
- Обобщить знания о способах проверки безударной гласной в корне слова;
- Развивать навыки орфографического взаимоконтроля; развивать творческое воображение.
- Воспитывать положительное восприятие окружающего мира, любовь к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способность к самооценке, самоконтролю, анализу планируемых действий на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь использовать в речи термины: “орфограмма”, “безударная гласная”, умение применять знания на практике.
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин художников-пейзажистов “Зима”, индивидуальные карточки – задания, листы самооценки, музыка, слайд-шоу “Узоры на снегу”, музыка П. Чайковского “Декабрь”, презентация к уроку.
Сценарий урока
1. Организация на работу на уроке.
– Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок! (Музыка “Снежинки”.)
2. Мотивация к учебной деятельности.
– Как тихо падает снег, так же тихо присядьте и вы!
* релаксация (дети закрывают глаза, звучит музыка).
– Ребята, закройте глаза и мысленно представьте картину:
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки… (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает…Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет “три” откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке. (Музыка для релаксации “Грусть”).
– Ребята, где вы побывали?
– В какое время года происходят события?
– Да, зимой. Зима к нам пришла в гости (на слайде Зимушка).
Приложение 1
– Ой, ребята, посмотрите снегопад (на доске снежинки) и мне на стол
упала лёгкая снежинка , а снежинка непростая на ней зашифровано слово, какое это
слово?
+ (Снеговик.)
3. Разминка для пальцев (лепесточки).
– Минутка чистописания.
– Давайте слепим снеговика 1 ком– проведите прямые линии горизонтальные.
– Давайте слепим 2 ком снеговика – проведём прямые вертикальные – учащиеся
смотрят на образец и выполняют).
– Шапка снеговика – прямые наклонные– 3 ком.
– Словарная работа.
– Во время снегопада из слов рассыпались гласные, нам нужно их вставить.
У вас на столе листочки со словами вставьте безударные гласные в слова.
Ин*й, м*роз, вет*р, к*ньки, к*ток, д*ревня, б*рёза.
– А сейчас наши эксперты проверять правильность написания словарных слов.
– Ребята, скажите в какой части слова потерялась безударные гласные?
+ в корне.
– А что такое корень?
4. Постановка темы и цели урока.
Ребята, попытайтесь сформировать тему урока.
– Да, безударные гласные в корне слова.
Давайте поставим цель урока:
– Уметь видеть и правильно употреблять безударные гласные в корне слова. Девиз урока: Если хочешь, быть грамотным– учись думать!
* Прогностическая работа.
– А сейчас, я вам предлагаю определить свои возможности. Перед вами гора Грамоты. Куда бы вы поместили себя на нелёгком пути к вершине горы Грамоты?
** Хочу знать больше!
** Хорошо знаю материал, но могу лучше!
** Пока испытываю трудности!
– Оценивая свои силы перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть её, напрягая все силы, только так ваши знания и умения будут расти, а в этом вам помогут листы – помощники “Мои успехи на уроке”– они помогут вам понять, что вы знаете, а над чем ещё стоит поработать. Приложение 2.
Разминка для глаз.
– Ребята, гостья – зима пришла к нам не одна, послушайте, пожалуйста, отрывок и скажите из какого рассказа этот отрывок. (слайд текст)
“На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это –следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.”
– Да, это этот рассказ С. Микитова “Узоры на снегу” (Слайд).
– А какое произведение мы изучали С. Микитова о зиме?
– Перед вами рассказ, послушайте его и вспомните, почувствуйте красоту природы и
живых существ. Приложение 3.
Видеофрагмент «Узоры» можно получить у автора
статьи.
– Какие лесные жители описываются в рассказе?
– Работаем в группе. – 1 группа найдите строки в которых идёт речь о зайчике;
лисе; 2 группа– о волках и лосях. (Зачитывают.)
– Ребята, а кто в рассказе С.Микитова охотился за птичками и мышами?
+ Горностай (рассказывает сообщение Эдик).
– А чем привлекает внимание описание и образ жизни волка (лисы)?
(Рассказывает сообщение…)
– Молодцы ребята, а как автор относится к жителям леса?
– Мне хотелось, чтобы и вы по доброму относились к природе, любили её. И
соблюдали 3 очень важных правила.
- Охраняй природу.
- Береги её.
- Ко всему живому относись по доброму. (Слайд)
5. Освоение изученного материала.
– Ребята, как красив, прекрасен и красив лес, сколько в нём таинственности, животных.
(Показ на слайде зимнего леса.) Приложение 4
– Ребята, посмотрите к нам прискакал зайчик. Он предлагает вам работу в паре. Давайте вспомним правила работы в паре.
- Каждый высказывает свое мнение.
- Каждый выслушивает мнение товарища.
- Придя к общему мнению, умейте его доказать.
- Умей не только слушать, но и слышать.
Задание: тест – прочитай вопрос и выбери правильный ответ: выбрать слово с безударной гласной в корне слова – запиши в колонке: ответ.
– Давайте вспомним алгоритм правописания безударной гласной в корне слова. (Алгоритм на слайде.)
Задания | Ответ |
1. Выбери слово, с безударным гласным в корне: а) косточка б) следы в) роза |
|
2. Назови слово, которое надо проверить: а) луна б) речка в) снега |
|
3. Выбери слово, которое можно проверить: а) пенал б) земля в) дорога |
|
4. Укажи слово, которое является проверочным для слова
лесной: а) лес б) лисий в) лесник |
|
5. Подбери проверочное слово к слову лиса: а) лисий б) лес в) лист |
(Самооценка обучающихся выставление отметок за задание.)
– Оцените, пожалуйста себя на листе “Мои успехи на уроке” .
– Посмотрите вот пришла к нам с лесной опушки в гости, – рыжая плутовка.
– Вместе мы намного умнее, но каждому из нас нужно проявить свою
индивидуальность.
– Ребята, а как проверить безударную гласную в корне слова?
– Индивидуальная (дифференцированная) работа. Ваша задача:
– У вас на столе лежат листочки зелёного, жёлтого, красного цвета, выберите тот
листочек, который вы считаете, соответствует вашим знаниям на данном этапе
уроке. Задания на зелёном листочке – кто уверен в своих знаниях по теме:
“безударные гласные в корне слова”; задания на жёлтом листочке: кто сомневается
в своих знаниях по теме; задания на красном листочке: выбирает тот, кто ещё пока
считает, что он недостаточно потренировался по теме “Безударные гласные в корне
слова”. (На слайде.)
1-й уровень (красный цвет )– на слайде: Исправь ошибки (найди опасное место):
На лисной опушке ведны слиды старой лесы.
Ночью в лису таптался зайчик, пробижал горностай.
2-й уровень (жёлтый цвет) – вставьте пропущенные буквы в предложения:
Пушистым снегом накрылись д*ревья, поб*лели л*сные п*лянки.
Он обгл* дал к*ру осинок.
3-йуровень (зелёный цвет): Подчеркни безударные гласные в корне слова:
Земля, зверей, кормить, лесу, следы, топтался.
– Проверьте по шаблону, у кого нет не одной ошибки поставьте “5”, у кого 1-2
ошибки “ 4”, у кого 3 ошибки “3”. Оцените себя, на каком уровне вы находитесь на
листе успеха.
– Ребята, а гостья зима к нам пришла не одна вспомните наших красивых героев
снеговиков, давайте с ними потанцуем.
Физкультминутка. Приложение 5
– Ребята снеговики принесли задания– сюрпризы от деда Мороза и Снегурочки. Задание деда Мороза выберите, кто считает, что он эрудит– литературовед– задание творческое. Задание Снегурочки выбирают, те детки, которые считают, что они хорошие языковеды – задание по предмету русский язык.
Задание деда Мороза –
1) Найди главную мысль рассказа.
2) Озаглавь (придумай своё название) рассказу “Узоры на снегу”.
Задание Снегурочки –
1) Найди в рассказе “Узоры на снегу”слова с безударной
гласной в корне слова.
2) Составь словосочетание со словами: зайчик, лиса, волк.
– Спасибо, ребята, говорит зимушка.
– Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы. Тяжёлыми белыми
шапками накрылся лес.
– Ребята, как красива наша природа в любое время года – (слайд). Какие
краски, какая гармония цвета. Многие художники посвятили своё творчество
изображению природы.
(Репродукции картин художников на доске.)
– Давайте, вспомним, как называется жанр изобразительного искусства, где
изображена природа?
– Как называются художники, которые изображают пейзаж?
Художники-пейзажисты, изображают картину природы.
(На доске господствуют картины– зимы. Что может увидеть обычный человек, если на минуту остановится, отдохнёт от суеты. Просто не всегда у современного человека находится достаточно времени для походов в лес, а картины помогают нам совершить заочную экскурсию в зимний лес.)
– А сколько красоты рисует сама природа, недаром говорят волшебница – зима, давайте мы сейчас тоже станем маленькими волшебниками.
Перед вами лист, краски, кисточки, залейте водой картину и она станет волшебной. (На листочках учитель заранее рисует восковыми свечами картину зимнего пейзажа.)
– Ребята, оцените себя в листе “Мои успехи на уроке” итог всей работы.
6. Самооценка.
– В начале урока вы оценили свои возможности на горе Грамоты. На какой ступеньки горы вы находитесь сейчас? (Отметка учителя.)
7. Рефлексия.
– На уроке я повторил (а)…
– Я учился (лась)….
– Я испытывал (а) трудности…
– На уроке мне было……
8. Информация о домашнем задании.
– Выберите то задание, которое больше понравится и сможешь выполнить.
1. Составить сказку – миниатюру, используя слова с безударными гласными.
2. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Чем интересны узоры на снегу?!”
3. Составить иллюстрацию собственного пейзажа “Зима в лесу” .
– Ребята, Зимушка с вами прощается и говорит спасибо за урок, за вашу активность и хорошие знания.
– Ребята, мне хочется узнать ваше впечатление об уроке. Кому понравился урок, у кого хорошее настроение, кто доволен своей работой, прикрепите к своей картине снежинку, а кто считает, что у нее что-то не получилось, того прошу прикрепить снеговую тучу. Спасибо за урок!