Конспект утренника "Знакомство с малой Родиной" по теме "Как красив и величав мой Приморский край"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цель: вызвать интерес к истории возникновения своего города, людям, жившим столетия назад. Формировать понятия о том, что природные богатства дают возможность человеку жить, а человек своим трудом и умом жизнь обустраивает. Подвести детей к пониманию того, что города, появившиеся на земле,– это творение рук человеческих. Воспитывать чувства ответственности за свой город, чувства патриотизма.

Под музыку дети входят в зал и проходят к своим местам.

Ведущая: Сегодня мы поговорим о нашей малой Родине – О Приморском крае, и нашем городе Уссурийске.

25 октября – немеркнущая дата в истории Приморья.
25 октября – День Приморского края. В современном календаре этот праздник появился, в 1995 году, когда был принят Устав Приморского края. В ознаменование этого события день обнародования основного закона Приморья – 25 октября – был объявлен Днем Приморского края. Исторически сложилось, что День Приморского края тесно соседствует и с днем образования Приморья. В октябре 1938 года Приморский край получил свое современное название и обрел нынешний административно-территориальный статус. Между тем, 25 октября 1922 года – немеркнущая дата в истории Приморья. 89 лет назад Приморье было освобождено от интервентов и белогвардейцев. В этот день во Владивосток вошли части народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики. С взятием Владивостока, завершились почти пятилетняя интервенция и братоубийственная гражданская война на Дальнем Востоке, потребовавшие от страны больших усилий для их ликвидации. 

Ведущая: Дети, а почему наш край является Приморским?

Дети: Приморье, край чудесных гор и плодородных равнин.

Многочисленных морских заливов и бухт. И находится на берегу бухты “Золотой рог”.

Золотой Рог.

Пятнистых гор полукольцо,
Над бухтой залегло,
И теплый ветер бьет в лицо,
И парус, как крыло.

И выше крыш, и выше гор
Прямые стрелы мачт,
Что пели в шторм
и гнулись в шторм,
И вдаль несли кумач.

Он Золотым зовется  – Рог,
Я знаю, почему:
Мой прадед имени не мог,
Иного дать ему.

Когда пробился он впервой,
И встал на берегу,
Закат пылал над головой,
Роняя жар в тайгу.

Послушная, легла волна,
За каменной чертой,
И в этот час была она,
Как слиток золотой.

Автор: Георгий Георгиевич Халилецки.

Ведущий: А знаете ли вы столицу Приморского края?

Дети: Владивосток.

Владивосток (гимн).

1. На берег лежащего рогом залива,
К подножию высоких таежных холмов,
Сошли смельчаки, где дубы вековые.
Не слышали раньше людских голосов.

2. Сынами родной и Великой России.
Проходцами дальних коварных морей
Заложен здесь город рубежный красивый,
Во славу отчизны любимой своей.

3. Ценой многих жизней, трудом поколений,
В тревогах был выращен юный росток.
С изгнаньем незваных приветствовал Ленин
Далекий, но “нашенский” Владивосток.

4. И город своих не забыл патриотов,
С почетом и свято на все времена,
Хранит он в названиях улиц и сопок,
Все добрые, светлые их имена.

5. Здесь каждая сопка о них навевает
Легенды своим изумрудным шатром;
Здесь амфитеатров ряды повторяет
Судов океанских расцвеченный строй.

6. Жилые кварталы, как добрые всходы,
Растут для достойных: героев труда,
Титанов морских, рыболовных походов,
И строящих город свой, порт и суда.

7. Сто лет стоит город! Морские просторы,
Здесь будто рождают в пучине своей
Восход нашей Родины – алые зори,
Как символ грядущих безоблачных дней.

Вариант 7-й части:

Сто лет стоит город! Морские просторы,
Рождают в Великой пучине своей
Восход нашей Родины – алые зори,
Как символ грядущих безоблачных дней.

Автор: Евгений А. Васильев.

Ведущий: Велики сокровища Приморского края, это и богатая тайга, разнообразный животный мир, и мир растений. Богата флора и фауна нашего океана.

Приморский поэт Лагузин сказал:

Правнукам навеки завещаю судьбу.
У океана на крою,
Свою любовь к родительскому краю,
К своей отчизне преданность свою.

Монтаж:

1. Я люблю это небо,
Лучистое небо приморья.
И дымки заводские,
И шум заповедной тайги.
Я люблю этот край,
Эти сопки, ущелья и взгорья.
Громовые раскаты, и свист
Разъярённой пурги.

2. Я люблю этот ветер,
Пропитанный запахом соли.
Плодородные степи,
И цвет бирюзовых морей.
Чаек утренний крик,
И родимых просторов приволье.
Океанские штормы,
Что волны вздымают до рей.

3. Я “люблю”, когда солнце,
Над синью морской золотится.
И над берегом тихо
И робко звенят тростники
Высоко над водой
Машут крыльями вольные птицы.
И с веселою песней,
На ловлю спешат рыбаки.
Мы, выходим в море,
С непогодами грозными споря.
Мы выходим в поле,
Где под маревом теплым земли.
Как тебя не любить,
Наше милое сердцу Приморье.
Как тебя не любить, Золотая Отчизна моя.

Песня: “Приморские ребята”.

Ведущая: Владивосток, город моряков, рыбаков и пограничников. Город порт!

А город этот необыкновенный,
На всю планету он один такой.
Как будто замок сказочной царевны
Возникший на восходе из глубин.

Спортивный танец “Морские волны”.

Мальчик в морской форме:

Корабли плывут морями, по широкому пути.
Скоро станем моряками, нам бы только подрасти.

Танец моряков: “Морские мечты”.

Ребенок:

Зори утренние ясные, день встречают золотой.
До чего ж они прекрасные, над приморской стороной.
Город милый над заливом, город вдаль морей глядит.
А над зданьями красивыми, небо синее висит.
Парки в зелени красуются, ветерок шумит листвой.
Я любуюсь, все любуются, нашей светлой стороной.

Ребенок:

Песни звонкие несутся, гулким эхом отдаются
Оглашая край родной.
Над душистыми лугами, над богатыми полями,
Над родимой стороной.

Песня “Владивосток”.

1.

Уходит вдаль широкая дорога
Окутал сопки утренний туман
И снова бухта Золотого Рога
Нас провожает в тихий океан.

2.

Уходит вдаль широкая дорога
Окутал сопки утренний туман
Идет из бухты Золотого Рога
Эскадра наша в Тихий Океан.

Ведущая: Дети, давайте совершим путешествие по нашему краю, и начнем с нашего города.

А как он называется?

Дети: Уссурийск.

Стих Оксаны Кабановой Мой Уссурийск.

Уссурийск – это дом, где всегда тебя ждут.
Уссурийск – здесь счастливые люди живут.
Уссурийск – прекрасное место для дружеских встреч.
Уссурийск, я тебя постараюсь сберечь.

Эти улицы, парки, дороги. Дома.
Уссурийск, буду помнить тебя я всегда.
Даже если придётся уехать отсюда.
Уссурийск – город мой никогда не забуду.

Архитектура, память, о прошлом храня,
Откроет все тайны твои для меня.
И узнаю, что ты за года пережил.
Уссурийск, в этом крае ты – старожил.

А если гуляю днём по Арбату,
То с восхищеньем смотрю я вокруг.
Уссурийск, ты всегда со мной рядом. Как самый преданный, лучший друг.

И когда на вокзал уссурийский приду,
Билеты на поезд скорый куплю,
То не расстроюсь, а улыбнусь.
Знай, Уссурийск, что я скоро вернусь.

Скоро вернусь…
Привокзальная площадь,
Дедушка Ленин в длинном плаще. Примут меня радостно очень,
Как будто не уезжала вообще.

И снова: учёба, события, люди.
Некогда будет передохнуть.
И скажу себе: “Стоп! Будь, что будет!
Хочу по-другому на город взглянуть”.

Хочу посмотреть, как фонтаны-красавцы. До небес достучаться пытаются.
И как у них не получается,
Ведь планка слишком высока.

Хочу просто жить, без бед и забот,
Не думать совсем про следующий год,
Не решать, какой экзамен сдать.
Хочу просто радоваться и мечтать!

Уссурийск – это дом, где всегда тебя ждут.
Уссурийск – здесь природу все берегут
Уссурийск, ты город-мечта.
Уссурийск, я люблю тебя!

Уссурийск.

Бобров Г.Э.

Стоит среди сопок, рек и долин.
Наш Уссурийск, он в России один.
Сто тысяч всего он имеет народа,
Как ниткой его прошивает дорога.
Не сразу построен, не сразу возник,
Не палкой махнув, появился он в миг.

Сначала китайцы равнины топтали,
Но век их прошёл, и здесь русские встали.
Построили пост и бандитов изгнали,
И лес, проредив – огороды вскопали,
Затем потянулся за ними народ,
Хоть глухомань и хлебам недород.

Крестьянин нигде не привык унывать,
Дома начал строить и уголь копать.
Построил заводы, театры и школы,
“Пять лет – за три года!” – пахали как волы.
Ломали и строили, вновь возводили,
И землю пахали, детишек растили.

Разросся наш город,
всё вширь по равнине,
и топит его, с того века и ныне.
Как речка и жизнь в Уссурийске течёт,
А раньше был первым, ему был почёт.
Сейчас позабыт и отброшен назад,
Всё замерло здесь –
производственный спад.

Но люди не могут всегда унывать,
Опять будут строить, рубить и копать.
Город от спячки опять встрепенётся,
И в новый век, как рысак понесётся,
И будет сверкать он не хуже Москвы,
Хоть и до этого, как до Луны.

Ведущая: А на чем же мы поедем?

Ребенок:

Что же делать, как же быть?
Хоть бы сани раздобыть.
Посмотрите вот и сани
Добрый друг прислал их нам.
С ветерком помчатся сами
Эти сани по снегам.

Песня: “Сани”.

Ведущая: Ват мы и приехали на лавную площадь нашего города.

Стих В. Роя:

Алым заревом полощет
Догорающий закат
Я в центр города на площадь
Выхожу как на парад
Снежная играет замять
И с волнением иду
Как на явку к партизанам
В 19 году.

Ребенок:

Вот отлитый из бронзы
Воин тех суровых лет
Не страшны ему морозы
Хоть по-летнему одет.
И теперь легендой близкой
В зимний день и под дождем
В самом центре Уссурийска
Человек стоит с ружьем.

Ребенок:

Воины проходят строем
Белизна тугих ремней
Город важен и спокоен
Горд историей своей.

Песня: “Уссурийск”.

1-й куплет.

Где над тайгой туман клубится низко.
Аромат черемух по весне
Встают, встают кварталы Уссурийска
Приморской, дальней нашей стороне.

2-й куплет.

Играет небо бирюзовым цветом.
Сиреней ветви кланяются мне.
Люблю, люблю тебя мой город детства.
В Приморской дальней нашей стороне.

3-й куплет.

Шумят с рассветом тополя у окон.
Бегут, бегут электропоезда. .
Родной мой город с гордостью рабочего.
Встает на вахту мирного труда.

Ведущая проводит конкурсы.

Дети делятся на две команды.

Конкурс.

1. Назвать памятники г. Уссурийска.
2. Какиеулицы нашего города вы знаете.
3. Какими полезными ископаемыми богат Уссурийск.

Игра “Геологи”. Собрать рюкзак, надеть его, пробежать по мостику, перепрыгнуть через препятствие, передать другому.

Ведущая: предлагаю совершить путешествие в прошлое Приморского края.

Игра со зрителями.

“Историческая викторина”.

  1. Как называется сопка, на которой оставил свои следы древний человек? (Хенина сопка.)
  2. Назови первое государство Приморья. (Бохай.)
  3. Чем славился центр Бохайского округа Шуайбинь? (Своими лошадьми.)
  4. Как назывались кочевники, под ударами которых пало Бохайское государство? (Кидани.)
  5. Какие племена не покорились кочевникам– киданям? (Племена чжурчженец.)
  6. Назовите самые известные памятники “Золотой империи” (Каменные черепахи.)
  7. Где сейчас находятся черепахи? (Одна в Хабаровском краеведческом музее, другая – в городском парке г. Уссурийска.)

Ведущая: Едем дальше.

Песня “Сани”.

Ведущая:

Мы уже в густой глуши
Тихо, тихо не души
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
И над снежной бахромой
Неподвижною, немой
Чудной жизнью он блестит.

Ребенок:

Едем тихо, слышим звон под копытом на снегу
Только серые вороны расшумелись на лугу.

Ребенок:

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой подвязалась сосна.

Ведущая: Вот мы и приехали, а куда?

Ребенок:

Шумит тайга своей чистой синью.
Шуми, шуми приветно и тепло
С тех пор, как здесь прошел Арсеньев,
Немало рельс синеющих легло.
Шуми тайга, шуми на счастье многим.
Храни свое величье и красу.
Мы провели широкие дороги.
Где проходил задумчивый Дерсу.

Ведущая: Ребята, а давайте вспомним, какие звери живут в нашей тайге. И следующее задание – пантомима.

“Мы движенья обыграем
Что за звери угадаем!”

Игра “Что за зверь”.

1. Вытаскивают из конверта фото животного под музыку, с помощью мимики и жестов передать образ животного. Его характер.

2. А угадывать вы будете следы животных. (Показывает следы разных животных, дети пытаются угадать, гости помогают.) (В конце, показывают следы тигра.)

(Слышится рев, в зал входит большой тигр, в лапе заноза, на ноге капкан.) (Он мучится от боли.)

Ведущая: Что случилось с тобой?

Тигр: Плохие люди в лесу, все ломают, ставят капканы на зверей. Вот и я попался.

Ведущая: Ты не бойся нас, у нас дети хорошие, добрые, любят природу и зверей. Давай мы тебе поможем. Позовем доктора Айболита.

Звучит музыка.

Айболит: Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит. (Проводит игру.)

Игра “Помоги тигренку”.

Стих: “Тигр”.

Средь просторов диких,
Где шумит тайга,
Сосен многоликих,
И в горах снега.

Там, в краю далеком
Уссурийский лес.
В солнце светлооком
Луч падет с небес.

И осветит горы,
Реки и луга,
Чьи-то гнезда-норы,
Радуга – дуга.

Поступью неслышной,
По сырой траве,
Под хвоей пышной
Зверь залег в листве.

В жертву он был людям,
В бытность принесен.
Что же будем делать?
Мир ведь потрясен!

Пережил потерю
Уссурийский лес.
Никому не верю,
Кто туда полез!

И тайга угрюмо,
По нему грустит.
Затаилась дума,
Та, что не простит...

“Истребивших”, зверя,
В полосатый цвет.
Вечная потеря.
Ей замены нет.

Уссурийский тигр.
Он один вокруг.
Кончился мир игр!
Мой пушистый друг.

Павел Краснов.

Затем проводит конкурсы.

Конкурс 1. Загадки про птиц.

Конкурс 2. “Какие ягоды растут в тайге”.

Конкурс 3. “Какие вы знаете грибы”

Конкурс 4. “Какие деревья растут в нашей тайге.

(Айболит прощается и уходит.)

Ведущая: А теперь вокальная группа вместе с танцевальным коллективом исполнят

Песню “Тигренок”.

Ребенок:

О, Тигр, ты – чудо из чудес,
Перед тобой дрожит вес лес,
И человек, и зверь любой
Всегда трепещут пред тобой

Пусть восхищается весь мир!
Великий Тигр, ты – наш кумир!
Тебя в обиду не дадим,
И род тигриный сохраним!

Тигр:

Жаль друзья прощаться надо,
Нам домой уже пора
Будьте счастливы ребята
До свиданья детвора.

Ведущая:

Поскорей садитесь в сани
Торопиться надо нам
С ветерком помчатся сами
Эти сани по снегам.

Ребенок:

О нет, мы не все о Приморье сказали.
И тайны не все мы его разгадали.
Я знаю, и крепко всем сердцем я верю,
Что край наш хранит за таинственной дверью
Еще не один изумительный клад
Ведь край мой дарами природы богат.
Он будет любимей и мною дороже
Для нашей вступающей в жизнь молодежи
Которая в недрах, под толщами вод,
Немало сокровищ чудесных найдет.
Проложит широкие новые трассы,
И землю родную садами украсит.

Под музыку “Уссурийский вальс” Л. Бондарь – дети уходят.