Занятие по ФЭМП в подготовительной группе ДОУ с использованием мультимедийного оборудования "Рассеянный звездочет"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Упражнять в счёте в пределах 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10;
  2. Упражнять детей в умении сравнивать два числа, группы предметов;
  3. Закрепить умение ориентироваться на прямой, применять ориентацию по направлению право – лево;
  4. Потренировать детей в умении различать понятия: за – перед, выше – ниже, над – под;
  5. Учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку;
  6. Потренировать детей в умении различать простейшие геометрические фигуры;
  7. Потренировать детей в умении решать простейшие арифметические задачи;
  8. Сформировать понятие столбик – строчка.

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  4. Расширить кругозор.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
  3. Воспитывать умение слушать других детей.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

  1. Подготовка презентации;
  2. Подготовка призов для детей, реквизита для Звездочета (костюм, тубус, фонарик).

Словарная работа: созвездия, комета, звездочет.

Методические приёмы:

  1. Успокаивающие упражнения перед занятием;
  2. Игровой (использование сюрпризных моментов);
  3. Наглядный (использование иллюстрации);
  4. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  5. Поощрение, анализ занятия.

 Структура занятия:

  1. Игровая ситуация: поиски потерянных звёзд, появление Звездочета
  2. Разминка.
  3. Упражнения для глаз.
  4. Игра с шапкой-невидимкой.
  5. Задачи на сравнение групп предметов.
  6. Динамическая пауза.
  7. Введение понятия столбик – строчка, упражнения на закрепление этого понятия.
  8. Логические задачи.
  9. Итог занятия.

Рекомендации для тех, кто решил воспользоваться предложенным материалом.

Прочитайте пояснения к слайдам, просмотрите их. Если нужно, слайды можно заменить на другие, усложнив или упростив материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети рассаживаются по местам. Входит Звездочет.

Звездочет (жалуется, причитывает): Горе мне, горе! Я самый несчастный в мире звездочет! Где вы, мои любимые звезды! Я ли вас не считал, я ли вас не рассматривал, я ли вами не любовался? Почему же вы все разбежались? Стар я стал, видно. Глаза не так видят, уши не итак слышат! И помочь-то мне некому! Горе мне, горе! (Озирается, видит детей) Ой, кто здесь?

(Диалог Звездочета с детьми) Вы кто? А вы большие? Сколько вам лет? Вы, наверное, плохо видите? А слышите вы хорошо? Вы, наверняка, бояки? Значит, считать не умеете? Ну если вы такие смелые, глазастые-ушастые, да еще считать умеете, помогите дедушке Звездочету звезды отыскать, да на небо вернуть. Согласны? Хотя...не верится, что вы считаете хорошо. А в нашем деле ни одну звездочку пропустить нельзя – все сосчитать надо, даже самые маленькие. Ваше умение считать я сейчас проверю. Кто пройдет три испытания – будет моим помощником.

Слайд 1 – технический, занятие лучше начинать со второго слайда.

Слайд 2. Упражнение в счете, ориентировании на плоскости.

Звёзды в данном случае не пронумерованы, что усложняет задачу для детей, заставляя их каждый раз возвращаться к счёту.

Звездочет. Сосчитайте-ка звезды. ( По первому щелчку появляются звезды. Дети считают) Что-то я плохо вижу. На каком месте стоит зеленая звездочка? Какая по счёту белая звезда? Какой номер у розовой звезды? За какой звездой расположена синяя звезда? Перед какой расположена голубая?

Слайд 3 упражнение в умении сравнивать (больше – меньше)

Звездочет. Сейчас появится звезда с цифрой, а за ней другая. Если номер новой звезды больше, то вы его называете громче, если меньше, то тише, шепотом. (Дети, изменяя громкость голоса, называют появляющиеся цифры. Цифры появляются с каждым щелчком мыши. В конце появляются одинаковые цифры. Обсуждаем ситуацию).

Слайд 4. Тренировка математической речи, упражнение в умении определить расположение цифры в ряду.

Звездочет. А сейчас последнее испытание. Как вы понимаете друг друга. На нашем небе появится звезда с цифрой, которую кому-то из вас нужно угадать. А остальные ребята будут подсказывать, не называя этой цифры. (вызывается один ребенок, который встает спиной к экрану и не видит появляющуюся по щелчку цифру. Остальные ребята её видят и рассказывают о ней с использованием известных формулировок. Например, “эта цифра на один больше (меньше)....”, “эта цифра стоит за (перед)....”, “она расположена между ...”.

На 5 слайд не переключая, делаем упражнение для глаз.

Звездочет. Молодцы, ребята! Всех беру себе в помощники. Отправляемся на звездолёте! Пристегнуть ремни! Во время взлёта космонавты не двигаются, они испытывают перегрузки. Испытание для вас: замерли, двигаем только глазами. Следим за моей ручной звёздочкой. (с помощью фонарика проводится гимнастика для глаз).

1. Влево – вправо (5-6 раз) (пятно двигается медленно, по стене перед детьми)

2. Вверх – вниз (5-6 раз) (пятно двигается медленно, по стене перед детьми)

3. Круговые движения глазами в одну, затем в другую сторону (5-6 раз) (пятно двигается медленно, по стене перед детьми)

4. Смотрим на нос, затем на фонарик (5-6 раз) (фонарик выключен, затем включен).

Слайд 5. Тренировка внимания, памяти, упражнение в ориентировании на прямой с использованием понятия “право – лево”, решение арифметической задачи на увеличение числа на 1.

Слайды разработаны так, что создаётся впечатление, что звёзды падают вниз. Звездочёт в этот момент ловит их своим тубусом.

Звездочет. Ребята, а вы знаете, что звезды живут одни. Они на небе собираются вместе и живут в созвездиях. Созвездиям очень давно люди дали имена. Например, есть созвездие “Рыбы” (каждая картинка появляется по новому клику мыши), “Лебедь”, “Собака”, “Рак”, “Медведица”, “Лев”. А это комета, блуждающая хвостатая звезда. Запомнили названия созвездий? (есть смысл еще раз вместе с ребятами повторить названия со слайда, показывая картинки указкой). Клик мыши.

Звездочет. Смотрите, смотрите, моя розовая звездочка! А может не моя? Сколько у неё лучиков? (дети считают 7) Значит моя!В каком она созвездии, запомните! (Рак).У неё есть шапка-невидимка, она её сейчас оденет!(клик мыши, звезда пропадает). ребята, я чувствую, она передвинулась на три домика вправо. Где она? (дети должны глазами отследить, куда попала звезда) (У Лебедя). (если дети отгадали, то, кликнув мышью, увидим звезду над этой картинкой. Если нет, можно им немного помочь).(клик мыши, звезда пропадает).

Звездочет. Иди, беглянка ко мне! Смотрите, смотрите, еще одна звездочка! (по клику мыши появляется желтая звезда у Собаки. Происходят действия аналогичные первому случаю, но с другим маршрутом движения звезды.

  • Маршрут 2. На один домик влево, затем на три домика вправо. (Комета).
  • Маршрут 3. На два домика вправо, и еще на один домик вправо. (Рыба).
  • Маршрут 4. На три домика вправо, и на три домика влево. (Медведица).

Каждый раз Звездочёт спрашивает у детей, сколько звёзд у него в тубусе.

Звездочет. Спасибо, ребята, у меня уже четыре звездочки! Летим дальше!

Слайд 6. Упражнения на внимание и умение применять понятие “больше – меньше” для группы предметов, увеличение числа на 1.

Внимательно изучите слайд, т.к. здесь анимация участвует в игре.

Звездочет. Смотрите, звёзды разбились по группам. Я точно знаю, мои звёзды в группе с большим количеством звёзд! (каждый новый клик мыши количество звёзд меняется, позиции перестраиваются самостоятельно. Дети используют понятие право-лево; например, кто считает, что справа больше звёзд, поднимает правую руку. В конце 5 слайда остаются две звезды).

Звездочет. Что делать? Какая из них моя?(тут самые внимательные должны догадаться, что у наших звёзд 7 лучиков). Ещё одна моя красавица отыскались! Сколько их уже? (4 да 1 будет 5).

Слайд 7. Узнавание геометрических фигур, решение логической задачи с использованием математического отрицания.

Звездочет. Ребята, впереди новые созвездия! Попробуйте мысленно соединить звезды и определить названия созвездий. (По клику каждому мыши появляются звёзды. Дети называют квадрат, ромб, трапеция, круг, треугольник). Как много звёзд! Но я точно знаю, что мои образуют фигуру с углами, но не четырехугольник. (Дети догадываются, что это треугольник. По клику мыши созвездие Треугольника покидает экран).

Динамическая пауза.

Звездочет. Мы славно потрудились, а сейчас выйдем в открытый космос, как космонавт Алексей Леонов. Там и подвигаемся.

(дети встают) Я говорю “звезда” – вы хлопаете в ладоши, я говорю “ракета” - вы топаете ногой, а все остальное показываете руками. Готовы?

Звёзды над нами, ракеты справа, ракеты снизу, звезды за нами, ракеты перед нами, звёзды выстроились в столбик, звёзды встали в строчку и т.д. Дети вытягивают руки, приседают, разводят руки в стороны и т.д.

Слайд 8, 9. Упражнения в определении понятия “строчка – столбик”, тренировке математической речи.

Моя знакомая учитель начальной школы рассказала мне о трудностях у детей в применении понятий столбик – строчка. Поэтому, следуя правилам преемственности обучения, некоторые проблемы я начинаю решать уже сейчас.

Звездочет. Ребята, чего только не увидишь в космосе! Вот, например...(по клику мыши появляются строчка космонавтов, затем строчка ракет). Кто это? Что это? (дети отвечают) Эти объекты выстроились в строчку. Про сточки говорят “верхняя”, “нижняя”. Но что-то здесь не так... Что же? (Дети говорят, употребляя новые понятия “Третий космонавт в верхней строчке вверх ногами”, “Последняя (пятая) ракета в нижней строчке другая”.

Звездочет. А здесь столбики. Про них говорят “левый”, “правый”. Что здесь не так? (Дети говорят, употребляя новые понятия “Третья летающая тарелка в левом столбике повёрнута”, “Первый инопланетянин в правом столбике вверх ногами”).

Слайд 10, 11. Логические задачи.

Звездочет. В моем мешке не хватает всего двух звездочек. Они спрятались здесь! (дети решают логическую задачу на двух последних слайдах и находят недостающие звёзды).

Слайд 12. Итог занятия.

Звездочет. Спасибо вам, ребята! Теперь уж я их не упущу, а вы сможете за ними наблюдать каждый вечер, если на небе не будет туч. Ну, а если они снова расшалятся, то я снова обращусь за помощью к вам. Вы ведь многому сегодня научились! Когда вернёмся домой к маме, что мы ей расскажем? (Звездочёт задаёт вопросы по содержанию занятия, например “Что можно увидеть в космосе?”, “Что такое столбик и строчка?”, “Как выглядит комета?”, “Что такое созвездие?” и т.д.

В конце урока раздача угощения.