Внеклассное мероприятие "Зачем и как люди здороваются. Речевые приветствия"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями этикета в ситуации приветствия.

Задачи:

  • расширить представления детей о правилах и видах этикета;
  • ознакомить с порядком приветствия;
  • разнообразить словарь за счет слов: доброе утро, добрый вечер, добрый день, доброго здоровья;
  • совершенствовать умения приветствовать друг друга в обществе;
  • формировать доброе отношение друг к другу;
  • развивать умения правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков общения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, компьютер

Подготовительная работа: презентация, карточки с ситуациями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент
Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу с вами занятие. Надеюсь, вы будете активными, внимательными, творческими, и занятие пройдёт интересно и познавательно.
Актуализация учащихся (Приложение 1. Слайд  2)

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

– Ребята, посмотрите внимательно на экран, перед вами две яблони, только одна дикая, а другая культурная. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Дикая яблоня растет где попало, а культурная в саду.
– За дикой никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают
– Плоды у дикой мелкие, некрасивые, не сладкие, а у культурной – плоды крупные, вкусные).
– Люди тоже могут быть дикими и культурными. А чем они отличаются друг от друга?
(Дикие не умеют вести себя красиво, а культурные вежливы, за них не стыдно)
– Как вы считаете с каким человеком приятнее общаться с культурным человеком или диким?  (С культурным).
– А что значит быть культурным человеком?
(Это значит соблюдать правила культурного поведения, вести себя так, чтобы не опозорить никого и т.д.)
– А хотели бы вы быть культурными людьми?  (Да)
– А зачем?
– А что для этого нам необходимо знать? (Правила этикета)
– А о чем бы будем сегодня говорить? (Об этикете)
Основная часть

Объяснения учителя (Слайды  4-5)


(Учащиеся сами называют примеры видов этикета)
(Слайд  6)

– Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». (Слайд)
В России правила культурного поведения ввёл Пётр первый в книге «Юности честное зерцало»
– Где же, в каких местах необходимо соблюдать правили этикета? (В транспорте, за столом, на улице, при разговоре)
– Давайте посмотрим, какие бывают виды этикета.

Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
Столовый этикет – правила поведения за столом.
Речевой этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Формулирование учащимися темы и цели занятия – С чего же начинается любое общение? (С приветствия)
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.
– Ребята, о чём беседуют ёжик и медвежонок в мультфильме? Верно, о правилах культурного поведения, о том, что надо здороваться.
– Какую же цель мы можем поставить на сегодняшнем занятии?  (Cформировать и закрепить умения приветствовать друг друга и других людей.)
(Демонстрируется отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»)

 

Ответы учащихся (Слайд 8)

Приветствие – важная часть человеческого общения. Каждый уважающий себя человек, встречаясь с кем-либо, в первую очередь, здоровается. Мы ежедневно общаемся с родными, с новыми знакомыми, со случайными встречными, с коллегами, продавцами, учителями, мамами, врачами и начинаем свой разговор с приветствия.
Приветствие – первое правило этикета.
В мультфильме медвежонок придумал страну, в которой жители ходят на головах и говорят друг другу: «Трям! Здравствуйте!»
– А кто знает, как в разных странах люди приветствуют друг друга? (…)
Физкультминутка В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному.
  • У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
  • Лапландцы и эскимосы трутся носами.
  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
  • У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий (с углом 15 градусов).
  • Французы целуют друг друга в щёку;
  • Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
Учащиеся называют слова приветствия и распределяют их на 2 группы, объясняя принципы разделения.

Слова крепятся на доске.

(Слайд № 9)

– Повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга как….

– Кроме жестов и мимики при встрече используют и приветственные слова. Какие?

1 – Здравствуйте, добрый день (вечер, утро), разрешите вас приветствовать, моё почтение …
2 – Привет, приветик, хелло, салют, здорово…

Обсуждение ситуаций

Работа по группам с ситуациями

– По какому признаку объединены слова приветствия в 1 группу, по какому – во 2? (В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты-общение или Вы-общение)
Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
  • К незнакомому, малознакомому адресату.
  • В официальной обстановке общения.
  • При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.
  • К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:

  • К хорошо знакомому адресату.
  • В неофициальной обстановке общения.
  • При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату.
  • К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату.

 

Рассказ учителя (Слайд 10) – А какое слово будет универсальным? (Здравствуйте).

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать

– Кто здоровается первым – этот вопрос волнует многих. Сейчас мы с вами тоже обсудим этот вопрос и разберём несколько ситуаций.
1 ситуация. «Кто здоровается первым, в парах: младший и старший; начальник и подчинённый?
Кто здоровается первым, если встретились мальчик и девочка?
Кто здоровается первым, если встретились два мальчика?»
( первым приветствует младший старшего, подчинённый начальника, мужчина (юноша, мальчик) женщину (девушку, девочку).
2 ситуация. «Вы идёте с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?»  (Да).
3 ситуация. «Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться сними, а если надо, то как это сделать?»
Кивнуть, помахать рукой.
4 ситуация. «По дороге в школу вы каждый день встречаете одного и того же человека,  но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?»
5 ситуация. «Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, начальник подчинённому или наоборот, мужчина женщине или наоборот?
(Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)
6 ситуация. «Кто здоровается первым – входящий в помещение или уже находящиеся в нём люди?» Входящий
7 ситуация. «А как быть, если вы встречаете человека несколько раз в день?»
Богатство русского языка позволяет чередовать приветствия, начиная с пожелания "доброго утра" и кончая "спокойной ночи". Встретив знакомого утром, можно сказать ему "здравствуйте". А, повстречав его снова днём, вежливо кивнуть, сказав "добрый день". Если же вы встречаетесь с кем-либо (например, с учительницей) на каждой перемене, совсем не обязательно каждый раз говорить слова– при второй и последующих встречах можно ограничиться улыбкой или вежливым кивком.
8 ситуация. «Как поздороваться, если человек находится слишком далеко?»
В этом случае достаточно просто ему поклониться или помахать рукой, кричать на всю улицу не нужно. А если расстояние превышает 30 шагов, можно вообще не здороваться.
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь.

Есть даже такой необычный праздник, как Всемирный день приветствий, который отмечают 21 ноября. Его придумали два брата-американца в 1973 году, и сейчас уже более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. (Свой протест против усиления международной напряженности братья решили выразить оригинальным способом – отправкой писем с приветствиями во все концы света. В этих письмах они просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, хотя бы несколько человек. Так появился новый праздник, который отмечается сегодня во многих странах мира.)
По сути, это просто игра, причем с очень простыми правилами – каждый участник игры должен в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев.

Разыгрывание ситуаций.
Работа проводится в парах, ребята вытаскивают карточки с ситуациями и обыгрывают их.
– А теперь давайте продемонстрируем, как же надо вести себя в различных ситуациях и проверим свои знания.

1.  ВЫ девочка Юля (мальчик Юра).
Утром вы сталкиваетесь в дверях школы с учительницей Ольгой Петровной.
Ваши действия.

2. Вы девочка Оля (мальчик Коля).
После занятий ты заходишь в магазин. За прилавком стоит соседка тётя Ира.
Ваши действия.

3.  Вы мальчик Игорь (девочка Ира).
В выходной день, гуляя по улице, ты встречаешь друга Петю (подругу Полю).
Ваши действия.

4. Вы девочка Оля.
К вам приезжает любимая бабушка Вера.
Ваши действия.

5. Вы мальчик Саша (девочка Саша).
Тебе надо спросить у незнакомого прохожего который сейчас час.
Ваши действия.

6. Вы Ольга Сергеевна.
К вашей дочери Лизе приходит в гости её подруга Катя.
Ваши действия.

Рефлексия – Что нового узнали? Зачем вам эти знания?
– Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за урок. Спасибо всем за работу!