Тип урока: изучение новой темы.
Метод: поисково-исследовательский.
Цели:
- организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия «алгоритм» и применению алгоритма в разных ситуациях.
- создать условия для формирования УУД:
- осваивать понятие «алгоритм»;
- составлять алгоритмы посредством шагов;
- находить и исправлять ошибки в заданных алгоритмах;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.
Форма проведения урока: коллективная.
Оборудование:
- детская пирамидка;
- учебник;
- словари С.И. Ожегова, энциклопедический словарь юного математика, словарь русского языка Академии наук;
- карточки с текстом;
- приложение к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть урока
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II.Знакомство с новым материалом
– На прошлом уроке мы говорили о
последовательности событий, о порядке действий.
– Вспомните, как должны идти действия, чтобы
привести к какому-либо результату? (Строго одно
за другим)
– Помогите мне собрать пирамидку.
– Как правильно это сделать?
– Используете ли вы эти понятия в повседневной
жизни?
– Какие действия вы выполняете, помогая
родителям по дому? (Моем посуду, выносим мусор,
помогаем убирать дом)
– Молодцы! Вижу, что вы хорошие помощники.
Давайте поможем нашему герою, Буратино, вымыть
посуду. Какие действия он должен совершить?
– Молодцы, с заданием справились. Вы соблюдали
последовательность действий. Указывали точный
порядок выполнения действий.
– Откройте учебник стр. 4. Прочитайте, как
называется такой порядок выполнения действий? (Алгоритм)
– Тема нашего урока – «Алгоритм». Сегодня мы
узнаем,что называют алгоритмом,как составлять и
выполнять алгоритм,как находить ошибки в
алгоритме и исправлять их.
Физминутка
– Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Муххамеда-аль-Хорезми. Этот учёный в 9 веке написал книгу по математике, в которой изложил правила выполнения 4 арифметических действий над числами. В переводе на латынь имя автора писали как Алгоритми. Ссылаясь на его труды, говорили: «Так сказал Алгоритми…» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
– Существует несколько трактовок слова «алгоритм». Давайте их прочитаем.
(Дети находят определения в словарях и зачитывают.)
– Давайте сделаем вывод:
1) необходимо выполнять строгий порядок
действий,приводящий к конкретному результату.
2) необходимо проверять последовательность
действий,чтобы не допускать пропусков или лишних
действий.
– Мы помогали Буратино помыть
посуду,составляли для него алгоритм,значит мы –
СОСТАВИТЕЛИ. А кто же тогда Буратино, если он
выполнял этот алгоритм? (Исполнитель)
– Алгоритмы разрабатываются людьми для себя,для
других людей, для формального исполнителя
(бездумного). В алгоритме, разработанном для
человека, действия могут быть описаны в вольном
стиле недопуская двусмысленности. А в алгоритме
для бездумного исполнителя, каждое действие
задаётся командой.
– Подумайте, кого или что можно назвать
бездумным исполнителем. (Станки, роботы,
компьютер, человек, когда выполняет по правилам
что-либо)
Работа в тетради с.13 №12
– Кто выполнял алгоритм в нашей Компьютерной
долине? (Собачка Энтик)
– К какой группе исполнителей относится Энтик? (Формальный
исполнитель)
– Как вы думаете, кто виноват, если алгоритм не
приводит к нужному результату, исполнитель или
составитель?
III. Итог урока
– Как вы объясните родителям,что такое
алгоритм?
– Какие правила нужно соблюдать при составлении
алгоритма?
– А сейчас последнее задание. Алгоритм «Съешь
конфетку». Давайте его выполним. (Дети угощают
друг друга)