Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях. О том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добре». Что же мы знаем о них.

Недавно в нашем детском саду проходило фотографирование. Когда мы смотрели на фотографии детей своей группы, то с удивлением заметили, что не можем по фотографии определить возраст ребенка. Большинство детей казались намного старше своего физиологического возраста.

Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии?почему порой сложно понять мотивы его поведения? Почему современные дети 3-4-х летнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовались для тестирования детей дошкольного возраста, выполняют дети 2-3-х лет.

Дети этого века настойчивы и требовательны, не желают выполнять бессмысленные действия, они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века. И методы воспитания и обучения должны быть другими.

Дети изменились как в сфере тела, так и в сфере разума. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

В отличие от детей прошлого века, у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанные на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения.

К сожалению, современные родители большинство своего времени проводят на работе, а современные дети в дошкольном учреждении. И задача педагогов дошкольного учреждения создать такие условия, которые позволили бы удовлетворить потребность ребенка в получении информации об окружающем мире, предметах и дать ему возможность поэкспериментировать с этими предметами.

Удовлетворяя эту потребность, мы формируем у ребенка познавательный интерес.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста предполагает:

  • становление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
  • формирование специфических способов познавательной деятельности:навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, развитие интеллектуальных операций(формирование основ логического мышления);
  • развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;
  • развитие восприятия.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Так же как и в группах старшего дошкольного возраста, в группах раннего возраста должны быть экспериментальные уголки, которые оформляются с учетом возраста детей. Такие уголки есть и в нашей группе.

Раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия. Необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются:различные озвученные игрушки (петушок, колокольчики, разного звучания (керамические металлические), звучащие кубики и мячи, погремушки разного звучания)коробочки от киндер-сюрпризов с различными насыпными материалами (горох, манка, рис и т. д.), есть и музыкальные инструменты (барабан, бубен). Весь этот материал используется в таких играх как «Узнай по звуку», «Найди такой же звук», «Где звенит?».

Кроме того, можно использовать нестандартный материал: шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород, самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, свистки и дудочки из глины и дерева.

Хорошо иметь в группе и водную и песочную «лабораторию». т.е. центр воды и песка и превратить детей в настоящих исследователей. Для исследований с песком мы подобрали совочки, ситечки. Формочки, трубочки, воронки и различные емкости (пластмассовые (пластмассовые баночки), а для игр и занятий с водой – рыбки, лодочки, уточки, кусочки поролона, камешки, пенопласт. Такое разнообразие материала позволяет проводить различные эксперименты и обогащать словарный запас детей.

В группах раннего возраста целесообразно пользоваться песком и водой попеременно. Даже если емкости две, одну следует наполнять песком или водой, а вторую накрывать крышкой и использовать как «поле для действий» или как полку для игрушек. Еще вариант – наполнять обе емкости только песком или водой, увеличивая таким образом «проходную способность» джетей на занятии через этот центр.

Для стимулирования исследовательской активности целесообразно время от времени наполнять емкости иными веществами: вместо воды можно использовать снег (и работать в варежках), песок заменять опилками, бобами, каштанами, сеном.

Для развития тактильных ощущений и сенсорных способностей, необходимо обеспечить детей игрушками и предметами различными по цвету, форме и материалу. Можно сделать тактильные дощечки, которые позволят разнообразить ощущения детей.

Воспитатели и психолог дошкольного учреждения могут и должны стать также для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды в домашних условиях. Для этого используются различные формы работы с родителями:

  • семинары-практикумы по организации исследовательской деятельности ребенка;
  • консультации «как организовать и провести простейшие «эксперименты» (по желанию родителей организовать такую дополнительную платную услугу, как въездная консультация педагога или психолога на дому).

Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении и в семьи позволит развивать у ребенка познавательный интерес, удовлетворить его потребности в познании окружающего, развивать его исследовательские способности, что явится основой развития его познавательной мотивации и логического мышления.