В своей педагогической деятельности я использую модульное обучение. Основная цель уроков такого типа – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов.
Принципы моделирования таких уроков подчиняются правилам разработки урока, но может происходить корректировка на всех его этапах.
Последовательность действий педагога при разработке структуры учебного занятия:
- формулировка цели и задач урока;
- выбор модели структуры урока;
- выделение смысловых блоков;
- формулировка познавательных задач к каждому блоку;
- планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче;
- анализ хода занятий с точки зрения того, ведёт ли он к достижению выдвинутых целей и задач; внесение необходимых корректив.
Урок делится на несколько этапов – модулей, каждый из которых имеет свою цель. Ученики, исходя из поставленных целей, могут самостоятельно выполнять предлагаемые задания, прочитав алгоритм, а затем проверить и оценить правильность выполненной работы.
На таком уроке я сочетаю различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем учителя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с само- и взаимопроверкой). В рамках модульного урока возможен также дифференцированный подход: ученикам предлагаются задания разного уровня сложности.
А учитель на таких уроках выполняет роль помощника, консультанта, эксперта. Такой подход позволяет учащимся «добывать» знания самостоятельно, а также – что не менее важно – почувствовать уверенность в себе.
Урок по модульной технологии экономит время учителя и учеников, развивает у ребёнка навык самоконтроля, а если ребята работают по парам или в группе, развивает культуру общения.
Модульные уроки можно использовать и при подаче нового материала, при закреплении определённой темы, а также при закреплении и обобщении учебного материала.
Номер модуля | Учебный материал с указанием задания | Методические указания |
Модуль 0 | Сообщение темы и цели урока (1 – 2
мин.) Весь наш урок разбит на пять модулей,
которые записаны на доске. |
|
Модуль 1 | Проверка домашнего задания (3 мин.) Цель: научиться проверять работу, анализировать и исправлять ошибки, объективно оценивать себя и товарища. Алгоритм работы.
|
Учащиеся работают в парах.
Итог модуля 1: сообщить учителю свои результаты. |
Модуль 2 | Входной контроль (20 мин.) Цель: определить уровень знаний по данной теме. Алгоритм работы.
|
Работайте в тетради самостоятельно. Выполнение проверочной работы в форме тестирования.
Итог модуля 2: сообщить учителю свои результаты. |
Модуль 3 | Практический (15 мин.) Цель: проверить, насколько хорошо учащиеся умеют применять свои знания на практике, в различных ситуациях. Алгоритм.
|
Данный модуль может выполняться самостоятельно, а также в группах или парах.
Взаимопроверка. Оценку поставьте в оценочный лист. |
Модуль 4 | Подведение итогов урока (3 мин.) Цель: подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке. Алгоритм.
|
Работа с классом. |
Модуль 5 | Домашнее задание (2 мин.) Повторите материал по ранее сделанным записям, обращаясь к учебнику и тетради для опорных конспектов. Творческое задание. |
По желанию. |
Маршрутный лист учащегося (Ф.И.)
№ | Оценки |
М-1 Проверка домашнего задания. | |
М-2 Входной контроль. | |
М-3 Практический | |
М-4 Подведение итогов урока. | |
М-5 Домашнее задание. | |
ИТОГО |
Выводы. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно интегрирует в себе всё прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая его суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельности учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Сами учащиеся формулируют суть модульного обучения так: главное – то, что каждый работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познаётся учебное содержание и, кроме того, всё время можно себя контролировать.
Однако имеются трудности, которые следует иметь в виду. Во-первых, необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам. Во-вторых, необходимо убедиться в том, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е. у них уже сформирован минимум знаний и учебных умений). В-третьих, школа (или преподаватель лично) должен иметь возможность размножения модулей, так как они эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен программой действий. В-четвёртых, не следует сразу выходить с модулями на весь класс – сначала попробуйте на малой группе, это позволит оценить объём, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и на этой основе внести коррективы. Наконец, можно включать в модуль очень большой объём содержательной деятельности. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, потому что у них не сформировано чувство времени, а учитель не задаёт темп урока.
Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.