Здоровый ребенок – в здоровой семье

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (560 кБ)


«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – это ничто»
Сократ

«Жизнерадостность это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней»
С. Смайлс (англ. писатель)

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд (англ. писатель) 

«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль (брит. писатель)

 Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьсберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач. Закон "Об образовании" (ст. 18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья?

Здоровая семья это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Эту большую тему «Здоровый ребенок – в здоровой семье» мы проводим в нашем Семейном клубе «Здоровячок», где стараемся охватывать все интересующие темы о здоровье детей и семьи.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации. Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
- Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, способствовать психофи-зическому развитию детей, закаливанию организма.
- Организация рационального режима дня.
- Организация полноценного питания.
- Создание условий для полноценного двигательного режима.
- Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.
- Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей.
- Создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение утомления.
- Обеспечение безопасности детей.
- Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
- Содействовать охране и укреплению здоровья детей.
- Обогащать двигательный опыт.
- Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий.
- Способствовать осознанию и усваиванию предпосылок здорового образа жизни. Состояние здоровья зависит от собственного поведения и знания гигиенических норм и правил.
- Учить правильно работать с острыми предметами и соблюдать осторожность.
- Учить оберегать глаза от травм, которые могут произойти при играх с песком, с мячом; объяснять важность хорошего освещения во время рисования и других занятий, связанных со зрительной работой.
- Объяснять, как вредно для здоровья (осанка, зрение) длительное время сидеть у телевизора, заниматься компьютерными играми.
- Вырабатывать представление о необходимости самому заботиться о своем здоровье: не общаться с детьми и взрослыми больными ОРЗ, научить соблюдать правила индивидуального пользования предметами личной гигиены, познакомить с условиями их хранения.
- Разъяснить пользу для здоровья закаливающих процедур, правильного питания (не переедать, не злоупотреблять сладкими, мучными, жирными продуктами, есть побольше овощей и фруктов)
- Побуждать детей сознательно относиться к своему здоровью.
- Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
- Развивать элементарные представления о строении человеческого тела, об основных функциях внутренних органов и отдельных физиологических систем; об охране зрения и слуха.
- Формировать потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.
- Способствовать повышению уровня произвольности двигательных актов.
- Давать детям элементарные представления о действии некоторых лечебно- профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.
- Для профилактики инфекционных заболеваний сформировать у детей установку не есть в транспорте, во время прогулки во дворе, «на ходу». Пить можно только кипяченную воду.
- Учить умению ощущать свое самочувствие, при малейшем недомогании обращаться к воспитателю, медсестре.
- Дети должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими детьми или взрослыми и как можно самому уберечься от заболеваний. Нужно выполнять элементарные правила гигиенического поведения, заботясь о своем здоровье и о здоровье близких (прикрывать рот платком при чихании, отворачиваться при кашле).
- Учить овладевать простейшими приемами аутотренинга, негативному отношению к вредными привычками.

План семейного клуба «Здоровый ребенок – в здоровой семье»

1. Презентация

2. Разминка «Вперед четыре шага…»

Суть упражнения заключается в том, что нам нужно взяться за и повторять некоторый текс, сопровождая его определенными движениями. Попробуем: Вперед четыре шага, Назад четыре шага, Ножками потопали, Ручками похлопали, Глазками помигали, А теперь попрыгали (вокруг себя).

3. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие, посредством двигательной активности.

Педагог-психолог: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом? (Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом.

Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

4. Упражнение «Кукла деревянная и кукла тряпичная» или «Шалтай-болтай»

Дети и взрослые встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне.» Дети и взрослые приседают или падают на ковер.

5. Упражнение «Насос и мяч»

Цель: снятие остаточного напряжения.

В парах, один из участников «насос», другой — «мяч». Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере «надувания», которое партнер сопровождает звуком «ее», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «ее». Затем дети и родители меняются ролями.

6. Упражнение на самовытяжения Упражнение "Кошка"

Можно делать также сидя на стуле.

Педагог-психолог.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

7. Обсуждение темы, памятки для родителей

(Приложение)

8. Итог

Педагог-психолог: Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам попрощаться друг с другом. Но прощаться с вами мы будем необычным способом. Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг. На раз, мы расходимся друг от друга как можно дальше, на два – возвращаемся друг к другу и говорим «До встречи!!!»