Задачи:
- показать детям, что плавать или тонуть предметы могут в различных жидких средах;
- доказать опытным путем, что вода может быть сильной;
- познакомить со свойствами воды;
- наглядно показать круговорот воды в природе;
- объяснить значение воды для мира живой природы.
Введение в тему “Подводная лодка из яйца”
Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.
Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.
Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).
Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит??? Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.
Вспоминаем с детьми, что в море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Потому что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах называют пресной.
Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.
Опыт 1: “Плавучесть предметов в разных средах”
Что произойдет, если в банку с соленым раствором добавить еще воды?
- Жидкость перемешалась.
Вспоминаем с детьми, что пуговица, когда мы ее опускали на воду, тонула.
- Что произойдет, если в банку с соленой водой опустить пуговицу?
Предположения детей:
- Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица будет плавать.
Опускаем пуговицу на поверхность воды, действительно, не потонула – осталась на поверхности воды.
- Что произойдет, если взять растительное масло и добавить в эту же емкость воды?
Проверяем опытным путем, масло остается в банке над водой. Пробуем перемешать, масло разделяется на шарики, но с водой не смешивается и снова поднимается на поверхность. Опускаем пуговицу, Она остается на граничном слое масла с водой.
- А если воду добавить в жидкость для мытья посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?
В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем воды, слой воды остается сверху. Пуговица задержалась на граничном слое, а потом упала на дно банки.
Перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.
Вывод: есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются.
Все зависит от плотности и растворимости этих веществ
В разных веществах одинаковые предметы могут плавать или тонуть. Это зависит от плотности предмета и вещества.
Опыт 2: “Растворяется или нет?”
Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в мини-лаборатории.
Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с порошком какао, листьями чая, сахарным песком, солью, мукой… А также ложечки, чашечки с водой.
Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.
Вывод: есть растворимые (сахар) и нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть вещества частично растворимые (порошок какао). Некоторые вещества придают воде вкус и запах.
Рассказать детям о силе воды, предложить провести опыты по ее исследованию:
Опыт 3: “Водяная мельница”
Дети по схеме в свободной деятельности изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем воду на вертушку и наблюдаем за ее вращением. Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение шло быстрее.
Рассказать о применении этого свойства воды при получении электричества, на мельницах…
“Чудесные спички”
Берем 5 спичек. Надламываем их посередине. Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком к середине.
На место сгиба каждой спички капаем шприцом несколько капель воды.
Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают расправляться, соединяя концы спичек друг с другом, образуя звезду. Почему?
Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, дерево набухает. Волокна, которые не сломались, начинают “толстеть” и расправляются.
Опыт 4: “Вода вверх ногами”
Наполняем наполовину водой детское ведерко. Привязываем к ручке веревку и начинаем быстро раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.
Что происходит? Даже когда ведро находится над головой перевернутым, вода из него не выливается. Почему?
Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если скорость вращения недостаточная, может получиться холодный душ.
Опыт 5: “Батискаф”
Говорим с детьми об исследованиях жизни в водоемах, о подводных лодках и водолазах, о батискафах исследователей. Предлагаю проверить волшебство, как можно выйти сухим из воды? Это возможно?
В емкость с водой опускаем лодку – крышечку пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза – кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на “дно морское” и не промокнуть!
Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху перевернутым вверх дном стаканом и постепенно опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже опускается на дно! А теперь аккуратно, не торопясь поднимаем стакан к поверхности и снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке остался, благодаря батискафу, сухим!
Опыт 6: “Круговорот воды в природе”
Известно, что вода на Земле постоянно циркулирует: поднимается в виде пара вверх, а затем, остывая, падает на землю в виде осадков. Как же это происходит?
В банку наливаем горячую воду. Подкрашиваем. Берем сухое блюдце. Дети трогают его, проверяя, что оно действительно не оставляет мокрых пятен на пальцах.
Накрываем блюдцем и ждем некоторое время, наблюдая, как пар от воды в банке поднимается вверх. Что с ним происходит дальше?
Снимаем блюдце. Чудо-блюдце стало мокрым, вода собралась на нем крупными каплями.
Вывод: Касаясь блюдца, пар охлаждается, блюдце запотевает, на нем появляются капли воды. В природе, испаряясь, вода поднимается вверх, там охлаждается и возвращается в виде осадков на землю.
Но ведь мы не кипятим всю воду на Земле, чтобы она поднялась вверх в виде пара. Предлагаю накрыть стаканчиками землю в цветочных горшках после полива цветов и пронаблюдать, что будет? А если накрыть землю, не поливая цветок – что будет в этом случае?
Вывод: Стаканчики “запотели” внутри, на стенках появилась влага из-за испарения воды в цветочном горшке. В горшке, который не поливали, влаги на стенках стаканчика образовалось меньше - растению необходима вода, иначе оно может погибнуть.
Опыт 7: “Движение воды через корешки растений”
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.
Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). Что могут еще брать корешки из воды? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что будет происходить, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет).
Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают.
Вывод: корешки берут из почвы не только воду, но и питательные вещества. Что произойдет, если в земле окажутся вредные для растения вещества?
Поговорить о значении соблюдения правил охраны окружающей среды.
Опыт 8: “Вершки и корешки”
Выяснить значение воды для прорастания семян. Что раньше появится из семени – корешок или листик? Дети выбирают предложенные семена (горох, фасоль, подсолнечник, тыква…), создают условия для х прорастания – в прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную ткань или бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещаем семена, салфетку по мере необходимости увлажняем. Ежедневно в течение 10–12 дней наблюдаем за происходящими изменениями: сначала появится корешок, затем пойдут стебельки: корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться. Почему сначала вырос корешок? Предположения детей.
Вывод: сначала появляется корешок, он питает растение.
Опыт 9: “Изучаем непосредственно свойства воды”
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет собственной формы.
Детям наливают воду в стаканчики, предлагают ее рассмотреть. Какая вода?
Предлагаются подсказки – схемы: вкус, цвет, запах, форма.
Повторяем правило: пробовать на вкус без разрешения нельзя. Почему?
Имеет ли вода запах? Детям предлагается понюхать воду. Что заметили? Сравним запах воды с запахом напитка из ягод смородины. Делаем вывод – напиток пахнет ягодами, а у воды запаха нет.
Имеет ли вода вкус? Пробуем воду из стаканчика на вкус (вода кипяченая!), сравним ее со вкусом напитка из ягод – напиток имеет вкус смородины, а вывод: вода не имеет вкуса.
Какой формы вода? Предлагаю поочередно налить воду в разные емкости – стаканчик с круглым дном, баночку с квадратным дном, ракушку... Какую форму принимает вода?
Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда, в который налита.
Опыт 10: “Ледяная тайна”
Говорим с детьми еще об одном свойстве воды – она может быть твердой – замерзать. Приносим в группу льдинки и снег, выясняем, что в теплом помещении лед и снег превращаются в воду.
С прогулки приносим большой кусок льда. После того, как все дети переоделись, опускаем его в емкость с водой. Что происходит?
Лед не тонет! Почему, ведь лед – это та же вода, но замерзшая.
Вывод: Плотность льда меньше, чем плотность воды, поэтому лед держится на поверхности воды.
Рассказываю детям, что с наступлением холодов холодная вода на поверхности начинает охлаждаться и опускается вниз, где перемешивается с остальной водой. Когда температура всей воды достигает 4 градуса, вода с поверхности уже не опускается и не перемешивается с остальной, а остается тонким слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит “покрывалом” для водоема, не дает морозу сковать водоем до дна, оберегая его обитателей от замораживания.
В свободное время наливаем в пластиковые стаканчики (по количеству детей) воды, каждый ребенок берет из формочки приготовленный в морозильнике кусочек льда, проверяет – будет ли его льдинка держаться на поверхности воды.
Опыт 11: “Через край”
Делаем в крышке пластмассового пузырька отверстие. Ставим в отверстие соломинку для коктейля, закрепляем ее наклонно.
В пузырек наливаем очень холодной воды, закрываем его крышкой с соломинкой.
В емкость наливаем горячей воды, ставим в нее подготовленный пузырек. Что произойдет? Через некоторое время вода из пузырька начинает подниматься и стекать по соломинке вниз.
Почему это происходит, ведь мы не доливали воды в пузырек?
Вывод; после того, как пузырек поместили в емкость с горячей водой, холодная вода в нем начала нагреваться, увеличиваясь в объеме. Поэтому из закрытого пузырька стала подниматься по соломинке, т.к. объема ей уже не хватало.
Обратить внимание детей, что нельзя наливать в чайник для кипячения воды до краев, нагреваясь, она будет выливаться через край.
Опыт 12: “Фонтан”
Сделать отверстия в боковых стенках на расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки. Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды, закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода не выливается через отверстия в бутылке. Когда раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.
Вывод: когда раскрываем крышку, на поверхность воды в бутылке с большей силой давит воздух, поэтому вода начинает вытекать через отверстия.
Обратить внимание детей на практическое применение “фонтана” - можно таким способом сделать умывальник на даче.
Далее проводятся итоговые занятия по свойствам воды. Дети готовят рисунки и презентации по свойствам воды, их практическому применению, о значении воды для растений, животных, человека, о способе сохранения водных ресурсов планеты Земля.
Список используемой литературы
- А.И. Савенков Детское исследование как метод обучения старших дошкольников (материалы курсов повышения квалификации).
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников.
- Н.М. Зубкова Научные ответы на детские почему.
- Н.М. Зубкова Пять тысяч - где, семь тысяч - как, сто тысяч – почему.