"Изучаем свойства воды и ее значение для мира живой природы". Детское экспериментирование

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • показать детям, что плавать или тонуть предметы могут в различных жидких средах;
  • доказать опытным путем, что вода может быть сильной;
  • познакомить со свойствами воды;
  • наглядно показать круговорот воды в природе;
  • объяснить значение воды для мира живой природы.

Введение в тему “Подводная лодка из яйца”

Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.

Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.

Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).

Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит??? Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.

Вспоминаем с детьми, что в море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Потому что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах называют пресной.

Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.

Опыт 1: “Плавучесть предметов в разных средах”

Что произойдет, если в банку с соленым раствором добавить еще воды?

- Жидкость перемешалась.

Вспоминаем с детьми, что пуговица, когда мы ее опускали на воду, тонула.

- Что произойдет, если в банку с соленой водой опустить пуговицу?

Предположения детей:

- Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица будет плавать.

Опускаем пуговицу на поверхность воды, действительно, не потонула – осталась на поверхности воды.

- Что произойдет, если взять растительное масло и добавить в эту же емкость воды?

Проверяем опытным путем, масло остается в банке над водой. Пробуем перемешать, масло разделяется на шарики, но с водой не смешивается и снова поднимается на поверхность. Опускаем пуговицу, Она остается на граничном слое масла с водой.

- А если воду добавить в жидкость для мытья посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?

В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем воды, слой воды остается сверху. Пуговица задержалась на граничном слое, а потом упала на дно банки.

Перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.

Вывод: есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются.

Все зависит от плотности и растворимости этих веществ

В разных веществах одинаковые предметы могут плавать или тонуть. Это зависит от плотности предмета и вещества.

Опыт 2: “Растворяется или нет?”

Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в мини-лаборатории.

Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с порошком какао, листьями чая, сахарным песком, солью, мукой… А также ложечки, чашечки с водой.

Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.

Вывод: есть растворимые (сахар) и нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть вещества частично растворимые (порошок какао). Некоторые вещества придают воде вкус и запах.

Рассказать детям о силе воды, предложить провести опыты по ее исследованию:

Опыт 3: “Водяная мельница”

Дети по схеме в свободной деятельности изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем воду на вертушку и наблюдаем за ее вращением. Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение шло быстрее.

Рассказать о применении этого свойства воды при получении электричества, на мельницах…

“Чудесные спички”

Берем 5 спичек. Надламываем их посередине. Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком к середине.

На место сгиба каждой спички капаем шприцом несколько капель воды.

Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают расправляться, соединяя концы спичек друг с другом, образуя звезду. Почему?

Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, дерево набухает. Волокна, которые не сломались, начинают “толстеть” и расправляются.

Опыт 4: “Вода вверх ногами”

Наполняем наполовину водой детское ведерко. Привязываем к ручке веревку и начинаем быстро раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.

Что происходит? Даже когда ведро находится над головой перевернутым, вода из него не выливается. Почему?

Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если скорость вращения недостаточная, может получиться холодный душ.

Опыт 5: “Батискаф”

Говорим с детьми об исследованиях жизни в водоемах, о подводных лодках и водолазах, о батискафах исследователей. Предлагаю проверить волшебство, как можно выйти сухим из воды? Это возможно?

В емкость с водой опускаем лодку – крышечку пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза – кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на “дно морское” и не промокнуть!

Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху перевернутым вверх дном стаканом и постепенно опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже опускается на дно! А теперь аккуратно, не торопясь поднимаем стакан к поверхности и снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке остался, благодаря батискафу, сухим!

Опыт 6: “Круговорот воды в природе”

Известно, что вода на Земле постоянно циркулирует: поднимается в виде пара вверх, а затем, остывая, падает на землю в виде осадков. Как же это происходит?

В банку наливаем горячую воду. Подкрашиваем. Берем сухое блюдце. Дети трогают его, проверяя, что оно действительно не оставляет мокрых пятен на пальцах.

Накрываем блюдцем и ждем некоторое время, наблюдая, как пар от воды в банке поднимается вверх. Что с ним происходит дальше?

Снимаем блюдце. Чудо-блюдце стало мокрым, вода собралась на нем крупными каплями.

Вывод: Касаясь блюдца, пар охлаждается, блюдце запотевает, на нем появляются капли воды. В природе, испаряясь, вода поднимается вверх, там охлаждается и возвращается в виде осадков на землю.

Но ведь мы не кипятим всю воду на Земле, чтобы она поднялась вверх в виде пара. Предлагаю накрыть стаканчиками землю в цветочных горшках после полива цветов и пронаблюдать, что будет? А если накрыть землю, не поливая цветок – что будет в этом случае?

Вывод: Стаканчики “запотели” внутри, на стенках появилась влага из-за испарения воды в цветочном горшке. В горшке, который не поливали, влаги на стенках стаканчика образовалось меньше - растению необходима вода, иначе оно может погибнуть.

Опыт 7: “Движение воды через корешки растений”

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). Что могут еще брать корешки из воды? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что будет происходить, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет).

Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают.

Вывод: корешки берут из почвы не только воду, но и питательные вещества. Что произойдет, если в земле окажутся вредные для растения вещества?

Поговорить о значении соблюдения правил охраны окружающей среды.

Опыт 8: “Вершки и корешки”

Выяснить значение воды для прорастания семян. Что раньше появится из семени – корешок или листик? Дети выбирают предложенные семена (горох, фасоль, подсолнечник, тыква…), создают условия для х прорастания – в прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную ткань или бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещаем семена, салфетку по мере необходимости увлажняем. Ежедневно в течение 10–12 дней наблюдаем за происходящими изменениями: сначала появится корешок, затем пойдут стебельки: корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться. Почему сначала вырос корешок? Предположения детей.

Вывод: сначала появляется корешок, он питает растение.

Опыт 9: “Изучаем непосредственно свойства воды”

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет собственной формы.

Детям наливают воду в стаканчики, предлагают ее рассмотреть. Какая вода?

Предлагаются подсказки – схемы: вкус, цвет, запах, форма.

Повторяем правило: пробовать на вкус без разрешения нельзя. Почему?

Имеет ли вода запах? Детям предлагается понюхать воду. Что заметили? Сравним запах воды с запахом напитка из ягод смородины. Делаем вывод – напиток пахнет ягодами, а у воды запаха нет.

Имеет ли вода вкус? Пробуем воду из стаканчика на вкус (вода кипяченая!), сравним ее со вкусом напитка из ягод – напиток имеет вкус смородины, а вывод: вода не имеет вкуса.

Какой формы вода? Предлагаю поочередно налить воду в разные емкости – стаканчик с круглым дном, баночку с квадратным дном, ракушку... Какую форму принимает вода?

Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда, в который налита.

Опыт 10: “Ледяная тайна”

Говорим с детьми еще об одном свойстве воды – она может быть твердой – замерзать. Приносим в группу льдинки и снег, выясняем, что в теплом помещении лед и снег превращаются в воду.

С прогулки приносим большой кусок льда. После того, как все дети переоделись, опускаем его в емкость с водой. Что происходит?

Лед не тонет! Почему, ведь лед – это та же вода, но замерзшая.

Вывод: Плотность льда меньше, чем плотность воды, поэтому лед держится на поверхности воды.

Рассказываю детям, что с наступлением холодов холодная вода на поверхности начинает охлаждаться и опускается вниз, где перемешивается с остальной водой. Когда температура всей воды достигает 4 градуса, вода с поверхности уже не опускается и не перемешивается с остальной, а остается тонким слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит “покрывалом” для водоема, не дает морозу сковать водоем до дна, оберегая его обитателей от замораживания.

В свободное время наливаем в пластиковые стаканчики (по количеству детей) воды, каждый ребенок берет из формочки приготовленный в морозильнике кусочек льда, проверяет – будет ли его льдинка держаться на поверхности воды.

Опыт 11: “Через край”

Делаем в крышке пластмассового пузырька отверстие. Ставим в отверстие соломинку для коктейля, закрепляем ее наклонно.

В пузырек наливаем очень холодной воды, закрываем его крышкой с соломинкой.

В емкость наливаем горячей воды, ставим в нее подготовленный пузырек. Что произойдет? Через некоторое время вода из пузырька начинает подниматься и стекать по соломинке вниз.

Почему это происходит, ведь мы не доливали воды в пузырек?

Вывод; после того, как пузырек поместили в емкость с горячей водой, холодная вода в нем начала нагреваться, увеличиваясь в объеме. Поэтому из закрытого пузырька стала подниматься по соломинке, т.к. объема ей уже не хватало.

Обратить внимание детей, что нельзя наливать в чайник для кипячения воды до краев, нагреваясь, она будет выливаться через край.

Опыт 12: “Фонтан”

Сделать отверстия в боковых стенках на расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки. Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды, закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода не выливается через отверстия в бутылке. Когда раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.

Вывод: когда раскрываем крышку, на поверхность воды в бутылке с большей силой давит воздух, поэтому вода начинает вытекать через отверстия.

Обратить внимание детей на практическое применение “фонтана” - можно таким способом сделать умывальник на даче.

Далее проводятся итоговые занятия по свойствам воды. Дети готовят рисунки и презентации по свойствам воды, их практическому применению, о значении воды для растений, животных, человека, о способе сохранения водных ресурсов планеты Земля.

Список используемой литературы

  1. А.И. Савенков Детское исследование как метод обучения старших дошкольников (материалы курсов повышения квалификации).
  2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников.
  3. Н.М. Зубкова Научные ответы на детские почему.
  4. Н.М. Зубкова Пять тысяч - где, семь тысяч - как, сто тысяч – почему.