Школа раннего развития как условие соблюдения преемственности образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие навыков должно
предшествовать развитию ума.
Аристотель

В нашей школе с 1995 года действует школа раннего развития (ШРР), которую мы назвали “Лучик”. Что же явилось причиной создания такой школы?

Родители будущих первоклассников всё чаще задумываются о том, что должен уметь их малыш и насколько он готов к школе? Много вопросов, тревог и волнений…Родителям, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни, сделать это до школьного звонка и предлагается комплексная программа подготовки к школе.

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы, что создаёт условия для равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

- способствовать развитию умений и навыков, необходимых для занятий в школе;

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

Популярный энциклопедический словарь определяет преемственность как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы. Преемственность в работе является необходимым условием всякого развития. Она обеспечивает непрерывное и результативное осуществление учебной деятельности, совершенствование и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивает их психическое развитие. Решение проблемы преемственности предполагает тесную связь разных её аспектов:

- дидактического, предполагающего осуществление преемственности содержания, средств, форм и методов обучения;

- психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка;

- методического, предполагающего разработку новых подходов к работе с педагогами.

Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям:

- развитие любознательности как основы развития познавательных способностей обучающегося;

- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;

- развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одно из необходимых условий успешной учебной деятельности.

Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности ребёнка – она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребёнок попадает в новую, незнакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, ребенок получает знания, которые повышают его уровень готовности к школе.

Важной частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его готовности к обучению в школе. На это направлены занятия психолога, который также дает консультации родителям будущих первоклассников.

Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, под этим подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

- систематичность и последовательность занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- комплексный подход при разработке занятий;

- наглядность;

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей дошкольников;

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Проводя занятия в школе раннего развития (ШРР), педагоги и психологи должны опираться на базовые умения и навыки, заложенные образовательной программой детского сада; использовать привычные для детей игровые формы; совершенствовать достижения дошкольного развития, оказывать специальную помощь по развитию сформированных качеств. Часть занятий должна проходить в знакомой им обстановке, но постепенно вводятся и новые элементы: классная комната, звонок, школьные парты, урочная система. Обучение в ШРР позволяет облегчить адаптацию в начальной школе и делает процесс обучения индивидуальным, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В ходе занятий дети учатся точнее выражать свои мысли, проявляют творческие способности. Растёт их интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. Они узнают о необходимости бережного отношения к природе. Детям прививается ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа ШРР предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях учитель и психолог развивают зрительную и слуховую память, логику и воображение, внимание и усидчивость, речь, а также учат ребенка взаимодействию в коллективе.

К работе в ШРР привлекается логопед, который проводит диагностику и выявляет ребят с нарушением речи и фонематического слуха. В дальнейшем эти дети вместе с родителями посещают индивидуальные занятия у логопеда и дефектолога.

Занятия в ШРР проводятся в течение учебного года ежемесячно, место проведения – школа или детсад. Обычно занятия в школе проходят по субботам, а в детском саду – в каникулярное время. Каждая встреча состоит из 2-х занятий по 25 минут с перерывом 15 минут. Все занятия учитель планирует в игровой форме, включая разнообразные приемы и методы, с использованием наглядности и раздаточного материала. Специально для занятий в школе раннего развития, родителям было рекомендовано приобрести тетради, которые называются “30 занятий для успешной подготовки к школе”, в 2-х частях.

Пока дети заняты с учителем, родителям предлагается прослушать лекции по подготовке детей к школе, которые проводят учителя начальных классов, школьный психолог, педиатр, а также директор и завуч.

Примерная тематика родительских собраний: “Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу”, “Здоров ли ваш ребёнок?”, “Развитие психических процессов у детей”, “Искусство выслушать ребёнка” и др.

На заключительном собрании, с учетом разностороннего наблюдения за детьми, родителям дошкольников даются индивидуальные задания. Скорее это не задания, а рекомендации, для того чтобы ребёнку было легче заниматься в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической, интеллектуальной и личностной готовностью ребенка.

Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению определяются специалистом-психологом, а вот педагогическую диагностику должен проводить учитель будущих первоклассников. И эта диагностика не сводится к проверке у детей при приеме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причём такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое фронтальное обследование, в ходе которого дети поэтапно выполняют задания на рабочих карточках. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.

В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости.

Таким образом, быть готовым к школе сегодня – не значит уметь писать, читать и считать, а значит быть готовым всему этому научиться. Благодаря школе раннего развития как условию соблюдения преемственности образования, процесс адаптации дошкольников проходит безболезненно, что позволяет им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Презентация