Цели и задачи:
- упражнять в решении более сложных квадратных неравенств методом интервалов; закреплять навыки разложения квадратного трёхчлена на множители; развивать логическое мышление;
- формировать грамотную математическую речь и культуру записи;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Устно решить неравенства:
А) (х-3)(х+1)(х-8)<0; Б) В) |
Учащиеся решают устно координатную прямую чертят на доске |
II. Решение более сложных рациональных неравенств.
Решить №2.15 в) на доске и в тетрадях Нули функции: -1;; 2; 5. Ответ: (-1; )(2;5) |
Учащиеся решают самостоятельно |
Решить №2.16 в) в тетрадях Нули числителя: ±13; Нули знаменателя: ±10. Ответ: . |
Учащиеся решают самостоятельно с комментированием на месте |
Решить №2.17 в) в тетрадях начинает учитель на доске, заканчивают решение учащиеся в тетрадях. Нули функции: 0; ±1. Ответ: ∞). |
Учащиеся решают самостоятельно |
Решить №2.20 а) в тетрадях и на доске начинает учащийся, продолжает с помощью учителя. Разложим квадратный трёхчлен на линейные множители; D = -23 D< 0 Рассмотрим функцию f(x)= и её график. (слайд) Т.е. квадратный трёхчлен принимает только положительные значения при всех действительных значениях х, следовательно, мы можем разделить обе части неравенства на этот множитель, при этом знак неравенста сохраняется: Значит, данное неравенство равносильно неравенству: Ответ: (- ∞; 1). |
Учащиеся решают самостоятельно и с помощью учителя На экране слайд: D<0, a>0 f(x)>0 при x R D<0, a<0 f(x)<0 при x R |
Решить №2.28 а) в тетрадях и на доске начинает учащийся, продолжает с помощью учителя Разложим числитель и знаменатель на множители; D = -32 D< 0 Рассмотрим функцию f(x)= и её график (слайд). Т.е. квадратный трёхчлен принимает только положительные значения при всех действительных значениях х, следовательно, мы можем разделить обе части неравенства на этот множитель, при этом знак неравенста сохраняется: Значит, данное неравенство равносильно неравенству: Нули функции: Ответ: (-∞; -3) (3; +∞). |
Учащиеся решают самостоятельно и с помощью учителя На экране слайд: D<0, a>0 f(x)>0 при x R D<0, a<0 f(x)<0 при x R |
Решить неравенство (заранее написано на доске) в тетрадях и на доске начинает учащийся, продолжает с помощью учителя f(x)= Нули функции: 0; «0» нуль двойной кратности, значит, при переходе через точку х=0 знак функции не меняется. Ответ: (-∞; -3][3; +∞) {0}. |
Учащиеся решают самостоятельно и с помощью учителя |
Решить уравнение 1.15 в тетрадях и на доске начинает учащийся, продолжает с помощью учителя а) квадратное уравнение имеет два различных корня, если D. Ответ: (-∞; -6)(3; +∞). |
Учащиеся решают самостоятельно и с помощью учителя |
III. Домашнее задание.
№№ 2.20б, 2.28б, 1.15в.