Коррекционно-образовательные цели.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)
Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.
Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.
Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.
Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….
Снежная (что?)….Ледяная (что?)….
Белый (что?)…. Холодная (что?)….
Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.
2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)
На наборном полотне выставлены картинки – фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы
Логопед:
- Кто изображен на картинках?
- Что делают дети?
- В какое время года можно играть в эти игры?
3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)
Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.
Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.
Снег какой? - белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой какой - колючий, холодный сильный.
Воздух зимой какой? - свежий, морозный, холодный.
Горка какая? - Ледяная, скользкая, высокая.
Лед какой? - блестящий, скользкий, гладкий.
4. Упражнение “Вьюга”(развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)
Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.
Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?
Сейчас мы поиграем в игру - Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.
5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)
Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.
6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).
Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, | Идут по кругу, изображая, | |
Кати по снегу свой снежок. | Будто катят ком. | |
Он превратится в толстый ком, | “Рисуют” руками круг. | |
И станет ком снеговиком. | “Рисуют” снеговика. | |
Его улыбка так светла! | Улыбаются. | |
Два глаза, шляпа, нос, метла. | Показывают глаза, | |
Прикрывают голову ладошкой, | ||
Трогают нос, держат метлу. | ||
Но солнце припечет слегка - | Приседают | |
Увы! - и нет снеговика. | Разводят руками | |
В. Егоров |
7. Составление рассказа по картине “ Зимние забавы” (развитие связной речи, зрительного внимания)
Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?
Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.
8. Упражнение “Определи место звука в слове” (совершенствование навыка звукового анализа слов - выделение согласного на фоне слова)
Логопед предлагает детям пройти за стол, на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.
Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка - звук в начале слова, вторая - в середине слова, третья - звук в конце слова.
Дети выполняют задания и комментируют свои действия.
9. Окончание занятия (оценка работы детей)
Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.