Движение Земли (орбитальное движение)

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Каждый учитель географии, наверное, не однажды задумывался над тем, как доступно, наглядно, научно изучить тему урока. Чтобы на уроке преобладало самопознание, а не репродуктивная работа. Для более успешного овладения предметом обучающимися, я выбрала линию «Сферы» издательства «Просвещение», под редакцией Кондакова А.М. В 6 классе используется учебно-методический комплекс «География. Планета Земля», автор Лобжанидзе А.А. Урок, предлагаемый на конкурс, входит в состав темы «Земля – планета Солнечной системы», на которую отводится 3 часа при одночасовой программе. Тема урока: «Движения Земли. Орбитальное движение».

Данную тему урока на конкурс я выбрала не случайно. Как правило, установление причинно-следственных связей между движениями Земли вокруг своей оси и Солнца и явлениями, связанными с этими движениями, вызывают затруднения у обучающихся. Параграф «Движения Земли» рассматриваю с обучающимися на двух уроках: 1) Форма и размеры Земли, суточное движение Земли; 2) Орбитальное движение Земли. На каждом из уроков целью является не только изучение движений Земли, но и их следствия. На уроке изучения орбитального движения Земли необходимо обратить внимание на градусную сетку карты, понятия «зенит», «равноденствие» «солнцестояние». Задачами урока являются: знакомство и умение показывать на схеме и карте тропики, полярные круги; объяснять смену времён года; описывать особенности движения Земли по орбите, показать взаимосвязь природы и человека.

Для усвоения темы урока использую технологию развивающего обучения, которая позволяет не только ставить проблемные вопросы, но искать на них ответы. Обучающиеся самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, используя информационные источники. Роль учителя в коррекции полученных знаний. Обучение во время урока проходит как индивидуально, так и в группах.

На первом этапе урока проходит фронтальный опрос, во время которого обучающиеся повторяют особенности и следствия осевого движения Земли. Для наглядности использую слайды презентации. Обучающиеся на данном этапе урока дополняют друг и исправляют ошибки, формируется образное восприятие. (5-7 минут). На втором этапе урока, изучения нового материала, в результате использования индивидуальной и групповой форм работы, обучающиеся знакомятся с орбитальным движением Земли и его следствиями. Формируются новые понятия темы. Работа в группах требует и от учителя и от обучающихся большого внимания, так как, необходимо, услышать, проанализировать информацию. По группам класс можно разделить произвольно, по 4 человека. Задания даются для четырёх времён года, поэтому в классе они повторяются. Во время ответа обучающиеся дополняют друг друга и исправляют ошибки. На данном этапе формируется образное восприятие орбитального движения Земли при максимальном использовании наглядных средств обучения. Следствия орбитального движения Земли необходимо сочетать с календарными датами и градусной сеткой карты. Для обучающихся 6 класса такая работа ещё сложна. Поэтому принцип наглядности играет большую роль. Во время урока обучающиеся проводят небольшое исследование (о поясах освещённости), что позволяет выявить особенности природы и увидеть их взаимосвязь с жизнедеятельностью человека и его здоровьем. Информационно-коммуникационные технология позволяет развивать образное восприятие темы, делает тему урока наглядной, научной, доступной в понимании. Технология ИСУД позволяют работу обучающихся делать успешной, так как каждый обучающийся выбирает комфортную для него работу, но ведущую к положительному результату. В течение урока используются элементы здоровье сберегающих технологий. На этапе закрепления изученного материала предлагаю обучающимся, рассмотреть изученные следствия орбитального движения Земли на примере Карелии. Для закрепления полученных знаний предлагаю заполнить таблицу самостоятельно. При проверке корректируем ошибки. Для закрепления понятий, изученных на уроке, работаем с тетрадью-тренажёром. При подведении итогов уроков оцениваю обучающихся, записываем домашнее задание.

Цель урока: сформировать представление о видах движения Земли и их следствиях.

Задачи урока:

  1. закрепление полученных знаний об осевом движении Земли и его следствиях;
  2. наблюдение за орбитальным движением Земли и описание особенностей движения её по орбите;
  3. формирование умений анализировать схему орбитального движения Земли;
  4. выявление следствий орбитального движения Земли;
  5. формирование умений работать в группе, анализировать, синтезировать материал; расширение кругозора обучающихся.

Оборудование: физическая карта полушарий, задания по группам, презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, УМК по предмету.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Оборудование Деятельность ученика
Организационный момент урока Здравствуйте ребята!
Садитесь! Дежурные отметят отсутствующих на уроке.
Включена презентация Здороваются. Садятся. Дежурные отмечают отсутствующих.
Опрос Фронтальный опрос: Наша планета Земля входит в состав Солнечной системы. Положение нашей планеты и её спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле. Наша планета находится в постоянном движении.    
1. Назовите виды движения Земли, которые она совершает.
2. Каковы следствия вращения Земли вокруг своей оси?



3. Какое время называют местным?
4. Сколько же сейчас времени?
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4

Часы ученика
1) Осевое движение, 2) орбитальное движение, 3) галактическое.
1) Смена дня и ночи
2) Форма Земли
3) Сила Кориолиса
4) Смена часовых поясов.
Это время в данной точке на одном и том же меридиане.
Время …
Изучение нового материала Ну что ж нам пора продолжить изучение видов движения Земли. Посмотрите на схему и скажите, о каком виде движения Земли мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема нашего урока: Движения Земли. Орбитальное движение.
Рассмотрите рисунок слайда. ?. Как расположена ось земли? Каковы будут следствия такого расположения Земли?
Слайд 5
Классная тетрадь
Слайд 6
Слайд7
Орбитальное движение Земли
Запись темы урока в классную тетрадь
Ось расположена вертикально. Нет движения вокруг оси. Не происходит смена дня и ночи, …
? Благодаря наклону оси Земля совершает оборот, вокруг совей оси за 24ч., а вокруг Солнца?
Посмотрите внимательно на слайд, где показан прибор – теллурий. Данный прибор показывает, как происходит вращение Земли вокруг Солнца.
Ось Земли расположена по отношению к плоскости орбиты под углом 66,50 . Поэтому Солнце освещает больше то северное, то южное полушарие.
Учебник (У) с.45


Слайд 8
365 дней 6ч 9мин 9сек.
? Каково главное следствие такого движения?
Задание: Рассмотрите слайд. Определите, на каком рисунке, какое время года изображено? Объясните свой выбор. Для дальнейшей работы мы произвольно разделимся на группы, каждая группа получает задание. Для его выполнения необходимо минуты 4. Это время играет музыка.
Группы готовы к работе!!!
Слайд 9,
Задания для групп, учебник с. 44-45,
Атлас с.14-15
Приложение 1 (задания для групп)
Смена времён года.
Работа в группах 4 минуты

Лето: лето изображено на рисунке под буквой А. Северный полюс освещён, а южный - находится в тени. На северном полюсе – полярный день, на южном – полярная ночь. Солнце в зените на 23,5° с.ш. 22 июня – день летнего солнцестояния.
Зима: зима изображена на рисунке В. Северный полюс не освещён, южный - освещён. На Северном полюсе – полярная ночь, а на южном – полярный день. Солнце в зените – 23,5° ю.ш. 22 декабря день зимнего солнцестояния.
Весна: весна изображена на рисунке Б. Продолжительность дня и ночи одинаковы. Освещены оба полюса. Солнце в зените на экваторе. 21 марта – день весеннего равноденствия.
Осень: осень показана на рисунке Г. Продолжительность дня и ночи одинаковы. Освещены оба полюса. Солнце в зените на экваторе. 23 сентября – день осеннего равноденствия.
? Какое положение Солнца называют зенитом? Что это за линии, на которых Солнце бывает в зените? Ответ найдите в учебнике на с.45.
? Какие линии на карте называются полярными кругами?
Молодцы группы поработали хорошо.
Отдохнём немного и расслабимся, сделав зарядку.
У. с. 45



Слайд 10,11
Зенит - угол падения солнечных лучей – 90°
Линии на которых Солнце бывает в зените называются тропиками.
Полярные круги
– линии, где один раз в год бывают полярные ночь и день.
Физкультминутка
Задание: Полученные знания закрепим, сделав рисунок в тетрадь.
? Но мы проговорили только об одном следствии орбитального движения Земли. Используя текст учебника с. 43. Назовите второе следствие орбитального движения Земли.
? Используя атлас с.44-45, определите, в каком городе северного полушария 22 июня продолжительность дня будет наибольшая: Париж, Москва, Каир?
У. с.43
Слайд 12
А. с.44-45, физическая карта полушарий
Зарисовывают в тетрадь рисунок.
Продолжительность светового дня
Париж 49°с.ш.
Москва 56° с.ш.
Каир 30°с.ш.
Москва расположена севернее и, следовательно, продолжительность светового дня наибольшая.
Полярные круги и тропики служат границей поясов освещённости. ? Рассмотрите рисунок в учебнике, назовите пояса освещённости. Используя слайд, назовите особенности природы в этих поясах.
Подводя итог урока, мы можем назвать следствия орбитального движения Земли вокруг Солнца.
Мы сегодня на уроке говорили о земном шаре, ? а касаются ли эти следствия - Карелии?
У. с.45 рис. 3.7
Слайд 13
Жаркий пояс – жарко, сухо или много осадков.
Умеренный пояс – четыре времени года.
Холодный пояс – холодно, снег.
Смена времён года.
Продолжительность светового дня.
Да
Закрепление изученного материала Ответ на этот вопрос мы запишем в тетради в виде таблицы. Перенесите ёё со слайда и заполните самостоятельно.

Молодцы! Правильно заполнили таблицу.
Сегодня вы хорошо поработали на уроке.
Оценки за урок …
Домашнее задание: параграф 14, тетрадь-тренажёр с.24-28.
Слайд 14





Слайд 15
22 июня, лето, северный тропик, солнцестояние.
23 сентября, осень, экватор, равноденствие.
22 декабря, зима, южный тропик, солнцестояние.
21 марта, весна, экватор, равноденствие.


Оценки в дневник. Запись домашнего задания.

Литература:

  1. География: планета Земля. :Учебник для 6 класса с приложением на электрон.носителе/ А.А. Лобжанидзе.- М.: Просвещение, 2009.
  2. География: планета Земля.; тетрадь-тренажёр для 6 кл./ А.А. Лобжанидзе.- М.: Просвещение, 2009.
  3. География: планета Земля. : атлас для 6 кл./ -М.: Просвещение, 2009.
  4. География: планета Земля: 6 кл.: методические рекомендации/ О.А. Бахичева. –М.: Просвещение, 2009.