Опосредующая роль речи в психическом развитии, ее важное значение в процессах социализации обучения, воспитания, самореализации и саморазвития обуславливают пристальное внимание педагогов к проблеме развития активной речевой деятельности детей.
Актуальность педагогического поиска путей развития речевой активности определяется объективными и субъективными факторами, которые сложились вследствие экономических, динамических, духовных, мировоззренческих, экологических и демографических причин. Основными значимыми причинами снижения речевой активности детей выделили:
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе. В настоящее время наша речь наполнена жаргонизмами, нецензурной лексикой, что приводит к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок;
- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объеме, это «дети телевизора и компьютера»;
- недостаточное внимание воспитателей к вопросам речевого развития детей в ходе воспитательно-образовательного процесса. В исследованиях Т.И.Чирковой приведен анализ, в котором указывается, что соотношение речевой активности детей и воспитателя на занятиях составляет в лучшем случае 3:2 (где 3 – речевая активность воспитателя, 2 – речевая активность детей) при норме соотношения 2:3.
Цель данного занятия – закрепить достигнутый уровень речевого развития; расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия.
Занятие «Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий» носит познавательно-речевой характер. Главная задача: развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, которая направлена на уменьшение количества синтаксических ошибок в речи детей, уточнение и расширение лексических оттенков слов. Подобранный материал способствовал расширению, уточнению и активизации словаря детей через углубление представлений о предметах, явлениях ближайшего и дальнего окружения ребенка, то есть за счет развития познавательной сферы.
А также словарь активизировался и расширялся через образование антонимов, прилагательных, сложных слов. Закреплялось умение пользоваться обобщающими родовыми понятиями «мебель», «посуда». На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение).
Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение – предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т.п. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада.
Рекомендации для родителей в рамках развития словаря:
- много рассказывать и показывать детям, читать познавательную литературу, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы;
- рассказывать о близких людях и родственниках, об интересных событиях;
- интересоваться у ребенка событиями прожитого дня;
- обсуждать совместные семейные мероприятия;
- в разговор с ребенком вставлять слова, незнакомые для него, и давать им объяснение.
Речевые игры:
Для развития обобщающих понятий: например, «Дружная семейка» («я буду называть слова (показывать картинки), а ты ответь, какие из них относятся к семейке слова плоды»); «Копилка» («давай соберем слова (картинки), которые можно назвать одним словом вещи»).
Для расширения и активизации словаря: например, «Найди слово, по смыслу похожее на мое», «Наоборот».
На использование слов с переносным значением: «Объяснялки» («объясни, как ты понимаешь выражение золотые руки, светлая голова и т.д.»).
Задачи:
Связная речь: учить давать полные ответы, рассуждать; обогащать экспрессивную речь сложными словами.
Словарь, грамматика:
- учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету, качеству; уточнить родовые понятия «мебель», «посуда»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; учить находить предметы по выделенным признакам; пополнять словарный запас.
- развивать внимание, мышление;
- воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений, выслушать товарища.
Материал: мультимедийное сопровождение; мячи в корзине, мебель (столы, стулья), посуда на столе; мяч, лимон, книга, петушок, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Ход занятия
Дети заходят в комнату.
Воспитатель предлагает сесть тому, кто назовет «Слова наоборот».
- Тепло – холодно
- Стоять – бежать
- Узкий – широкий и т. д.
– Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в магазин.
Я сегодня продавщица
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Воспитатель задаёт вопросы:
– Войдя в магазин, что вы увидели слева? (Мячи).
Дети рассматривают, трогают мячи, находят сходства.
– Что общего между мячами, чем они похожи? (Круглые, предназначены для игры, резиновые, упругие, прыгучие).
– А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от друга? (Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по назначению).
В ходе обсуждения вводятся понятия «разноцветный», «однотонный».
– Если мяч окрашен разными цветами, как одним словом можно сказать? Какой он? (разноцветный).
– А как по-другому еще можно сказать? (яркий, красочный).
– Когда мяч одного цвета, какой он? (от слов «один», «тон» – говорят ОДНОТОННЫЙ).
В заключение подводится итог: Слайд 2.
все мячи круглые, но различаются по размеру (один – большой, другой – поменьше, третий – самый маленький), по цвету (бывают яркие, красочные, однотонные), предназначены для игр в футбол, баскетбол, детских подвижных игр.
– А теперь мы отправляемся в следующий отдел.
Воспитатель задаёт вопросы:
– Что вы видите справа от себя? (тарелки, чашки, блюдца, ложки)
– Как одним словом называются эти предметы? (посуда).
– Давайте рассмотрим и сравним, что общего в предметах посуды? (столовые, кухонные приборы).
– А теперь скажите, чем они отличаются друг от друга? (Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру – большая и маленькая, по цвету, по принадлежности).
Воспитатель подводит итог. Слайд 3.
– Какую посуду вы видите на слайде? (кастрюли, сковородки, чашка, блюдце, чайник, кувшин).
– Посуда, в которой хранится сахар, как называется? (САХАРНИЦА).
– На слайде в верхнем правом углу изображен чайный сервиз. Посуда, в которую наливают молоко, называется МОЛОЧНИК.
– Ребята, а еще посуду можно различать по качеству.
- Посуда из глины какая? (глиняная)
- Из металла? (металлическая)
- Из фарфора? (фарфоровая)
- Из керамики? (керамическая)
- Из дерева? (деревянная)
– А какую посуду вы еще знаете? (ответы детей)
– Итак, отправляемся в следующий отдел магазина?
(Перед детьми столы, стулья разные по форме, цвету и размеру. Дети рассматривают мебель).
– Что общего между этими предметами, чем они похожи? (мебель, использует человек).
– А теперь скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
(Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по форме, по принадлежности, по качеству). Слайд 4.
– А вот перед нами отдел «Вот они какие – руки золотые». Слайд 5.
– Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.
«Леночка, – говорит ей мама,– вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
– Как вы думаете, что значит слово БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.) Слайд 6.
– Послушайте стихи: Слайд 7.
«Ветерок спросил, пролетая, отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят» (Е. Серова).
– Какое слово повторялось в этих стихах? (Золотая.)
– Почему поэт в стихотворении называют рожь золотой? (она ярко-желтая, похожа на золото).
– А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ РУКИ», что это значит?
Слайд 8. (руки, которые всё делают очень хорошо, умело, талантливые).
Игра с мячом «Назови машины одним словом» (физминутка).
(Образование сложных слов).
Воспитатель приглашает детей встать в круг и берёт в руки мяч.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем с мячом. Попробуем образовать сложные слова – названия игрушечных приборов, машин, которые должны завести в магазин. «Назови машины одним словом».
- Пыль сосет – (пылесос)
- Молоко возит – (молоковоз)
- Ходит при помощи пара – (пароход)
- Сам летает – (самолет)
- Ходит по луне – (луноход)
- Хлеб режет – (хлеборезка)
- Кофе молоть – (кофемолка)
- Кофе варит – (кофеварка)
- Сок выжимать – (соковыжималка)
- Мясо рубить – (мясорубка)
- При помощи пара возит – (паровоз)
- Бетон мешать – (бетономешалка)
- Воду возить – (водовоз)
- Бензин возить – (бензовоз)
Воспитатель: Отлично! И с этим заданием вы справились.
– Ребята, раз уж мы в магазине, то мы не можем уйти без покупок. Давайте опишем предмет, который мы хотим купить, не называя его, а только отвечая на вопрос «Какой он?» Слайд 9. Перед детьми картинки – лимон, книга, петушок, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Воспитатель задаёт вопрос:
– Что ты хочешь купить? (ребенок описывает лимон – кислый, желтый, овальный, ароматный). Остальные дети называют описанный предмет. И т. д.
- Книга – … (большая, красочная, детская, бумажная)
- Петушок – … (яркий, разноцветный, важный, длиннохвостый)
- Плюшевый мишка – … (мягкий, светло-коричневый, плюшевый)
- Яблоко – … (красное, спелое, наливное, ароматное, сладкое, сочное)
- Конфета – … (шоколадные, сладкие, вкусные, коричневые)
– Ребята, пока мы были в магазине, на улице пошел дождь. Ребята, расскажите, что в этом слове хорошего и для кого или чего? (дети дают ответы: дождь – это хорошо, это свежий воздух, хорошо растениям, земле и т.д.).
– А что плохого и для кого? (дождь – это плохо, это грязь, сырость, плохо человеку, который забыл зонт, это мокрые ноги и т.д.).
Итак, подведем итоги, ребята.
– Что нового вы узнали? С какими новыми словами познакомились?
– Кого называют белоручкой?
– Какие руки называют золотыми?
– Как называют предмет одного цвета?
– Как называют чайную посуду, в которую наливают молоко?
– По каким признакам мы различали предметы? Слайд 10.
– Спасибо всем. (Дети уходят)