Сценарий внеклассного мероприятия "Помнит мир спасенный", посвященный узникам концлагерей

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  • воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к
  • каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

1-й ведущий. Вот уже 65 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

2-й ведущий. 11 апреля 1945 года в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

1-й ведущий. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” выходят участники.

1. Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей. (Слайд 2). Презентация (имеет большой объем, находится у автора)

В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Из показаний военнопленного охранника концлагеря)

1 чтец. … После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

2. Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

(Слайды 3, 4)

3. Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

(Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

4. Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.

В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15,16)

На фоне слайдов звучит стихотворение.

2 чтец.

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллиона людей на планете
Ждут матерей, не вернувшихся, дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.

Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер - клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В январскую ночь ледяную
Вывели в лёгкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая на земь, опять поднимаясь…
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.

(Слайды 17, 18). Массовые убийства женщин и детей.

5. 14 октября 1942 г. еврейских женщин и детей из гетто Мизоч на Украине вывезли в овраг неподалёку от Ровно. Их расстреляли немецкие полицейские и украинские полицаи. На фото полицай добивает раненную.

6. Из воспоминаний очевидца немецкого инженера о массовой казни 5 октября 1942 года в Дубно на Украине: “Мы пошли прямо к ямам. Нм никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсесовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плётку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее бельё. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.

7. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсесовца – тоже с хлыстом, - стоящего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около 50 лет, а детям – год, восемь и десять лет, ещё у них были две взрослые дочери – одной лет 20, а другой, наверное, 24. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребёнка, пела и смешила его. Ребёнок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребёнка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял.

8. В этот момент эсесовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная тёмноволосая девушка указала на себя и сказала: двадцать три”

(Слайды 19, 20) Работа в аду

9. Самую страшную работу немцы заставляли выполнять так называемые зондеркоманды – специальные отряды, сформированные из заключённых. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним миром, так как они знали о происходящих здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией “живых мертвецов”, заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, срезать волосы убитых женщин, а потом сжигать тела в печках или ямах. Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркоманды: “Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее”… .

10. Знаменитая Зоненбургская тюрьма. Большинство камер – одиночные. Человек, попавший сюда, должен был оставаться наедине с самим собой десятилетия, либо до смерти… Заключённые по 13–14 часов в сутки работали на артиллерийском заводе, в электро- и автомастерских, которые размещались во дворе тюрьмы. Когда они возвращались с работы, на многих снова надевали кандалы.

Удирая в Берлин, гестаповцы зажгли тюрьму, чтобы скрыть следы преступления. Но пожар потушили наши бойцы.

(Слайд 21, 22)

11. Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин, здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и Второй рижских психиатрических больницах они убили всех душевнобольных, свыше 350 человек.

2-й ведущий. Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Звучит стихотворение “Женские волосы”.

3 чтец.

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

4 чтец. Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

1-й ведущий. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

2-ведущий. В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?

1-ведущий. Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

2-ведущий. Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

1-ведущий. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

2-ведущий. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

1-ведущий. 22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребёнка детского санатория.

5 чтец.

Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

2 ведущий. Уничтожено 214 детей в городе Ейск.

1 ведущий. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Звучит стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”.

6 чтец.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Что кровь детей глотают жадно,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?”
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27)

2 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

1 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

7 чтец.

Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Не кричат не рождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слёзы тяжёлые стали.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.

(Слайд 28)

2 ведущий.

Помните!
Через года,
через века помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
заклинаю вас, помните!
Не плачьте,
в голе сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти погибших в концлагерях,
будьте достойны!
Вечно достойны!

Минута молчания.

1 ведущий. В канун знаменательного праздника Дня Победы мы хотим всех поздравить с этой датой. И ещё, в этот день мы хотим сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.