Тема урока "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • знакомство с заглавной буквой Ю , ее написанием;
  • формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слогов;
  • формирование умения понимать роль заглавных букв в русском языке.
  • умение читать, понимать и анализировать текст.
  • обогащение словарного запаса.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного.

- Прочитайте предложение.

Юлил, юлил – и выюлил.

- Что вы прочитали? (Скороговорку)

- Как вы понимаете смысл скороговорки? (Выкручивался из какого-то положения)

- Какие звуки обозначает буква Ю в словах? (Й,у)

- Вы заметили , с какой буквы записано первое слово в предложении?

- Какая будет сегодня тема урока? Давайте откроим учебник и проверим, так ли?

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

(Букварь)

- Найдите столбики в букваре. Поставьте пальчик к первому слову.

1) Чтение слов в столбиках.

– Прочитайте слова в столбиках.

– Что здесь написано? (Имена.)

– Какие имена полные? Подчеркните полные имена.

– Обозначьте звуки в полных именах.

– Сколько звуков и какие они в слове Юлия?

– Запишите схему этого слова в тетради для печатания.

– А какие знаменитые люди носили имя Юрий? (Гагарин, Долгорукий, Никулин.) Показ портретов.

2) Чтение предложений.

– Чем интересно имя Юнна? (Удвоенной буквой Н.)

– Кому оно принадлежит?

– Какие стихи Юнны Мориц вы читали? (“Первое сентября”, “Дом гнома, гном – дома!”, “Песенка про сказку”.)

– О каких прочитанных нами именах нет предложений?

– А кто такие Юнона и Юпитер?

ЮНО'НА (лат. "Великая мать"; "бог неба"; "женщина, жена") — в древнеримской мифологии — богиня брака, материнства, женственности.

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали?

– Что повторили?

(Пропись)

- Открыли прописи.

1) Сравнение заглавной буквы Ю с буквами К, Н, О. Графический анализ буквы Ю. (Из каких элементов состоит?)

Запись букв К, Н и поэлементное написание буквы Ю.

2) Затем ученики определяют последовательность написания буквы Ю. Сначала пишем как букву Н, а затем дописываем заглавную букву О снизу вверх, так как у буквы только нижнее соединение.

3) Запись слогов, списывание с печатного текста слов и предложений.

(Букварь)

Чтение стихотворения “Страшилище”.

1) До чтения.

– Прочитайте заглавие, имя и фамилию автора.

– Рассмотрите иллюстрацию: какая необычная ситуация! А кто же тут страшилище?

– Как вы думаете, эта история будет весёлой или по-настоящему страшной?

– В заглавии есть суффикс -ищ-, который образует слова, называющие огромные предметы.

– Интересно, кто же испугался и чем всё закончилось?

2) Чтение стихотворения про себя, проверка предположений. Чтение вслух по строфам, строчкам с комментированием по ходу чтения.

После 1-й строфы:

– Какой петух был?

– Случилось ли что-то необычное?

– Проследите, как описываются события: начинается со слова однажды, оно занимает целую строку. Чтобы придать истории загадочный, таинственный характер, после этого слова при чтении надо сделать паузу.

После 1–2-й строк 2-й строфы:

– Кого испугался утёнок?

– Почему он побежал за уткой?

– Проверим наши предположения, ведь стоит двоеточие, значит, автор даст пояснение.

После чтения до конца:

– Почему утёнок испугался петуха?

– Как автор называет петуха?

3) После чтения.

– Согласны вы с заглавием стихотворения?

– Почему не “Петух”, а “Страшилище”? (Для утёнка – это настоящее страшилище. Утёнок ещё маленький, он не знает петуха, но от его вида и крика ему становится страшно.)

4. Физминутка.

(Пропись)

Чтение имён.

– Подчеркните одним цветом все имена девочек, у которых полное имя Любовь.

– Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

– Подчеркните другим цветом все имена, для которых полное имя – Людмила.

– Прочитайте. Запишите имена. Подчеркните заглавные буквы.

- Запишем предложения под диктовку.

Юля играла в юлу. У Юры новый костюм.

(Букварь)

– Рассмотрите в “Букваре” схемы-“человечки” (с. 150).

– Почему они взялись за руки?

– Что у них общего? Завершите схемы букв гласных звуков.

5. Закрепление.

- Посмотрим, кто из вас окажется сейчас самым внимательным. Я вам буду читать сказку, а вы будете считать слова, в которых услышите букву ю.

Верблюжонок Бюль-Бюль

Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него все было как у людей.

- Мама, я тоже хочу спать в люльке.

- А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

- Нет, он такой мягкий… - обрадовался Бюль-Бюль.

- Мама, я тоже хочу жить в юрте, сказал верблюжонок.

- Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

- Конечно же, нет! – засмеялся верблюжонок. И никогда не вырастет.

6. Итог урока.

- Что нового мы узнали? Чему научились?

- Что повторяли?