Цель: Знакомство с народной игрушкой - матрешкой через музыкально-ритмическую деятельность.
Задачи:
Образовательная область “Музыка”:
1. Закреплять умение детей петь выразительно, без напряжения в голосе, выполняя движения по тексту песни.
2. Развивать музыкальный слух, координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику, двигательную память.
3. Закреплять умение самостоятельно распределяться по парам, соотносить свои движения с движениями партнера, соблюдать правила игры.
4. Совершенствовать чувство ритма в игре на шумовых музыкальных инструментах.
Образовательная область “Познание”:
- Познакомить с видами матрешек и этапами их изготовления.
Образовательная область “Социализация”:
- Формировать умение контролировать свои чувства, эмоции, умение управлять ими.
Образовательная область “Художественное творчество
- Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).
Оборудование: большая матрешка, игровой куб с рисунками, кубики для ритмики, раздаточный материал для аппликации, шумовые музыкальные инструменты по количеству детей, косынки по количеству девочек, ленты четырех цветов по количеству детей, силуэты матрешек, проигрыватель, аппаратура для презентации, пиктограммы эмоций.
Ход НОД
Дети под марш входят в зал, перестраиваются в две колонны, затем в шеренги, лицом друг к другу.
-- Предлагаю поиграть: в левой шеренге будут “хозяева”, а в правой – “гости”. Посмотрим, кто вежливее и выразительнее поет.
Дети исполняют a-capelloпесню “Игра в гостей” (Д.Кабалевский, И.Рахилло), поют два раза, меняясь ролями.
-- Ребята, посмотрите, я приготовила все, что нужно будет сегодня нам на занятии. Вам все предметы знакомы? Ой, а что это такое? К нам пришла Матрешка, и совсем не крошка! Посмотрите, какая она большая, красивая, нарядная. А вы знаете матрешкин секрет?
Дети: Внутри есть еще другие матрешки!
-- Правильно, ребята! Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего – одна игрушка!
Презентация “Матрешки – какие они?”
-- Посмотрите, ребята, у меня в руках вот такой красивый кубик. На его гранях нарисованы матрешки. Каждая грань – это задание для вас, ребята. Мы будем бросать кубик по очереди и выполнять то задание, которое выпало на верхней грани кубика.
Грань “Матрешки в ряд”
-- Споем песню про матрешек, только для начала девочки повяжут косыночки
Дети исполняют песню “Мы – матрешечки...”, выполняя движения по тексту песни.
Грань “Матрешки по кругу”
-- Давайте вспомним игру с кубиками!
Ритмическая игра с кубиками (р.н.п.) – повторение движений за педагогом.
-- У всех получилось? Молодцы, но старайтесь быть более внимательными, чтобы выполнять совсем без ошибок.
Грань “Матрешки парами”
-- Посмотрите, ребята, наши матрешки встали парами. Ой, а тут еще картинки! Взгляните, ребята, что же изображено на них? Правильно, это эмоции: грусть, обида, злость, удивление... Нам с вами нужно встать парами и изобразить эти эмоции. Покажите друг другу, какими бывают ваши лица, когда вы сердитесь или злитесь. А теперь – когда вы удивляетесь чему-нибудь. Молодцы! Теперь покажите, как вы грустите по маме, когда ее нет дома. Ой-ой-ой, какие у вас грустные лица! А теперь улыбнитесь друг другу, ведь улыбка творит чудеса! Я для вас приготовила вот такие разноцветные платочки и элементы орнамента. Предлагаю вам разукрасить эти платочки для наших матрешек, чтобы они не грустили. Порадуем наших гостей?Возьмите любой цветной квадрат, который вам понравится, и выложите на нем узор.
Выкладывание узора для платка (накладная аппликация) под русскую народную мелодию.
-- Какие красивые платочки получились! Молодцы!
Грань “Матрешки врассыпную”
-- А еще у меня есть разноцветные ленты. Они ждут вас. Возьмите по две ленты одного цвета и посмотрите: как встали матрешки? (расставляет матрешек в свободном порядке.) Матрешки стоят свободно, кто где хочет. Давайте и мы рассыплемся, как горошинки, по всему залу, проверьте, чтобы никто никого не задевал руками. Обратите внимание, у вас ленты четырех цветов: у кого белые и голубые – будут изображать зиму со снежными метелями, холодным ветром, колючим снегом. А ребята с желтыми и оранжевыми лентами будут символизировать весну с теплым ветерком, яркими солнечными лучами. Придумайте каждый свой танец под музыку!
Дети импровизируют с лентами под вальс.
-- Хорошо у вас получилось, движения желтых ленточек были плавными, спокойными. А белые ленточки взлетали резко и сильно. Кладите ленточки на стол.
Грань “Матрешки парами”
-- Ребята, а матрешки не скучали, друг за дружкою шагали. Посмотрите, вот как встали! Мы с вами тоже найдем себе пару и встанем парами по кругу. Мальчики, пригласите девочек!
Дети выполняют упражнения “Приставной шаг в сторону”.
Грань “Матрешки полукругом”
-- А это задание, ребята, непростое – нужно сыграть на инструменте. Заиграем мы дружней, матрешкам станет веселей!
Оркестр шумовых инструментов (музыка Монтессори).
-- Ребята, посмотрите, все задания наших матрешек мы выполнили. Кубик остался без картинок. Давайте поаплодируем друг другу! За успешное выполнение заданий предлагаю поиграть в русскую народную игру “Горшки”. Правила все помните? Тогда рассчитались на первый-второй. Вторые номера будут у нас горшками, первые – продавцами. А я буду покупателем. Итак, готовы играть? Тогда начинаем!
Игра “Горшки”
-- Ребята, вы сегодня танцевали, песни пели и играли.
За матрешками наблюдали, все за ними повторяли...
Но пришел игре конец, кто играл – тот молодец!
А в награду вам, друзья, подарю матрешек я.
В группу их с собой возьмите и там красиво распишите.
До свиданья, ребята!
Дети уходят в группу.