Цель и задачи разработки проекта
Цель: освоить тему "Прямые на плоскости"
Задачи:
- Научить составлять уравнение прямой на плоскости по координатам двух её точек;
- Научить определять координаты точки пересечения двух прямых на плоскости;
- Повторить тему "Координаты на плоскости";
- Научить применять полученные знания при решении практических задач;
- Научить составлять математическую модель процесса;
- Развивать у учащихся умение работать в команде;
- Развивать у детей творческие способности
План разработки Проекта
- Подготовительная работа
- Разработка проекта
- Презентация проекта
Выполнение Проекта
I. Подготовительная работа | |
Форма проведения - урок | |
1. Повторение тем:
|
Опрос желающих |
2. Изучение нового материала по теме
"Уравнение прямой на плоскости":
|
Учитель |
3. Выбор темы проекта | Общее обсуждение Тема проекта - прокладывание фарватера |
4. Выбор объекта проекта | Общее обсуждение Река Нева от крепости Орешек до посёлка Рабочий |
5. Формирование рабочих групп, распределение участков реки и заданий по группам и внутри групп | 5 групп по 4 человека. 5 участков акватории реки Невы |
II. Разработка проекта | |
Форма проведения - домашняя работа | |
1. На заданном участке реки строится трасса безопасного движения теплохода по отрезкам прямых | Работа по группам |
2. Выбор точек для составления уравнений прямых, которым принадлежат отрезки трассы. Прямые должны проходить только по руслу реки, не задевая берег. | |
3. Составление уравнений прямых | Индивидуальная работа |
4. Нахождение координат точек пересечения прямых по формулам | Работа в парах |
5. Сравнение координат точек пересечения прямых с точками смены курса теплохода по карте | |
6. Подготовка докладов | 2 докладчика |
7. Подготовка компьютерной презентации | Ответственный за презентацию |
III. Презентация проекта | |
Форма проведения - открытый урок | Урок ведёт ученик, ответственный за презентацию |
1. Постановка задачи проекта и методы решения" | Сопровождается компьютерной презентацией |
2. Доклад на тему "Фарватер и речные навигационные знаки" | |
3. Доклад "Математическое сопровождение проекта" | Выкладки с отображением формул на интерактивной доске |
4. Отчёты бригадиров о работе каждого и группы в целом | Отчёты сопровождаются компьютерной презентацией |
5. Обобщение результатов проекта | |
6. Оценка проекта | Выступление учителя и завуча |
Проект "Путешествие по Неве
Введение
Нева - важная транспортная артерия, соединяющая Балтийское море с Ладожским озером, а через него с разветвлённой системой каналов и рек европейской части России, с Белым, Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Нева связывает Петербург с крупнейшими городами России и Украины, промышленными, культурными, историческими центрами: Москвой, Великим Новгородом, Киевом, Ростовом-на-Дону, Мурманском, Архангельском, городами Поволжья, Приднепровья, Причерноморья.
Грузоперевозки водным транспортом являются самым дешёвым видом транспортировки грузов. Ежедневно в период летней навигации сотни транспортных судов проходят по Неве от устья до истока и обратно, перевозя тысячи тонн грузов. Живописные берега Невы, острова Ладожского и Онежского озёр влекут ежедневно сотни туристов к водному путешествию по Неве.
Для нас, петербуржцев, всё, что связано с Невой имеет особое значение и вызывает огромный интерес. Поэтому объектом исследования настоящего проекта выбрана река Нева.
Нева широка и полноводна. Однако путешествие по ней небезопасно и без обязательного выполнения требований специальных навигационных знаков может привести к катастрофе. Фарватер реки имеет огромное количество поворотов, некоторые из которых - до 90°, встречаются стремнины, когда судно прижимает к одному из берегов, и даже пороги.
Речные навигационные службы используют разнообразные навигационные знаки, обеспечивающие безопасность судовождения, в том числе и во встречных направлениях, постоянно поддерживая их исправность. Капитаны судов, безусловно, следуют указаниям этих знаков. На наиболее сложных участках запрещено движение судов без привлечения специально подготовленных местных специалистов - лоцманов.
Ход судна по реке, трасса его движения разбивается на участки прямолинейного движения и участки маневрирования, поворотов, движения по кривым. Трасса выстраивается вдоль фарватера реки так, чтобы судно не приближалось на опасное расстояние к препятствиям, берегу, гидротехническим сооружениям, порогам и т.д. с учётом течения реки в этом месте.
Построение трассы - сложная навигационная задача, требующая обработки огромного количества исходной информации, постоянного контроля и коррекции в зависимости от текущей гидрологической обстановки.
Цель настоящего проекта - прежде всего, учебная. Поэтому, мы абстрагируемся от множества факторов, влияющих на результат прокладки хода судна по реке. Для решения задачи используется математическая модель реки, учитывающая лишь контуры берегов.
В качестве объекта моделирования выбран участок реки Невы от её истока у острова Орешек до посёлка Рабочий, где Нева входит в город Санкт-Петербург с его труднопроходимыми многочисленными мостами.
В результате проекта должны быть получены (в условной прямоугольной географической системе координат) уравнения прямых участков хода судна и точек смены курса (поворота) как координаты точек пересечения этих прямых. На выбранном участке Невы может быть построено 25 прямолинейных участков хода судна и 25 точек поворота.
Проект разрабатывался учащимися 8 в класса ГБОУ Гимназия № 587 под руководством учителя математики гимназии Любавской В.М. Разработка проекта предусматривала разные формы работы учеников: индивидуально, по парам, в группах, в классе.
В ходе выполнения проекта учениками были подготовлены 2 доклада:
- "Фарватер и речные навигационные знаки";
- "Математическое сопровождение проекта"
и компьютерная презентация.
Проект и доклады были представлены учениками в интерактивном режиме и обсуждёны на открытом уроке математики.
Наименование, цель и задачи проекта
Наименование проекта - "Путешествие по Неве".
Цель проекта - определение параметров судового хода по реке Нева: положения прямолинейных участков и координат точек поворота судна.
Задачи проекта:
- построение математической модели судового хода на исследуемом участке реки;
- определение уравнений прямолинейных участков трассы;
- определение координат точек поворота судна.
Формирование исходных данных проекта
Объект исследований - река Нева на участке от истока (остров Орешек) до входа в город Санкт-Петербург (посёлок Рабочий) <Рисунок1>.
Рисунок 1
Система координат - условная географическая прямоугольная, ориентированная по сторонам света (х - на восток, у - на север). Начало системы координат выбрано произвольно так, чтобы весь исследуемый участок лежал в первом квадранте.
Значение величин х и у, координатная сетка: единичный отрезок по осям х и у равен 1 км, цена деления координатной сетки - 0,5 км (для более точного определения координат точек).
Рабочие участки: исследуемый участок Невы занимает пространство 36 километров по оси х и 27 километров по оси у. Он разбит на 5 рабочих участков приблизительно с одинаковым количеством поворотов и с координатами по оси х. Выбранные границы рабочих участков приведены в Таблице 1 (Приложение 1):
Начальная и конечная точки маршрута: начальная и конечная точки маршрута приведены в Таблице 2 (Приложение1).
Математическое обоснование проекта (доклад ученика)
I. Уравнение прямой на плоскости
Пусть даны две точки на плоскости А(хА; уА), В(хВ; уВ).
Выведем уравнение прямой, проходящей через эти две точки.
Уравнение прямой в общем виде:
(1)
Подставим в это уравнение вместо х и у координаты сначала точки А, а затем точки В и получим систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными а и b:
(2)
Вычтем из первого уравнения второе и получим:
(3)
Откуда:
(4)
Подставляя это значение a в одно из уравнений системы, найдём значение b.
Например, из первого уравнения получим:
(5)
Подставим полученные значения a (4) и b (5) в уравнение, записанное в общем виде (1) и получим уравнение прямой, проходящей через данные точки А(хА; уА) и В(хВ; уВ)
II. Координаты точки пересечения двух прямых
Теперь будем искать координаты точки пересечения двух прямых, заданных уравнениями:
(6)
и
(7).
Для этого составим систему уравнений и решим её:
(8) | (9) (10) |
||
(11) | (12) |
Решение системы уравнений (8) - найденные значения х (11) и у (12) и являются искомыми координатами точки пересечения данных прямых (6) и (7).
Выполнение проекта
Для выполнения проекта весь класс был разбит на рабочие группы по 4 человека в каждой. За каждой группой был закреплён один из участков русла Невы. Все группы выполняли однотипные задания.
- Начиная с исходной для каждого участка точки, последовательно строились прямолинейные отрезки трассы максимально возможной длины, обеспечивающие безопасное движение судна по реке. Для первого участка начальной точкой является точка, заданная в Таблице 2(Приложение 1). Для каждого последующего участка начальной является конечная точка маршрута предыдущего участка. Координаты этой точки согласовываются бригадирами соответствующих групп. Конечной точкой последнего участка является точка, заданная в Таблице 2 (Приложение 1).
- На каждом прямолинейном участке трассы выбираются 2 точки, лежащих в узлах координатной сетки (для более точного определения их координат). По координатам выбранных точек по формуле (1)составляется уравнение прямой, на которой лежит этот прямолинейный участок.
- Для каждых двух соседних прямолинейных участков по формулам (11) и (12) находим координаты точек пересечения прямых, то есть точек смены курса судна.
- Результаты работы заносятся в итоговую Таблицу 3 (Приложение 1).
Результат
Результаты работы представлены в Таблице 3 (Приложение 1). Для каждого рабочего участка карты найдены четыре прямолинейных участка трассы. Для каждого прямолинейного участка трассы в таблицу внесены координаты х и у двух точек (А и В) пересечения прямых, на которых лежат эти участки трассы, с координатной сеткой (столбцы 2-5). В столбце 6 приводится найденное расчётным путём уравнение прямой на которой лежит прямолинейный участок трассы. В столбце 7 и 8 представлены рассчитанные по приведённым выше формулам координаты точки пересечения (С) двух соседних прямолинейных участков трасс, то есть точки поворота судна. Результаты построения для каждого участка представлены также на рисунках <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Выводы
- Исследован участок Невы от острова Орешек до посёлка Рабочий.
- Построена математическая модель рациональной трассы движения судна по Неве в выбранной системе координат.
- На исследуемом участке 20 последовательных прямолинейных участков трассы движения судна.
- Определены уравнения прямых, которым принадлежат эти участки трассы.
- Определены координаты точек пересечения соседних прямолинейных участков трассы.
- Полученная математическая модель может быть использована при построении реальной трассы движения судов по Неве.
- Уравнения прямых могут быть использованы для определения безопасного курса движения судов, установки навигационных знаков.
- Полученные точки пересечения прямолинейных участков определяют координаты точки поворота (маневрирования) судна и также могут использоваться для постановки навигационных знаков.
- Использованная методика расчётного определения точек поворота судна может дать более высокую точность, чем графический (по карте) метод определения координат этих точек.
- Полученные результаты оформлены в виде отчёта и презентации.
Обучающие результаты ученического проекта
В ходе выполнения проекта учащиеся:
- усвоили тему "Прямые на плоскости";
- научились находить уравнение прямой по двум точкам, вычислять координаты точки пересечения двух прямых;
- получили теоретическое представление и практические навыки выполнения учебно-теоретического проекта;
- учились искать и выбирать нужную литературу и фотографии для оформления наглядной части проекта;
- научились работать в команде;
- развивали умение самооценки и оценки деятельности своих одноклассников;
- совершенствовали умение по преломлению научно-технической литературы к учебным условиям;
- совершенствовали своё умение в выполнении и презентации проекта;
Литература
- "Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных" Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.В.Дорофеева. Москва. Просвещение. 2007.
- ГОСТ 23903-79 - Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения
- ГОСТ 26600-98. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ЗНАКИ НАВИГАЦИОННЫЕ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
- Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в Море. Часть В - Правила плавания и маневрирования.