Цель:
- закрепить понятие о роли семьи для всей жизни человека;
- раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи;
- актуализировать знания по семейному законодательству;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к семье.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Учитель проводит блиц – опрос. Отвечающие получают жетоны.
3. Изучение нового материала по плану:
- Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика.
- Исторические типы семейных взаимоотношений
- Модели современной семьи.
- Этапы добрачного поведения.
- Структура родства.
4. Закрепление изученного материала.
Всё это сказанное очень хорошо, но мы живые люди и в реальности мы знаем, что по – книжному, по науке – это хорошо, а в жизни совсем по – другому обычно выходит. “Чужая семья – потёмки”, в чужую семью лучше не лезть. Как говорится в своей бы разобраться.
Учитель напоминает о выражении “Чаша терпения”. Семейная “ чаша терпения”.
Рисует чашу семейного терпения цветными мелками или делает из цветной бумаги. Представим, что эта чаша – семья!
Что может её переполнить или “ разбить”?
В “ чашу” помещаем, рисуем стрелочки или прикрепляем разноцветные лепестки:
Семейные конфликты: Быт. Характер. Вспыльчивость. Эмоциональность. Грубость. Злость. Зависть. Главенство в семье. Рукоприкладство. Друзья. Подруги. Родня не принимает. Родители против. Ложь. Измена. Ревность и обоснованная и не обоснованная. Пьянство. Алкоголизм. Наркомания. Воровство. Безработица (вынужденная или по зову сердца не хочу работать). Лень. Неряшливость. Несовместимость: привычек, бытовая, психологическая, интеллектуальная, физиологическая. Неудовлетворенность духовная и физиологическая. Человек перестаёт за собой следить и внутренне и внешне. Возрастные кризисы.
Деньги, их постоянная нехватка. Дети разного возраста и их проблемы.
“Жена уже не уделяет внимание мужу, она устаёт и мужчина ищет внимание на стороне более красивой, не занятой, более ухоженной, с возрастом – более молодой, как говорил артист Добровольский: “Чтобы от неё не борщом пахло, а хорошими духами”.
Что нужно делать, как поступать, что бы этого не случилось, чтобы “чаша” не разбилась и не переполнилась, почомучто потом её хоть и можно будет склеить, но она уже будет не прочная и не долговечная?
Как вы думаете? Аргументируйте свой ответ.
Учащиеся высказывают свою позицию, а учитель вынимает, или стирает с доски из “чаши” то, что её переполняет. Что нужно делать, какими качествами обладать или в себе вырабатывать, чтобы этого не случилось? Иными словами, как нужно жить в семье, чего не нужно делать, что повлияет на её целостность?
Взаимопомощь. Выручка. Старание. Терпение. Трудолюбие. Уважения взаимного. Чистоплотность. Терпение. Не пить. Любовь. Чувство настоящее, а не влюблённость. Взаимная ответственность: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Сострадание. Доверие.
(Можно в конце урока провести анкету):
Какие на ваш взгляд самые важные в семье?
Вы называйте, а я выпишу их на доске:
- Любовь.
- Верность.
- Доверие.
- Здоровый образ жизни.
- Честность.
- Терпение.
- Сострадание.
- Доброта.
- Забота о другом.
- Любовь к детям.
- Взаимное выполнение обязанностей.
- Уважать.
- Равноправие.
- Работа.
- Трудолюбие.
- Ответственность.
- Деньги. Материальное благополучие.
Давайте их определим в порядке возрастания. Что на 1-м месте, на -2м и т. д.
А что разрушит семью? Назовите саамы важные на ваш взгляд, качества – разрушители?
- Измена.
- Ревность.
- Алкоголь.
- Наркомания.
- Деградация личности - не интересно общаться.
- Безответственность.
- Безденежье, материальные проблемы.
- Невыполнение семейных обязанностей.
- Лень.
- Распущенность.
- Неумение управлять собой в период возрастных кризисов и т. д.
- Не желание работать.
- Грубое отношение.
(Можно в анкете добавить что-то своё)
Помнить о народной мудрости:
- “Всё начинается с рюмки водки и бутылки пива”,
- “ Муж пьёт - пол дома горит, жена пьёт – дом горит”,
- “Терпение и труд – всё перетрут”,
- и поменьше друзей, подруг, приятелей и приятельниц...
Вы видите, что не только мы с вами полностью не можем ответить на этот вопрос: “Как создать семью, как её сохранить?”, назвать подходящие рецепты: как создать? – это один вопрос (Дурное дело – не хитрое), но, как сохранить? – вот в чём вопрос.
Но и учёные-специалисты порой не всегда могут помочь людям в этой области – семейные психологи, сексопатологи, психотерапевты, социологи, Институты брака и семьи, Центры планирования семьи, педагоги, генетики.
Всё, видимо зависит от самих людей, их воспитания, образованности в данной области, жизненном примере родителей, наследственности, терпения, выдержанности, способности к самовоспитанию и саморазвитию, творческому росту..., а может быть какой то свыше данной установки – судьбе, воле случая, удаче и т. д.
Но, чтобы человеку было интересно с вами, надо постоянно совершенствоваться, расти творчески, а так же работать и приносить в семью деньги, а не оставлять их на стороне или не работать вообще. И не забывать, что наше государство строит капитализм и от него ждать нечего, как ты сам сумеешь заработать, то и будешь иметь, называется:
“Что потопаешь, то и полопаешь!”
И не забывать о самом главном, что все конфликтные ситуации можно решать бесконфликтным путём, не крича и не повышая голос и без избиений и драк, нужно уметь говорить и договариваться.
Сдерживая себя, работая над своим характером. Сейчас существует наука - конфликтология, с недавних пор её преподают студентам.
А теперь давайте с вами на доске выведем формулу семейного счастья:
Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие.
- Терпение и труд всё перетрут. Пословица.
- Семья – материя тонкая.
- Один виноват в семье не бывает.
- Муж и жена - одна сатана.
- Чужая семья - потёмки.
- Милые бранятся – только тешатся.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
- И не забывать: “Семейное согласие всего дороже!”
А какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о семье и браке, дружбе и любви, о детях. Что они обозначают?
- Был бы милый по душе, проживёшь и в шалаше.
- Любит и мать дитя, любит и волк овцу.
- Любит, как кот сало.
- Полюбил (пожалел) волк кобылу – оставил хвост да гриву.
- Без любви, как без солнца.
- Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.
- Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
- От любви до ненависти – один шаг.
- Одной любовью сыт не будешь.
- Сердцу не прикажешь.
- Сердце не камень.
- Любовь зла, полюбишь и козла.
- Руки горячие – сердце холодное.
- На каждого Ивана своя Марья найдётся.
- На похвалишь – не продашь.
- Не гляди на лицо, гляди на обычай.
- Равные обычаи – крепкая любовь.
- Доброта лучше красоты.
- Ешь с голоду, а люби смолоду.
- Невеста родится, когда жених на коня садится.
- Не на радость старый женится.
- Долго выбирать – женатому не бывать.
- Не по Сеньке шапка.
- Разборчивая невеста в девках останется.
- Хороших много, а милого нет.
- Деньги к деньгам идут.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
- Где мир и лад, не нужен и клад.
- Лучший клад, когда в семье лад.
- Лад и согласие – первое счастье.
- Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою.
- С немилым жит – себя не любить.
- От хорошей жены помолодеешь, а от плохой состаришься.
- Доброй женой и муж будет честен ( славен.).
- Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не видать.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Дом без жены – что год без весны.
- От добра добра не ищут.
- Чужую жену любить – свою загубить.
- Семья вместе – душа на месте.
- Муж и жена – тоже семья.
- Муж и жена – одна сатана.
- Без матери – дети сироты.
- Сердце матери греет лучше солнца.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- И добрая мачеха, а всё не мать.
- Свои люди – сочтёмся.
- Свой своему не враг.
- Брат он мой, а ум у него свой.
- Женщина пьёт – дом горит.
- Верному другу цены нет.
- Приятелей много, а друга нет.
- Друзья познаются в беде.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Бывший друг – злейший враг..
- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
- Гусь свинье не товарищ.
- Волк коню не товарищ.
- На службе нет дружбы.
- Дружба дружбой, а служба службой.
- Хочешь вырастить из ребёнка настоящего злодея – балуй его.
Литература
- В.И. Зимин, С.Д. Ашурова, В.Н Шанский, З.И Шаталова. Учебный словарь. Москва. “Школа – Пресс”, 1994 г. Русские пословицы и поговорки. С. 81.
5. Практическая работа.
1) разбор ситуаций (возможна работа по группам)
2) выполнение тестовых заданий,
3) сочинение–рассуждение по теме:
- “Какой бы я хотел видеть свою семью?” или
- “Какой бы я не хотел видеть свою семью?”,
- “Что бы я хотел изменить в своей семье?”; можно в виде тезисов или отдельных высказываний, определений;
- “Какие качества характера я бы хотел или, наоборот, не хотел бы видеть в своей подруге, жене...”, (можно сделать в виде анкеты, заранее выписав (+) и (-) качества и раздать в конце мероприятия),
- “Я хотел бы, что бы мои дети...”;
4) напишите эссе “Мы в ответе за тех, кого приручили” (Антуан де Сент – Экзюпери).
Приложение
Ситуация 1.
16 –л.Андрей женился, но через полтора года развёлся с женой. Ещё через месяц решил продать свою квартиру, которую на свадьбу подарили ему родители. Однако, нотариус отказал ему в оформлении договора купли – продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, не полностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса?
Ситуация 2.
Пенсионер, инвалид 2 –ой группы, проживающий во Владимире, обратился в Тверской межмуниципальный суд с заявлением о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на своё проживание. Сын во время судебного заседания представил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребёнке не заботился, не платил алиментов. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу суд должен вынести решение?
Ситуация 3.
Брак между Ивановым и Сидоровой признан судом недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако, Иванов и Сидорова имели общего ребёнка. Будет ли этот ребёнок получать алименты на своё содержание от отца?
Тест. (на усмотрение учителя).
Дополнительный материал.
1) Заключаем брачный договор. В России с 1 марта 1996 г. был официально введён в действие брачный договор – в соответствии с Семейным кодексом РФ это соглашение будущих или настоящих супругов, определяющих имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Если договор заключают будущие супруги, он вступает в силу только после регистрации брака. Брачный договор подлежит удостоверению у нотариуса. В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Например, если супруги в браке купили квартиру и у них есть ребёнок, то при разводе и разделе имущества не будет выделена доля ребёнку в такой квартире. Хотя суд при определённых обстоятельствах может увеличивать долю родителя, с которым остаётся ребёнок.
2) Медовый месяц. Все знают, что означает выражение “медовый месяц”, а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили её не только на свадебном пиру, но и в течении месяца после него. Отсюда и пошло выражение “медовый месяц”. Со временем название, обозначающее первые счастливые недели супружеской жизни, прочно вошло в обиход.
3) Семья как социальный институт.
Сферы семейной деятельности:
- Репродуктивная,
- хозяйственно-бытовая,
- экономическая, воспитательная,
- досуговая, эмоциональная,
- духовное обогащение,
- социально-статусная,
- первичный социальный контроль.
Функции семьи:
- репродуктивная,
- социализации,
- экономическая,
- защитная,
- статусная,
- эмоционального удовлетворения.
Виды семьи:
а) по числу детей – многодетные, малодетные, бездетные;
б) по характеру распределения домашних обязанностей – традиционная (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и коллективистская (обязанности выполняются совместно или по очереди);
в) по родственной структуре – нуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними), полигамная(жена с мужьями или муж с жёнами);
г) по типу воспитания – авторитарная (основана на авторитете родителей), либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек), демократическая (постепенно прививает ребёнку такие черты, как сопричастность к судьбам других людей, толерантность – медицинский термин: постепенное привыкание организма к чужеродным бактериям, терпимое отношение к другому);
д) по структуре распределения власти – традиционная (основные решения принимает мужчина) и эгалитарная (решения принимаются супругами совместно).
Сочинение-рассуждение на тему: “Моя будущая семья”. Домашнее задание на следующий классный час.