Классный час в 9–12-х классах "Семейное согласие всего дороже"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • закрепить понятие о роли семьи для всей жизни человека;
  • раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи;
  • актуализировать знания по семейному законодательству;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к семье.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Учитель проводит блиц – опрос. Отвечающие получают жетоны.

3. Изучение нового материала по плану:

  1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика.
  2. Исторические типы семейных взаимоотношений
  3. Модели современной семьи.
  4. Этапы добрачного поведения.
  5. Структура родства.

4. Закрепление изученного материала.

Всё это сказанное очень хорошо, но мы живые люди и в реальности мы знаем, что по – книжному, по науке – это хорошо, а в жизни совсем по – другому обычно выходит. “Чужая семья – потёмки”, в чужую семью лучше не лезть. Как говорится в своей бы разобраться.

Учитель напоминает о выражении “Чаша терпения”. Семейная “ чаша терпения”.

Рисует чашу семейного терпения цветными мелками или делает из цветной бумаги. Представим, что эта чаша – семья!

Что может её переполнить или “ разбить”?

В “ чашу” помещаем, рисуем стрелочки или прикрепляем разноцветные лепестки:

Семейные конфликты: Быт. Характер. Вспыльчивость. Эмоциональность. Грубость. Злость. Зависть. Главенство в семье. Рукоприкладство. Друзья. Подруги. Родня не принимает. Родители против. Ложь. Измена. Ревность и обоснованная и не обоснованная. Пьянство. Алкоголизм. Наркомания. Воровство. Безработица (вынужденная или по зову сердца не хочу работать). Лень. Неряшливость. Несовместимость: привычек, бытовая, психологическая, интеллектуальная, физиологическая. Неудовлетворенность духовная и физиологическая. Человек перестаёт за собой следить и внутренне и внешне. Возрастные кризисы.

Деньги, их постоянная нехватка. Дети разного возраста и их проблемы.

“Жена уже не уделяет внимание мужу, она устаёт и мужчина ищет внимание на стороне более красивой, не занятой, более ухоженной, с возрастом – более молодой, как говорил артист Добровольский: “Чтобы от неё не борщом пахло, а хорошими духами”.

Что нужно делать, как поступать, что бы этого не случилось, чтобы “чаша” не разбилась и не переполнилась, почомучто потом её хоть и можно будет склеить, но она уже будет не прочная и не долговечная?

Как вы думаете? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся высказывают свою позицию, а учитель вынимает, или стирает с доски из “чаши” то, что её переполняет. Что нужно делать, какими качествами обладать или в себе вырабатывать, чтобы этого не случилось? Иными словами, как нужно жить в семье, чего не нужно делать, что повлияет на её целостность?

Взаимопомощь. Выручка. Старание. Терпение. Трудолюбие. Уважения взаимного. Чистоплотность. Терпение. Не пить. Любовь. Чувство настоящее, а не влюблённость. Взаимная ответственность: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Сострадание. Доверие.

(Можно в конце урока провести анкету):

Какие на ваш взгляд самые важные в семье?

Вы называйте, а я выпишу их на доске:

  • Любовь.
  • Верность.
  • Доверие.
  • Здоровый образ жизни.
  • Честность.
  • Терпение.
  • Сострадание.
  • Доброта.
  • Забота о другом.
  • Любовь к детям.
  • Взаимное выполнение обязанностей.
  • Уважать.
  • Равноправие.
  • Работа.
  • Трудолюбие.
  • Ответственность.
  • Деньги. Материальное благополучие.

Давайте их определим в порядке возрастания. Что на 1-м месте, на -2м и т. д.

А что разрушит семью? Назовите саамы важные на ваш взгляд, качества – разрушители?

  • Измена.
  • Ревность.
  • Алкоголь.
  • Наркомания.
  • Деградация личности - не интересно общаться.
  • Безответственность.
  • Безденежье, материальные проблемы.
  • Невыполнение семейных обязанностей.
  • Лень.
  • Распущенность.
  • Неумение управлять собой в период возрастных кризисов и т. д.
  • Не желание работать.
  • Грубое отношение.

(Можно в анкете добавить что-то своё)

Помнить о народной мудрости:

  • “Всё начинается с рюмки водки и бутылки пива”,
  • “ Муж пьёт - пол дома горит, жена пьёт – дом горит”,
  • “Терпение и труд – всё перетрут”,
  • и поменьше друзей, подруг, приятелей и приятельниц...

Вы видите, что не только мы с вами полностью не можем ответить на этот вопрос: “Как создать семью, как её сохранить?”, назвать подходящие рецепты: как создать? – это один вопрос (Дурное дело – не хитрое), но, как сохранить? – вот в чём вопрос.

Но и учёные-специалисты порой не всегда могут помочь людям в этой области – семейные психологи, сексопатологи, психотерапевты, социологи, Институты брака и семьи, Центры планирования семьи, педагоги, генетики.

Всё, видимо зависит от самих людей, их воспитания, образованности в данной области, жизненном примере родителей, наследственности, терпения, выдержанности, способности к самовоспитанию и саморазвитию, творческому росту..., а может быть какой то свыше данной установки – судьбе, воле случая, удаче и т. д.

Но, чтобы человеку было интересно с вами, надо постоянно совершенствоваться, расти творчески, а так же работать и приносить в семью деньги, а не оставлять их на стороне или не работать вообще. И не забывать, что наше государство строит капитализм и от него ждать нечего, как ты сам сумеешь заработать, то и будешь иметь, называется:

“Что потопаешь, то и полопаешь!”

И не забывать о самом главном, что все конфликтные ситуации можно решать бесконфликтным путём, не крича и не повышая голос и без избиений и драк, нужно уметь говорить и договариваться.

Сдерживая себя, работая над своим характером. Сейчас существует наука - конфликтология, с недавних пор её преподают студентам.

А теперь давайте с вами на доске выведем формулу семейного счастья:

Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие.

  • Терпение и труд всё перетрут. Пословица.
  • Семья – материя тонкая.
  • Один виноват в семье не бывает.
  • Муж и жена - одна сатана.
  • Чужая семья - потёмки.
  • Милые бранятся – только тешатся.
  • Мы в ответе за тех, кого приручили.
  • И не забывать: “Семейное согласие всего дороже!”

А какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о семье и браке, дружбе и любви, о детях. Что они обозначают?

  • Был бы милый по душе, проживёшь и в шалаше.
  • Любит и мать дитя, любит и волк овцу.
  • Любит, как кот сало.
  • Полюбил (пожалел) волк кобылу – оставил хвост да гриву.
  • Без любви, как без солнца.
  • Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.
  • Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
  • От любви до ненависти – один шаг.
  • Одной любовью сыт не будешь.
  • Сердцу не прикажешь.
  • Сердце не камень.
  • Любовь зла, полюбишь и козла.
  • Руки горячие – сердце холодное.
  • На каждого Ивана своя Марья найдётся.
  • На похвалишь – не продашь.
  • Не гляди на лицо, гляди на обычай.
  • Равные обычаи – крепкая любовь.
  • Доброта лучше красоты.
  • Ешь с голоду, а люби смолоду.
  • Невеста родится, когда жених на коня садится.
  • Не на радость старый женится.
  • Долго выбирать – женатому не бывать.
  • Не по Сеньке шапка.
  • Разборчивая невеста в девках останется.
  • Хороших много, а милого нет.
  • Деньги к деньгам идут.
  • Где любовь да совет, там и горя нет.
  • Где мир и лад, не нужен и клад.
  • Лучший клад, когда в семье лад.
  • Лад и согласие – первое счастье.
  • Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою.
  • С немилым жит – себя не любить.
  • От хорошей жены помолодеешь, а от плохой состаришься.
  • Доброй женой и муж будет честен ( славен.).
  • Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не видать.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Дом без жены – что год без весны.
  • От добра добра не ищут.
  • Чужую жену любить – свою загубить.
  • Семья вместе – душа на месте.
  • Муж и жена – тоже семья.
  • Муж и жена – одна сатана.
  • Без матери – дети сироты.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • И добрая мачеха, а всё не мать.
  • Свои люди – сочтёмся.
  • Свой своему не враг.
  • Брат он мой, а ум у него свой.
  • Женщина пьёт – дом горит.
  • Верному другу цены нет.
  • Приятелей много, а друга нет.
  • Друзья познаются в беде.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  • Бывший друг – злейший враг..
  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Волк коню не товарищ.
  • На службе нет дружбы.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Хочешь вырастить из ребёнка настоящего злодея – балуй его.

Литература

  1. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова, В.Н Шанский, З.И Шаталова. Учебный словарь. Москва. “Школа – Пресс”, 1994 г. Русские пословицы и поговорки. С. 81.

5. Практическая работа.

1) разбор ситуаций (возможна работа по группам)

2) выполнение тестовых заданий,

3) сочинение–рассуждение по теме:

  • “Какой бы я хотел видеть свою семью?” или
  • “Какой бы я не хотел видеть свою семью?”,
  • “Что бы я хотел изменить в своей семье?”; можно в виде тезисов или отдельных высказываний, определений;
  • “Какие качества характера я бы хотел или, наоборот, не хотел бы видеть в своей подруге, жене...”, (можно сделать в виде анкеты, заранее выписав (+) и (-) качества и раздать в конце мероприятия),
  • “Я хотел бы, что бы мои дети...”;

4) напишите эссе “Мы в ответе за тех, кого приручили” (Антуан де Сент – Экзюпери).


Приложение

Ситуация 1.

16 –л.Андрей женился, но через полтора года развёлся с женой. Ещё через месяц решил продать свою квартиру, которую на свадьбу подарили ему родители. Однако, нотариус отказал ему в оформлении договора купли – продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, не полностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса?

Ситуация 2.

Пенсионер, инвалид 2 –ой группы, проживающий во Владимире, обратился в Тверской межмуниципальный суд с заявлением о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на своё проживание. Сын во время судебного заседания представил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребёнке не заботился, не платил алиментов. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу суд должен вынести решение?

Ситуация 3.

Брак между Ивановым и Сидоровой признан судом недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако, Иванов и Сидорова имели общего ребёнка. Будет ли этот ребёнок получать алименты на своё содержание от отца?

Тест. (на усмотрение учителя).

Дополнительный материал.

1) Заключаем брачный договор. В России с 1 марта 1996 г. был официально введён в действие брачный договор – в соответствии с Семейным кодексом РФ это соглашение будущих или настоящих супругов, определяющих имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Если договор заключают будущие супруги, он вступает в силу только после регистрации брака. Брачный договор подлежит удостоверению у нотариуса. В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Например, если супруги в браке купили квартиру и у них есть ребёнок, то при разводе и разделе имущества не будет выделена доля ребёнку в такой квартире. Хотя суд при определённых обстоятельствах может увеличивать долю родителя, с которым остаётся ребёнок.

2) Медовый месяц. Все знают, что означает выражение “медовый месяц”, а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили её не только на свадебном пиру, но и в течении месяца после него. Отсюда и пошло выражение “медовый месяц”. Со временем название, обозначающее первые счастливые недели супружеской жизни, прочно вошло в обиход.

3) Семья как социальный институт.

Сферы семейной деятельности:

  • Репродуктивная,
  • хозяйственно-бытовая,
  • экономическая, воспитательная,
  • досуговая, эмоциональная,
  • духовное обогащение,
  • социально-статусная,
  • первичный социальный контроль.

Функции семьи:

  • репродуктивная,
  • социализации,
  • экономическая,
  • защитная,
  • статусная,
  • эмоционального удовлетворения.

Виды семьи:

а) по числу детей многодетные, малодетные, бездетные;

б) по характеру распределения домашних обязанностей – традиционная (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и коллективистская (обязанности выполняются совместно или по очереди);

в) по родственной структуренуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними), полигамная(жена с мужьями или муж с жёнами);

г) по типу воспитания – авторитарная (основана на авторитете родителей), либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек), демократическая (постепенно прививает ребёнку такие черты, как сопричастность к судьбам других людей, толерантность – медицинский термин: постепенное привыкание организма к чужеродным бактериям, терпимое отношение к другому);

д) по структуре распределения власти – традиционная (основные решения принимает мужчина) и эгалитарная (решения принимаются супругами совместно).

Сочинение-рассуждение на тему: “Моя будущая семья”. Домашнее задание на следующий классный час.