ФГОС "Рабочая программа по физической культуре". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 1


Пояснительная записка

Статус рабочей программы.

Рабочая программа по предмету “Физическая культура” для 1-х классов общеобразовательной школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:

  • ФГОС ООО утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М. “Просвещение”,2011;
  • Примерные программы по учебным предметам Начальная школа, часть 2 М. “Просвещение”,2011;
  • Федеральный закон “О физической культуре и спорте в РФ” от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

Программа ориентирована на использование учебника “Физическая культура 1 класс” А.П. Матвеев, М., “Просвещение”,2011

При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Общая характеристика учебного предмета.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

 Целью обучения физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным
    играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлении о физической культуре, ее значении в жизни человека,
    укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

 Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:

  • на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регионально-климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
  • на соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.

При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 1 классах отводится 99 ч, из расчёта 3 часа в неделю.

Адресность

Данная программа разработана для обучающихся 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.

Формы организации образовательного процесса.

В начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая, таким образом, самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.

Система оценивания учащихся.

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, “заступ” при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Учебно-тематический план

Учебные разделы и темы

Кол-во часов

I. Знания о физической культуре.
1. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; 1
2. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека; 1
3. Правила техники безопасности и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

1

II. Способы физической деятельности.
1. Самостоятельные игры и развлечения (организация и проведение подвижных игр) 2
2. Самостоятельные занятия (составление режима дня, выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня – УГГ, физкультминутки, личная гигиена)

2

III. Физическое совершенствование.

92ч

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Комплексы физических упражнений: для утренней гимнастики, физкультминуток, для профилактики и коррекции нарушений осанки.

8
2. Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Легкая атлетика
  • Гимнастика с элементами акробатики
  • Лыжные гонки
  • Подвижные игры, эстафеты
  • Спортивные игры: волейбол, баскетбол

84

Всего часов:

99ч

Содержание программы

Знания о физической культуре.

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.

Способы физической деятельности.

  • Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанка и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
  • Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование.

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
  • Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
  • Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы.

Подвижные и спортивные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет “Физическая культура” способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета “Физическая культура”.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса по физической культуре.

  1. Видякин М.В. Физкультура - система лыжной подготовки детей и подростков. В., “Учитель”, 2008
  2. Виненко В.И. “Физкультура 1-11 классы” Календарно-тематическое планирование по 3-х часовой программе. В., “Учитель”, 2010
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., “Просвещение”, 2011
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., “ВАКО”, 2007
  5. Матвеев А.П. Академический школьный учебник “Физическая культура 1”. М., “Просвещение”, 2011
  6. Матвеев А.П. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., “Просвещение”, 2012
  7. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. М., Педагогическое общество России, 2006
  8. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. В., “Учитель”, 2009

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ? безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, их прочность проверяется учителем перед уроком.

Интернет-ресурсы.

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования http://standart.edu.ru/;
  2. Примерные программы по учебным предметам http://standart.edu.ru/;
  3. Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru
  4. Официальный сайт УМК “Перспектива” http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?ob_no=12371;
  5. Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре. http://www.fisio.ru/fisioinschool.html

Технические средства обучения.

  1. Музыкальный центр.
  2. Мегафон.

Экранно-звуковые пособия.

  • Аудиозаписи, презентации.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  2. Скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  3. Комплект навесного оборудования (мишени для метания, 1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  4. Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные (на каждого ученика).
  5. Палка гимнастическая (на каждого ученика).
  6. Скакалка детская (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  7. Мат гимнастический (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  8. Кегли (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  9. Обруч пластиковый детский (демонстрационный экземпляр).
  10. Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).
  11. Лента финишная (демонстрационный экземпляр).
  12. Рулетка измерительная (на каждого ученика).
  13. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
  14. Лыжи детские (с креплениями и палками) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  15. Сетка для переноса и хранения мячей (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
  16. Аптечка (демонстрационный экземпляр).

Внеурочная деятельность учащихся.

Согласно Федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений РФ внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление, которое включает в себя:

- посещение секций: “Мини-футбол”, “Волейбол”, “Акробатика”, “Дзюдо”, “Лыжные гонки” и др.;

- школьная неделя физической культуры;

- школьная и городская Спартакиада учащихся “Мы за здоровый образ жизни”;

- семейные старты, конкурсы, акции “За здоровый образ жизни”;

Результатом реализации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. М., “Просвещение”, 2011
  2. Бондаренкова Г.В., Коваленко Н.И. Физкультура 1 класс. Поурочные планы. В., “Учитель”,2011
  3. Видякин М.В. Физкультура - система лыжной подготовки детей и подростков. В., “Учитель”, 2008
  4. Виненко В.И. “Физкультура 1-11 классы” Календарно-тематическое планирование по 3-х часовой программе. В., “Учитель”, 2010
  5. Городничева Н.Я. Врачебно-педагогический контроль физическим воспитанием школьников. Тобольск, 2006
  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., “Просвещение”, 2011
  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., “Просвещение”, 2011
  8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., “ВАКО”, 2007
  9. Кузнецов В.С., Колоднийкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. М., “Издательство НЦ ЭНАС”, 2002
  10. Матвеев А.П. Академический школьный учебник “Физическая культура 1”. М., “Просвещение”, 2011
  11. Матвеев А.П. Примерные программы начального образования Физическая культура. М., “Просвещение”, 2008
  12. Матвеев А.П. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., “Просвещение”, 2012
  13. Осинцев В.В Лыжная подготовка в школе 1-11 класс. М. “ВЛАДОС-пресс”, 2001
  14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., “Просвещение”, 2011
  15. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2 . М., “Просвещение”, 2011
  16. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. М., Педагогическое общество России, 2006
  17. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. В., “Учитель”, 2009