Личностностные особенности и профессионально важные качества

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (348 кБ)


Темперамент и Характер

Цель: знакомство учащихся с историей возникновения теории темперамента и понятием "темперамент", с классификацией И.П. Павлова. Знакомство учащихся с понятием "характер" и с отличиями характера от темперамента.

На прошлых занятиях мы с вами разбирались в мире профессий. Но для правильного выбора профессии необходимо иметь представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле.

И начнём мы с такого понятия как темперамент. Первое упоминание о темпераментах встречается в Древней Греции. Древнегреческий врач Гиппократ говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное - болезнь. Само понятие "темперамент" в переводе с латинского значит "соразмерность", "правильная мера". При нормальном, не чрезмерном слиянии соков, считали древние, любой темперамент хорошо и здоров. Но все люди разные: кто-то вспыльчив, кто-то молчалив, кто-то оптимистичен, кто-то обидчив. Поэтому Гиппократ предположил, что в каждом человеке главенствует какой-то один из четырёх соков, чем и определяется его личностные свойства. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов: сангвиник - от латинского "кровь", флегматик - от греческого "слизь", холерик - от греческого "желчь" и меланхолик - от греческого "чёрная желчь".

И такое понимание темпераментов было до начала двадцатого века. Наш выдающийся физиолог, Иван Петрович Павлов сделал вывод, что разница темпераментов зависит от типа нервной системы. Три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы: сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Таким образом, темперамент можно определить как врождённые индивидуальные особенности человека, связанные с типом нервной системы. От древней теории темпераментов остались только их названия.

ХОЛЕРИК

  • "+" активность, энергичность, общительность, решительность, инициативность;
  • "-" вспыльчивость, несдержанность, раздражительность, агрессивность, резкость в общении, импульсивность, неустойчивость в поведении.

САНГВИНИК

  • "+" активность, хорошая приспособляемость, общительность, доброжелательность, жизнерадостность, оптимистичность, смелость, находчивость;
  • "-" неприятие однообразия, монотонности, поверхностность, недостаточная усидчивость, недостаточная настойчивость, поспешность в суждениях и выводах.

ФЛЕГМАТИК

  • "+" высокая работоспособность, настойчивость, спокойствие, ровность в отношениях, надёжность, добросовестность;
  • "-" малоподвижность, низкая активность, медлительность в принятии решений, необщительность, индивидуализм.

МЕЛАНХОЛИК

  • "+" чувствительность, сердечность, исполнительность, сдержанность, аккуратность;
  • "-" низкая активность, ранимость и застенчивость, замкнутость, необщительность, низкая работоспособность.

ДИАГНОСТИКА: Тест на определение темперамента.

УПРАЖНЕНИЕ "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА"

Четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетёра, который отказывался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор. Он настойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдёт в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно, и направился в буфет. Четвёртый же решил, что ему вечно не везёт и уехал домой.

Почему в одной и той же ситуации люди повели себя по-разному?

УПРАЖНЕНИЕ "ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ"

Вам нужно разделиться на четыре группы и сделать это следующим образом. Рассчитайтесь на первый, второй, третий, четвёртый. Первые - холерики, вторые - сангвиники, третья - флегматики и четвёртые - меланхолики. Каждой группе надо составить список из 10 или более профессий, которые будут лучше всего подходить вашей группе.

Заполнить таблицу (домашнее задание)

Темперамент Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-П Ч-Х
Холерик          
Сангвиник          
Флегматик          
Меланхолик          

Как вы поняли из определения темперамента, его свойства являются врождёнными. Это значит, что изменить темперамент нельзя: с каким типом темперамента мы родились, с таким и умрём. Однако, зная отрицательные черты своего типа темперамента, мы можем стараться их преодолевать. Например, холерикам нужно развивать сдержанность и самокритичность, сангвиникам - усидчивость. Меланхоликам нужно преодолевать робость и застенчивость, а флегматикам - развивать инициативность и решительность. И в этом может помочь характер.

Слово "характер" в переводе с греческого означает "признак", "особенность". Следовательно, характер - это устойчивые черты человека, которые проявляются в поведении и поступках.

Обсуждение

  • Если мы видим человека в первый раз, он, например, только вышел, можем ли мы сказать, какой у него характер? А если он вошёл и не поздоровался или открыл дверь ногой, мы можем ужё о нём что-то сказать? Что именно?

Понятие "характер" включает следующие компоненты:

  • темперамент - биологическая основа характера;
  • отношение к другим людям (доброта, общительность, грубость, отзывчивость, эгоизм, бездушие и так далее);
  • отношение к себе (самооценка, скромность, самокритичность, личные запросы и так далее);
  • интеллектуальные черты (сообразительность, наблюдательность и так далее);
  • эмоциональные особенности (сила чувств, их глубина или поверхностность, устойчивость или неустойчивость, простота или сложность);
  • волевые качества - основа характера, его стержень.

Итак, воля, волевые качества являются основой характера. Когда говорят "Этот человек слабохарактерный", то имеется ввиду, что у него недостаточно развиты волевые качества. Если говорят "У этого человека такой твёрдый характер", подразумевают, что у него достаточно развиты.

Обсуждение

  • Что вы можете сказать о своём характере?

Черты характера определяют поведение человека, то есть способы действий в типичных ситуациях. Человек, имеющий определённую черту характера, в сходных ситуациях будет поступать одинаково. Но её можно изменить со временем, и тогда изменится и поведение.

Если темперамент нам даётся с рождения, то характер формируется в течение всей жизни человека, в процессе воспитания и самовоспитания. Воспитанием занимаются, прежде всего, родители, затем окружающие взрослые, а самовоспитанием занимается сам человек. Значит, самовоспитание - это воспитание самого себя. Если серьёзно и последовательно заниматься самовоспитание, можно активно влиять на формирование своего характера, то есть "делать самого себя", а в конечном итоге стать творцом своей судьбы.

Обсуждение

  • Как вы понимаете выражение "человек - хозяин своей судьбы"?

ДИАГНОСТИКА "Самооценка" .

Домашнее задание:

  • Напишите (предложений 10) как вы знаете самих себя. Опишите себя.