Темперамент и Характер
Цель: знакомство учащихся с историей возникновения теории темперамента и понятием "темперамент", с классификацией И.П. Павлова. Знакомство учащихся с понятием "характер" и с отличиями характера от темперамента.
На прошлых занятиях мы с вами разбирались в мире профессий. Но для правильного выбора профессии необходимо иметь представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле.
И начнём мы с такого понятия как темперамент. Первое упоминание о темпераментах встречается в Древней Греции. Древнегреческий врач Гиппократ говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное - болезнь. Само понятие "темперамент" в переводе с латинского значит "соразмерность", "правильная мера". При нормальном, не чрезмерном слиянии соков, считали древние, любой темперамент хорошо и здоров. Но все люди разные: кто-то вспыльчив, кто-то молчалив, кто-то оптимистичен, кто-то обидчив. Поэтому Гиппократ предположил, что в каждом человеке главенствует какой-то один из четырёх соков, чем и определяется его личностные свойства. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов: сангвиник - от латинского "кровь", флегматик - от греческого "слизь", холерик - от греческого "желчь" и меланхолик - от греческого "чёрная желчь".
И такое понимание темпераментов было до начала двадцатого века. Наш выдающийся физиолог, Иван Петрович Павлов сделал вывод, что разница темпераментов зависит от типа нервной системы. Три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы: сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Таким образом, темперамент можно определить как врождённые индивидуальные особенности человека, связанные с типом нервной системы. От древней теории темпераментов остались только их названия.
ХОЛЕРИК
- "+" активность, энергичность, общительность, решительность, инициативность;
- "-" вспыльчивость, несдержанность, раздражительность, агрессивность, резкость в общении, импульсивность, неустойчивость в поведении.
САНГВИНИК
- "+" активность, хорошая приспособляемость, общительность, доброжелательность, жизнерадостность, оптимистичность, смелость, находчивость;
- "-" неприятие однообразия, монотонности, поверхностность, недостаточная усидчивость, недостаточная настойчивость, поспешность в суждениях и выводах.
ФЛЕГМАТИК
- "+" высокая работоспособность, настойчивость, спокойствие, ровность в отношениях, надёжность, добросовестность;
- "-" малоподвижность, низкая активность, медлительность в принятии решений, необщительность, индивидуализм.
МЕЛАНХОЛИК
- "+" чувствительность, сердечность, исполнительность, сдержанность, аккуратность;
- "-" низкая активность, ранимость и застенчивость, замкнутость, необщительность, низкая работоспособность.
ДИАГНОСТИКА: Тест на определение темперамента.
УПРАЖНЕНИЕ "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА"
Четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетёра, который отказывался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор. Он настойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдёт в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно, и направился в буфет. Четвёртый же решил, что ему вечно не везёт и уехал домой.
Почему в одной и той же ситуации люди повели себя по-разному?
УПРАЖНЕНИЕ "ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ"
Вам нужно разделиться на четыре группы и сделать это следующим образом. Рассчитайтесь на первый, второй, третий, четвёртый. Первые - холерики, вторые - сангвиники, третья - флегматики и четвёртые - меланхолики. Каждой группе надо составить список из 10 или более профессий, которые будут лучше всего подходить вашей группе.
Заполнить таблицу (домашнее задание)
Темперамент | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-П | Ч-Х |
Холерик | |||||
Сангвиник | |||||
Флегматик | |||||
Меланхолик |
Как вы поняли из определения темперамента, его свойства являются врождёнными. Это значит, что изменить темперамент нельзя: с каким типом темперамента мы родились, с таким и умрём. Однако, зная отрицательные черты своего типа темперамента, мы можем стараться их преодолевать. Например, холерикам нужно развивать сдержанность и самокритичность, сангвиникам - усидчивость. Меланхоликам нужно преодолевать робость и застенчивость, а флегматикам - развивать инициативность и решительность. И в этом может помочь характер.
Слово "характер" в переводе с греческого означает "признак", "особенность". Следовательно, характер - это устойчивые черты человека, которые проявляются в поведении и поступках.
Обсуждение
- Если мы видим человека в первый раз, он, например, только вышел, можем ли мы сказать, какой у него характер? А если он вошёл и не поздоровался или открыл дверь ногой, мы можем ужё о нём что-то сказать? Что именно?
Понятие "характер" включает следующие компоненты:
- темперамент - биологическая основа характера;
- отношение к другим людям (доброта, общительность, грубость, отзывчивость, эгоизм, бездушие и так далее);
- отношение к себе (самооценка, скромность, самокритичность, личные запросы и так далее);
- интеллектуальные черты (сообразительность, наблюдательность и так далее);
- эмоциональные особенности (сила чувств, их глубина или поверхностность, устойчивость или неустойчивость, простота или сложность);
- волевые качества - основа характера, его стержень.
Итак, воля, волевые качества являются основой характера. Когда говорят "Этот человек слабохарактерный", то имеется ввиду, что у него недостаточно развиты волевые качества. Если говорят "У этого человека такой твёрдый характер", подразумевают, что у него достаточно развиты.
Обсуждение
- Что вы можете сказать о своём характере?
Черты характера определяют поведение человека, то есть способы действий в типичных ситуациях. Человек, имеющий определённую черту характера, в сходных ситуациях будет поступать одинаково. Но её можно изменить со временем, и тогда изменится и поведение.
Если темперамент нам даётся с рождения, то характер формируется в течение всей жизни человека, в процессе воспитания и самовоспитания. Воспитанием занимаются, прежде всего, родители, затем окружающие взрослые, а самовоспитанием занимается сам человек. Значит, самовоспитание - это воспитание самого себя. Если серьёзно и последовательно заниматься самовоспитание, можно активно влиять на формирование своего характера, то есть "делать самого себя", а в конечном итоге стать творцом своей судьбы.
Обсуждение
- Как вы понимаете выражение "человек - хозяин своей судьбы"?
ДИАГНОСТИКА "Самооценка" .
Домашнее задание:
- Напишите (предложений 10) как вы знаете самих себя. Опишите себя.