Мастер-класс "Использование исследовательского проекта при изучении проблемы йододефицита среди студентов"

Разделы: Общепедагогические технологии


Аудитория:

  • группа студентов 3 курса специальности сестринское дело (8-12 человек);
  • преподаватели в качестве наблюдателей.

Аудитория зрительно разделена на две зоны – студенты и наблюдатели.

  • студенты располагаются за большим столом по кругу;
  • преподаватель 2 (ведущий урока) - перед доской, имеет возможность свободно перемещаться по аудитории, подходить к каждому студенту;
  • наблюдатели располагаются за столами в конце аудитории;
  • преподаватель 1 располагается вблизи наблюдателей, имеет возможность свободно перемещаться в зоне наблюдателей, управляет мультимедийной системой с помощью пульта.

Преподаватель 1 ведёт общение с наблюдателями, преподаватель 2 – со студентами. Работа проводится параллельно.

Время занятия: 2 академических часа.

Сценарий занятия

Уважаемые преподаватели! Уважаемые студенты!

Преподаватель 1. Мы хотим предложить вашему вниманию мастер класс по теме “Исследование проблемы йододефицита”.

Современное образование предъявляет к выпускникам новые требования. Эти требования заключаются в подготовке специалистов, которые обладают высоким уровнем развития профессиональных компетенций. Мы ждём от выпускников не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находить самостоятельные решения проблем. Конечно, это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.

Таким образом, цель мастер-класса – продемонстрировать примеры использования элементов современных образовательных технологий в организации исследовательской деятельности студентов.

Стоит отметить, что за отведённое время невозможно представить целостный ход исследовательской работы, которую проводят студенты. Сегодня будут продемонстрированы лишь отдельные её элементы. Значительная часть зданий предполагает самостоятельную работу студентов с обязательной дальнейшей проверкой и обсуждением. Исследовательская работа может быть начата уже на первом курсе на дисциплинах общеобразовательного цикла (в нашем примере – на химии). А далее продолжаться на последующих курсах. Таким образом, за время обучения у студентов формируется полное портфолио по изучаемой теме.

Итак, мастер-класс будет построен следующим образом: моя коллега будет проводить занятие со студентами. Я в свою очередь буду комментировать её действия, обращаясь к преподавателям. Студенты будут работать в рабочих тетрадях, которые уже лежат у них на партах.

Итак, коллега, Вам слово!

Преподаватель 2 проводит организационную часть урока по стандартной схеме. Затем начинается выполнение заданий на страницах 3–4 рабочей тетради (Приложение 1).

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Мы наблюдали первый этап исследовательской работы - организационно – подготовительный. Была определена проблема, поставлена цель, осуществлено планирование предстоящей деятельности.

Как правило, именно понятийный аппарат исследования вызывает серьёзные трудности у студентов. Поэтому данную часть работы студенты выполняют под руководством преподавателя на занятии. А в рабочей тетради содержатся ключевые фразы для самостоятельного формулирования понятийного аппарата.

Здесь же мы имели возможность наблюдать начало второго этапа исследования – сбор и анализ информации. Предложенная студентам анкета направлена на выявление проблемы и помогает направить их мысль на выдвижение гипотезы.

В процессе работы возникла необходимость быстрой обработки полученных данных. С этой целью была составлена компьютерная программа в оболочке Excel. Это позволит оперативно получить результаты и представить их в табличном и графическом вариантах (Приложение 2). Таблицы проецируются на экран.

Преподаватель 2 проводит часть занятия, выполняя задания на странице 5 рабочей тетради.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Опережая возможные критические замечания аудитории, относящиеся к методу Старожука, необходимо отметить, что данный метод применяется не с целью получения точных научных иди диагностических данных, а в качестве приёма, активизирующего познавательную активность студентов. Посмотрите, какое оживление появилось в группе!

Кроме того, задействуется предметно-действенное мышление, что обеспечивает повышение эффективности понимания и запоминания изучаемого материала. Вспомним известную мудрость: “Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать это – и это станет моим”.

Преподаватель 2. В связи с тем, что для окончания эксперимента требуются сутки, мы не имеем возможности проанализировать и обсудить сейчас полученные результаты. Поэтому предлагаю посмотреть на фотографии, на которых отражен ход проведения опыта у испытуемых №1 и №2. См. Таблицу 1.

Проводится обсуждение в группе.

Таблица 1. Соответствие фотографий рисункам.

Время: 09.00 10.00. 12.00. 15.00.
Испытуемый № 1 Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Испытуемый № 2 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8

Преподаватель 2 проводит часть занятия, выполняя задания на странице 6 рабочей тетради. Результаты опроса студентов заносятся в таблицу Excel, обрабатываются автоматически (Приложение 2).

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Кроме представленной группы риска мы имеем возможность посмотреть результаты анкетирования по каждому вопросу. Мы имеем возможность посмотреть результаты в виде диаграмм, которые сформировались в программе Excel. Эти диаграммы студенты могут использовать для исследовательского проекта.

Преподаватель 2 проводит часть занятия, выполняя задания на странице 7 рабочей тетради. Студенты получают карточки с рисунками, изображёнными на данной странице. Задача: выбрать рисунки, отражающие патологические изменения, происходящие в организме человека при заболеваниях щитовидной железы, аргументировать ответ. Производится групповое обсуждение, делаются записи в тетрадях. Задание на странице 8 предлагается в качестве домашней работы.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Мы наблюдаем работу в малых группах.

У студентов имеется возможность для коллективного обсуждения вопросов, манипулирования карточками, активизации зрительной памяти. Обратите внимание на постоянную смену видов деятельности участников занятия.

Преподаватель 2 предлагает выполнить задание на странице 9 рабочей тетради. Устное обсуждение.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР.

Определённой находкой, “изюминкой” является экскурс в историю и творческое задание, которое предлагается студентам. Репродукции картин можно поместить в портфолио и использовать на занятиях.

Преподаватель 2 продолжает работу со студентами. Выполнение заданий на странице 10. Задание на дом – страница 11.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Прошу вас обратить внимание, что работа студентов проводится поэтапно, создается акцент на наиболее значимых моментах проведения и оформления исследовательской работы. В рабочих тетрадях информация подается таким образом, чтобы студенты постепенно осваивали каждый элемент исследования. В начале тетради предлагается более полный текст, а далее постепенно увеличивается объем самостоятельности. Таким образом, соблюдается технология поэтапного формирования умственных действий. Вначале – ознакомительный уровень, далее – репродуктивный, а затем – продуктивный.

Преподаватель 2 предлагает студентам разделиться на три группы. Каждая группа получает задание составить рекомендации по профилактике йододефицита на одном из уровней: массовая профилактика, групповая и индивидуальная. Результаты оформляются на листах формата А1, используются цветные фломастеры, клей, картинки, оставшиеся от предыдущего задания. Далее студенты представляют свои работы.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Составление рекомендаций обычно также требует большего времени. Мы предлагаем студентам поучаствовать в мозговом штурме. Они выдвигают предложения и записывают их. Результат может быть оформлен на отдельных цветных стикерах, на цветных листах формата А4, которые крепятся на магнитную доску.

Сегодня, к сожалению, мы ограничены во времени и не имеем возможности представить исследовательскую работу полностью. Поэтому некоторые элементы сознательно опущены. Например, мы на уроке подробно обсуждаем и собираем материалы по профилактике йододефицита: об использовании йодированных продуктов, особенностях применения йодированной соли, современных биологических активных добавках и лекарственных препаратах. Весь этот материал анализируется, обобщается и формируется в портфолио или служит для создания студентами презентаций, буклетов, листков здоровья, стенгазет и т.д. (Приложение 3). В общем, принимает ту или иную презентативную форму, формируется исследовательский продукт.

Преподаватель 2 предлагает студентам подумать 1–2 минуты над занимательными вопросами (стр. 13 в тетради). Необходимо обозначить, что по истечении времени эти вопросы будут обсуждаться в аудитории. Однако по истечении времени преподаватель сразу переходит к следующему заданию.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Данный приём мы считаем находкой урока. Конечно, вы помните о закономерностях памяти, в частности, эффект Б.В.Зейгарник. Он заключается в том, что запоминается неоконченное действие. В нашем случае, студенты получили занимательные вопросы, но не узнали ответ на них на занятии. В результате у них сформировалось напряжение, фрустрация, потребность завершить начатое. Вы почувствуете сами, что после окончания урока тема не отпустит вас. Вы будете сознательно или по ассоциации с чем-либо возвращаться к обсуждаемой проблеме. Тем самым, полученная информация будет актуализироваться неоднократно, выполняя функцию закрепления изученного материала и стимулируя учебную мотивацию.

Преподаватель 2 проводит рефлексию занятия. Студентам задаются вопросы типа: что понравилось? что запомнилось? что удивило? что нового узнали? каково самочувствие в настоящий момент? какое настроение? что чувствуете сейчас? и т.д.

Преподаватель подводит краткий итог урока:

- цель достигнута...;

- домашнее задание следующее...;

- наилучшие пожелания участникам.

Преподаватель 1. СТОП-КАДР!

Данный этап проводится с целью рефлексии занятия.

1. На занятии используются некоторые закономерности запоминания: в памяти остаются наиболее эмоционально окрашенные события. Наш урок достаточно эмоционален.

2. Используется эффект “края”: наиболее важная информация поступила в начале и в конце урока.

3. Обратите внимание на рисунки студентов: они изобразили те моменты, которые им наиболее запомнились. У кого-то это правильно выполненное задание (создается ситуация успеха), у кого-то это вопрос, вызвавший наибольшие трудности, ошибки (значит проведена работа над ошибками), кто-то отразил информацию, имеющую личное значение.

4. Во время занятия учитывалась динамика группы: в начале задания носили индивидуальный, затем была предоставлена возможность что-то обсудить, поспорить, а далее – на наиболее продуктивном этапе развития группы, осуществлялся творческий поиск решения проблемы.

5. Была учтена динамика самого занятия: многократное повторение, поэтапность выполнения работы (выявление проблемы, поиск решения, создание продукта).

6. В рабочих тетрадях имеется приложение с алгоритмом написания второй главы исследовательской работы.

Таким образом, достигнута цель проведения мастер-класса: были продемонстрированы примеры использования элементов современных образовательных технологий в организации исследовательской деятельности студентов.

Коллеги, спасибо за внимание. Мы с удовольствием выслушаем Ваши вопросы и пожелания.

Список литературы

  1. Герасимова Н.Н. Йод нужен всем // Здоровье Кузбасса. – 2003. - №3 [Электронный ресурс] // URL: http://www.kuzdrav.ru/zdorkuz/yod2.htm (дата обращения: 01.02.2013)
  2. Гончаренко В.В. Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации креативности // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “Среднее профессиональное образование”. – 2012. - №3.– С.87 – 94.
  3. Прокофьева Т. Тотальный дефицит. Как восполнить недостаток йода в организме / Новые известия. Ежедневная общероссийская газета. – 25.10.2005. [Электронный ресурс] // URL: http://www.newizv.ru/inset/2005-10-25/34066-totalnyj-deficit.htm (дата обращения: 01.02.2013).
  4. Романовский В.Е. Популярная эндокринология (щитовидная железа, сахарный диабет, ожирение...) / Ростов н/Д: Феникс. – 2006. – 224с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М: Народное образование. – 1998. – 256с.
  6. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов н/Д: Феникс. – 2005. – 473с.