Педсовет "Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Цель:

  • Систематизировать знания педагогов и повысить их профессиональную компетентность в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Создание мотивации к активной творческой деятельности.

План проведения педсовета:

  1. Итоги тематического контроля“Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.
  2. Диспут “Творчество – удел избранных или необходимость существования.
  3. Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”
  4. Делимся педагогическим мастерством:
    1. Игра – средство развития творческой личности дошкольника
    2. Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.
    3. Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника.
    4. Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников.
  5. Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”.
  6. Подведение итогов педсовета.

Проект решения педсовета:

  1. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически проводить творческие игры по развитию креативности дошкольников во всех видах деятельности детей с учетом их личностных интересов.
  2. Способствовать обогащению предметно-развивающей среды групп через создание коллекций и уголков “Изобретателя” как формы развития у детей познавательного интереса.
  3. Включить в практику работы с детьми проблемное обучение как средство развития творческих способностей дошкольников.
  4. Оформить выставку “Советы родителям по развитию творческих способностей дошкольников в семье” (литература, наглядные пособия, рекомендации, буклеты, памятки).
  5. Систематизировать опыт работы педагогов дошкольного отделения по развитию творческих способностей дошкольников.

План тематического контроля

Тема: “Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

№ п/п Направление работы Содержание Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп. •Анализ диагностических карт.

•Анализ деятельности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.

2 Оценка профессионального мастерства педагогов. Знание педагогами парциальных программ и технологий, задач по развитию творческих способностей дошкольников.

Разнообразие приемов и методов, используемых педагогами в работе с детьми.

•Наблюдение и анализ методики проведения занятий.

•Анкетирование педагогов

•Анализ самообразования педагогов.

•Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность педагогов при ее создании)

3 Создание условий. Создание условий для работы с детьми в группах, кабинетах специалистов.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

•Посещение групп.

•Изучение и анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) (уголок творчества, уголок экспериментирования, книжный уголок, театрализованный уголок, развивающие игры)

4 Планирование работы. Планирование работы с детьми по развитию творческих способностей.

Взаимосвязь работы педагогов и специалистов.

•Анализ планирования (система работы по развитию творческих способностей детей: планирование занятий, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, работы в групповых уголках, творческие игры).
5 Работа с родителями Оценка наглядной информации и консультационной помощи родителям.

Анализ проведенных мероприятий

•Анализ планов (организация и проведение мероприятий с участием родителей).

•Анализ наглядной информации для родителей в группе

•Анкетирование родителей

Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”

1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности:

а) внимание

б) дивергентное мышление

в) активность

г) воображение

д) инициативность

е) эмоциональность

2. Как вы думаете, из какого документа взята следующая фраза “Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей...”?

а) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования

б) Закон об образовании;

в) Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы “Столичное образование”.

г) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

д) Декларация прав ребенка.

3. Дивергентное мышление это...

а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части

б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие

в) поиск множества решений одной и той же проблемы.

г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия

4. Назовите автора высказывания “...мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение”.

а) Алекс Осборн

б) Джой Пол Гилфорд

в) Маршалл Маклюэн

г) Лев Семенович Выготский

5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.

а) ориентация педагога на абсолютный успех ребенка

б) возможность манипуляций с предметами и мыслями

в) разграничение детей друг от друга в игровой деятельности

г) желание найти ответ незамедлительно

д) активная игровая деятельность

е) личный пример творческого подхода к решению проблем

6. Основатель теории решения изобретательных задач

а) Уильям Гордон

б) Алекс Осборн

в) Генрих Альтшуллер

г) Джой Пол Гилфорд

7. Суть метода фокальных объектов (ТРИЗ) состоит ...

а) в моделировании процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

б) в перенесении свойств, качеств одного или нескольких предметов на другой

в) в изменении свойств и назначений объекта на противоположные, превращении их в анти-объекты

г) в определении роли и места функций объектов и их взаимодействия по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

8. Автор приемов фантазирования “Грамматика фантазии”

а) Милн Алан Александер

б) Редьярд Киплинг

в) ДжанниРодари

г) Кэролл Льюис

д) Линдгрен Астрид

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Педагоги делятся на 3 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Визитная карточка команды”

Команды представляют название и девиз своей команды.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.

 

 

Возможные варианты ответов:

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  2. группа: транспорт (машина, лодка)
  3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
  6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
  7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  8. группа: предметы природы (рыба, ель)

3 задание “Реклама” (домашнее задание).

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

Предлагаемые предметы:

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

4 задание “Неизвестное животное”.

Ведущий называет каждой команде слова, обозначающие неизвестные науке животных и просит нарисовать и описать их. На выполнение задания дается 2 минуты.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

6 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

Примеры слов:

  • грязь, театр, хлеб, ручка;
  • фонарь, лодка, соль, кирпич;
  • молоко, компьютер, зонт, утюг

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

Приложение 1 “Презентация к педсовету. Деловая игра”.