Практико-ориентированный проект "Правила нашей группы"

Разделы: Работа с дошкольниками


С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет./саду и т.д.). Через слово, через общение со взрослыми и сверстниками он постигает окружающий мир и приобретает опыт общественного поведения.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Однако для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

В последнее время и педагоги, и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Одни в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, робость, нерешительность, а другие неумением следовать определенным нормам поведения в коллективе сверстников, при общении со взрослыми (знают, но не выполняют) не могут найти подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, у них наблюдаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека.

Возможности для решения этих проблем дает организация совместной деятельности детей, в ходе которой они учатся взаимодействовать как со сверстниками, так и взрослыми. Одним из видов совместной деятельности является проектная деятельность. В рамках работы с детьми подготовительной группы по программе “Дружные ребята” (развитие навыков межличностного взаимодействия) разработан проект “Правила нашей группы”.

Цель проекта: создание благоприятной атмосферы в детском коллективе; формирование осознанного поведения, дружеских взаимоотношений.

Задачи:

  • Формировать навыки культурного поведения при общении со сверстниками в разных видах детской деятельности.
  • Обогащать взаимоотношения родителей и детей опытом диалогического и эмоционально насыщенного общения в совместной деятельности.
  • Обогащать и активизировать словарный запас в ходе словесных игр, решения проблемных ситуаций, бесед по произведениям художественной литературы, составление рассказов, анализа своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы.

Этапы работы:

1 этап – этап проблематизации и выбора темы проекта.

Формы работы педагога-психолога.

С детьми:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Задание на дом.

C родителями:

  • Размещение наглядной информации в родительском уголке.
  • Круглый стол “Культура поведения в общении со сверстниками”.

2 этап – этап планирования проектной деятельности.

Формы работы педагога-психолога.

С детьми:

  • Обсуждение способов участия детей в совместной с родителями деятельности.
  • Беседы с детьми.
  • Обсуждение содержания газеты.

С родителями:

  • Индивидуальные консультации.

3 этап – этап осуществления проектной деятельности.

Формы работы педагога-психолога.

С детьми:

  • Проведение игр, бесед по произведениям художественной литературы
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Составление рассказов.
  • ТРИЗ.
  • Схематическое рисование правил.
  • Рассказы детей о том, как у них продвигается совместная работа с родителями, используя “Лесенку - чудесенку” (ступени осуществления проекта).

С родителями:

  • Домашние задания для родителей.
  • Памятка-листовка “Лесенка - чудесенка”.

4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности.

Формы работы педагога-психолога.

С детьми:

  • Выпуск газеты “Наши правила” - совместное детское творчество (для сотрудников детского сада).
  • Участие в Фестивале идей “Правила нашей группы”.

С родителями:

  • Экспресс-анкета.
  • Участие в Фестивале идей “Правила нашей группы”.

Вид проекта:

  1. По продолжительности: сренднесрочный (2 месяца – 8 занятий).
  2. По количеству участников: групповой.
  3. По возрасту детей: старшая группа.
  4. По характеру контактов: семейный.
  5. По режиму работы: занятия с педагогом-психологом.

Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

Ведущие психологи всегда отдавали должное тому факту, что общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.). Через слово, через общение со взрослыми и сверстниками он постигает окружающий мир и приобретает опыт общественного поведения.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Однако для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо учить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, а так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.

В последнее время и педагоги, и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека.

Возможности для решения этих проблем дает организация совместной деятельности детей, в частности практико-ориентированного проекта “Правила нашей группы”.

Проблема проекта: Жителей волшебной страны заколдовал злой волшебник, и они перестали дружить друг с другом, забыли все вежливые слова. Все ходят хмурые, грубые, обижаются друг на друга. Как им помочь? Что можно сделать для них, чтобы они опять были дружными, вежливыми и веселыми?

Цель проекта: создание благоприятной атмосферы в детском коллективе; формирование осознанного поведения, дружеских взаимоотношений.

Задачи:

1. Развивать у детей коммуникативные навыки при общении со сверстниками в группе:

  • использовать речевые этикетные формы: приветствие, прощание, благодарность.
  • развивать адекватную оценку собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Формировать навыки культурного поведения при общении со сверстниками в разных видах детской деятельности.

3. Обогащать взаимоотношения родителей и детей опытом диалогического и эмоционально насыщенного общения в совместной деятельности.

4. Обогащать и активизировать словарный запас в ходе словесных игр, решения проблемных ситуаций, бесед по произведениям художественной литературы, составление рассказов, анализа своей деятельности.

План организации проектной деятельности по достижению цели.

1 этап – этап проблематизации и выбора темы проекта1 занятие (первая неделя)

Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности.

Формы работы педагога-психолога с детьми и родителями

Дети Родители
Создание проблемной ситуации . Из Страны волшебных слов получено письмо, в котором говорится, что злой волшебник заколдовал всех жителей страны и они перестали дружить друг с другом, забыли все вежливые слова. Все ходят хмурые, грубые, обижаются друг на друга. Жители этой страны просят помочь им избавиться от чар злого волшебника. Как помочь им? Что можно сделать для них, чтобы они опять были дружными, вежливыми и веселыми?

Предложения детей записываются и обсуждаются.

Через обсуждение педагог-психолог подводит детей к тому, что нужно собрать все правила общения детей в группе и отослать их в Страну вежливости.

Задание на дом: подумать, посоветоваться с родителями, как можно оформить правила поведения, чтобы они были понятны жителям Страны вежливости.

1. Размещение наглядной информации в родительском уголке о проекте “Правила нашей группы” и возможных вариантах представления мини-проектов.

2. Круглый стол “Речевой этикет и культура поведения в общении со сверстниками”

3. Индивидуальные консультации по оформлению выбранных мини-проектов.

Результаты
Появилось желание помочь жителям Страны вежливости. Поняли идею данного проекта и необходимость в совместной деятельности с детьми.

2 этап – этап планирования проектной деятельности – 2 занятия (2 и 3 недели)

Цель: определение средств реализации проекта, источников информации и форм презентации на заключительном этапе. Педагог-психолог является непосредственным участником проекта.

Формы работы педагога-психолога с детьми и родителями

Дети Родители
1. Обсуждение способов участия детей в совместной с родителями деятельности по оформлению правил поведения: рисование моделей, подбор картинок, сочинение стихотворений, загадок и др.

2. Беседы с детьми о том, какие правила поведения при общении со сверстниками они знают.

3. Распределение правил по двум категориям “Можно”, “Нельзя”.

4. Обсуждение содержания газеты “Наши правила”

5. Беседа о том, что нужно нам для составления газеты? (модели правил, рисунки, карандаши, фломастеры и др.)

Инд. консультации по запросам родителей о приемах развития навыков партнерского взаимодействия, вариантах оформления послания жителям Волшебной страны (правил поведения) и его презентации на Фестивале идей “Правила нашей группы” (сочинение стихотворения, сказки, показ кукольного театра, изготовление книжки с картинками и др.)
Результаты
Дети активно участвуют в обсуждениях, беседах Родители заинтересовано идут на контакт с педагогом-психологом, проявляют интерес к выполнению мини-проекта.

3 этап – этап осуществления проектной деятельности – 3 занятия (4, 5 и 6 недели)

Цель: организация практической деятельности с детьми на занятиях по уточнению и закреплению правил поведения; объединение усилий детей и родителей для выполнения задуманных мини-проектов.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями

Дети Родители
1. Проведение игр, бесед по произведениям художественной литературы, решение проблемных ситуаций, составление рассказов, ТРИЗ.

2. Схематическое рисование правил “хорошего” поведения

3. Выполнение практического задания “Рисование на карточках правил “Можно” и “Нельзя””

4. Беседа по рисункам.

5. Подготовка материалов (рисунков) для газеты “Наши правила”.

6. Рассказы детей о том, как у них продвигается совместная работа с родителями, используя “Лесенку - чудесенку” (ступени осуществления проекта) – по мере выполнения основных этапов выполнения мини-проектов, дети ставят свою эмблему на той ступеньке лестницы, которую уже прошли.

_____4_____ готовы к участию в фестивале

_______3________придумали презентацию

_________2________ оформили правила

_______1_________ выбрали правила, подобрали материал

1. Домашние задания для родителей по закреплению знаний детей о правилах поведения.

2. Индивидуальные консультации по запросам родителей о приемах развития навыков партнерского взаимодействия при оформлении отдельных правил поведения и их презентации в Фестивале идей “Правила нашей группы”

3. Поддержка активного участия в подготовке и проведении презентации правил поведения в Фестивале идей “Правила нашей группы”.

4. Памятка – листовка “Лесенка - чудесенка”

Результаты
Дети проявляют активность
  • при обсуждениях и анализе своего поведения и поведения сверстников;
  • в рисовании моделей правил поведения;
  • в подготовке материала к газете “Наши правила”
  • в рассказах о совместной деятельности с родителями.
1.Родители охотно используют рекомендации педагога-психолога и активно участвуют в подготовке Фестиваля идей “Правила нашей группы”

4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности – 2 занятия (7-8 недели)

Цель: выпуск газеты “Наши правила”; презентация результатов совместной с родителями деятельности по оформлению правил поведения для жителей Страны волшебных слов.

Формы работы педагога-психолога с детьми и родителями

Дети Родители
1. Выпуск газеты “Наши правила” - совместное детское творчество (для сотрудников детского сада).

2.Участие в Фестивале идей “Правила нашей группы”: совместная с родителями презентация своего проекта.

1. Участие в Фестивале идей “Правила нашей группы”: совместная с детьми презентация своего проекта.

2. Экспресс-анкета по вопросам:

- в ходе проекта я понял(а), что...

- я делаю для себя следующие выводы ...

Результаты
Активные участники оформления газеты, презентации совместного с родителями мини-проекта Родители активные участники Фестиваля идей “Правила нашей группы”.

В заключение педагог-психолог отмечает вклад каждого ребенка и его родителей в общее дело, говорит о том, что дети не только помогли жителям сказочной страны, но и сами стали дружными и веселыми ребятами. Все участники награждаются дипломами.

На следующее занятие детям приносят письмо из Страны волшебных слов, в котором жители благодарят детей за помощь и рассказывают, как присланные правила поведения помогли победить злого волшебника.

Ресурсная база проекта.

Кадровые ресурсы: педагог-психолог, воспитатели групп, дети, родители.

Информационные ресурсы: Интернет, образовательные сайты

Материально-технические ресурсы: магнитофон, аудиозаписи детских песен, наборы картинок, иллюстраций, художественная литература.

Программно-методические ресурсы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.

2. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М., 2002 г.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008 г.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003 г.

5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Журнал "Дошкольная педагогика", №1-2010 г.