Виды глагола

Разделы: Русский язык


I

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Актуализация прежних знаний.

1) Проверка д/з. (упр.643). Один ученик читает стихотворение наизусть:

На доброе слово
Не надо скупит...ся.
Сказать это слово-
Что дать напит...ся.
Со словом обидным
Нельзя торопит...ся,
Чтоб завтра
Себя самого (не)стыдит...ся.
(Н.Рыленков )

Учитель: - Понравилось ли вам это стихотворение?

- Чему учит это стихотворение? (надо быть добрым, терпеливым)

Учитель: - Очень важно быть толерантным, т.е. терпимым к мнению окружающих людей.

- Кто хочет объяснить пропущенные орфограммы?

Предполагаемый ответ: Если в вопросе “Что делать?” есть “ь”, то и в глаголе должен быть “ь”. Поэтому скупиться, напиться, торопиться, стыдиться.

Учитель: Есть еще изученная нами орфограмма – “Не с глаголами пишется раздельно”, поэтому “не_стыдиться” написали раздельно.

Поставим оценку за д/з.

  • За аккуратную правильно выполненную работу – “5”
  • Если было 1 исправление – “4”

Учитель: - Какие вы молодцы, ребята!

II. Послушайте отрывок стихотворения “Весна” Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Учитель: - О чем это стихотворение? Какая тема? (о весне)

- Какие слова передает весеннее пробуждение?

Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор.

- Сколько в составе сложного предложения простых?

Интересен глагол “повеяло” - он имеет значение состояние природы. У таких глаголов как “похолодало”, “потеплело”, нет, и не может быть подлежащего.

Учитель: Молодцы, справились. Оцените себя!

Один ученик сделает морфемный разбор глагола “засвищут”.

Учитель: - Вспомните морфологические признаки глагола?

Предполагаемый ответ: - Это изменение по временам. А так же в настоящем и будущем изменения по лицам и числам, в прошедшем - по родам и числам.

Учитель:

- Какие глаголы в стихотворном тексте обозначает действие в развитии, незавершенности? (тает, бегут)

- На какие вопросы отвечает? (Что делает? Что делают?) Это глагол несовершенного вида.

- Какие глаголы обозначают завершенность действия? А определенный результат? (повеяло, засвищут, оденется)

- На какие вопросы они отвечают? (Что сделало? Что сделают? Что сделает?)

Это глаголы совершенного вида.

В русском языке каждый глагол относится к одному из двух видов.

Вот еще один морфологический признак - вид глагола.

Учитель: - Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Запишем в тетрадь темы урока - “Виды глагола”.

Цель урока:

  • Знать, что такое виды глагола.
  • Уметь определять вид глагола.
  • Знать правила употребления глаголов совершенного и несовершенного вида в речи.

III. Объяснение нового материала

1) Посмотрите на слайд, ребята, какой алгоритм определения вида глагола можно составить?

Ставим вопрос.

  • Если вопрос – “Что делать?”, то это глагол несовершенного вида.
  • Если вопрос – “Что сделать?”, то это совершенный вид.

Учитель: - Молодцы. Правильность наших рассуждений можно проверить по учебнику. (Чтение правила стр. 254)

Правило:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: “Что делать?” “Что делал?” “Что делают?” “Что будут делать?”
  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: “Что сделать?” “Что сделал?” “Что сделаю?”

2) Запишем в тетрадь глаголы несовершенного и совершенного вида, работая по парам над рисунком стр. 253.

Учитель: - Какова разница в значении выделенных глаголов “решали-решили” и т. д.

- На какие вопросы они отвечают? Какого они вида?

Предполагаемый ответ: - Глагол “решали” отвечает на вопрос “Что делали?” - и обозначает незавершенность действия. Глагол “решили” отвечает на вопрос “Что сделали?” - и обозначает завершенность действия.

3) Рассмотрим таблицу на слайде:

Учитель: - В каком времени могут употребляться глаголы несовершенного и совершенного вида?

- Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени и почему? Предполагаемый ответ: - В настоящем времени - глаголы незавершенного действия, а глаголы совершенного вида обозначают завершенность действия.

4) Вернемся к стихотворению в домашнем задании:

Учитель: - Как мы определяем виды глагола? (по вопросам)

Найдите глаголы совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид: “Скупиться, торопиться”

Совершенный вид: “Напиться”

5) Применение приобретенных знаний.

Под диктовку запишем глаголы в строчку (поливал, поймал, пропел, доставал, писал). Сверху цифрами отметим над глаголами несовершенного вида – “1”, совершенного вида – “2”. Программированная проверка.(12211)

6) Физкультминутка.

7) Заранее подготовленный ученик знакомит с интересной информацией по данной теме.

Замечательный русский поэт В. Брюсов писал:

“Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмем 4 глагола одного корня: ставить, стать, стоять, становить. От них при помощи приставок -пред, -при, -за, -от … и др.суффиксов можно образовать 300 глаголов. Таковы: ставиться, статься, встать, вставать, вставить, вставлять, достать, доставить, доставать, доставлять, достаться, достояться, доставляться…".

8) Оказывается, приставки и суффиксы помогают образовывать виды глаголов.

Учитель: - Давайте докажем это, выполняя упражнение по учебнику. (Стр.255 упр. № 644.) Комментированное письмо.

Задание: “Запишем глаголы совершенного и несовершенного вида в два столбика, обозначая суффиксы”.

8) Орфоэпическая разминка.

Задание: “Соблюдая и запоминая правильное произношение, определяем вид трудных в произношении глаголов (на слайде)”.

  • ЗВОНИТ - ЗВОНЯТ
  • ОБЛЕГЧИТ - ОБЛЕГЧАТ
  • ПОВТОРИТ - ПОВТОРЯТ
  • РУКОВОДИТ - РУКОВОДЯТ
  • СОРИТ - СОРЯТ
  • УГЛУБИТ - УГЛУБЯТ
  • ЗАЯВИТ - ЗАЯВЯТ
  • ОБКЛЕИТ - ОБКЛЕЯТ
  • ПОГАСИТ - ПОГАСЯТ
  • РАСТОПИТ - РАСТОПЯТ
  • СТРОИТ - СТРОЯТ

IV. Подведение итогов урока

1) Беседа:

- Что вы узнали нового о глаголе?

2) Тест с последующей проверкой.

3) Оценки за урок.

V. Домашнее задание на выбор

1) Творческая работа - сочинить грамматическую сказку о видах глагола.

2. №635

3. №651

Список использованной литературы.

1. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др. – 29-е изд. М.: Просвещение,2002г.

2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур./стр. 75, Тест № 15. Глагол (2)