I
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Актуализация прежних знаний.
1) Проверка д/з. (упр.643). Один ученик читает стихотворение наизусть:
На доброе слово
Не надо скупит...ся.
Сказать это слово-
Что дать напит...ся.
Со словом обидным
Нельзя торопит...ся,
Чтоб завтра
Себя самого (не)стыдит...ся.
(Н.Рыленков )
Учитель: - Понравилось ли вам это стихотворение?
- Чему учит это стихотворение? (надо быть добрым, терпеливым)
Учитель: - Очень важно быть толерантным, т.е. терпимым к мнению окружающих людей.
- Кто хочет объяснить пропущенные орфограммы?
Предполагаемый ответ: Если в вопросе “Что делать?” есть “ь”, то и в глаголе должен быть “ь”. Поэтому скупиться, напиться, торопиться, стыдиться.
Учитель: Есть еще изученная нами орфограмма – “Не с глаголами пишется раздельно”, поэтому “не_стыдиться” написали раздельно.
Поставим оценку за д/з.
- За аккуратную правильно выполненную работу – “5”
- Если было 1 исправление – “4”
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята!
II. Послушайте отрывок стихотворения “Весна” Плещеева
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Учитель: - О чем это стихотворение? Какая тема? (о весне)
- Какие слова передает весеннее пробуждение?
Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор.
- Сколько в составе сложного предложения простых?
Интересен глагол “повеяло” - он имеет значение состояние природы. У таких глаголов как “похолодало”, “потеплело”, нет, и не может быть подлежащего.
Учитель: Молодцы, справились. Оцените себя!
Один ученик сделает морфемный разбор глагола “засвищут”.
Учитель: - Вспомните морфологические признаки глагола?
Предполагаемый ответ: - Это изменение по временам. А так же в настоящем и будущем изменения по лицам и числам, в прошедшем - по родам и числам.
Учитель:
- Какие глаголы в стихотворном тексте обозначает действие в развитии, незавершенности? (тает, бегут)
- На какие вопросы отвечает? (Что делает? Что делают?) Это глагол несовершенного вида.
- Какие глаголы обозначают завершенность действия? А определенный результат? (повеяло, засвищут, оденется)
- На какие вопросы они отвечают? (Что сделало? Что сделают? Что сделает?)
Это глаголы совершенного вида.
В русском языке каждый глагол относится к одному из двух видов.
Вот еще один морфологический признак - вид глагола.
Учитель: - Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Запишем в тетрадь темы урока - “Виды глагола”.
Цель урока:
- Знать, что такое виды глагола.
- Уметь определять вид глагола.
- Знать правила употребления глаголов совершенного и несовершенного вида в речи.
III.
Объяснение нового материала1) Посмотрите на слайд, ребята, какой алгоритм определения вида глагола можно составить?
Ставим вопрос.
- Если вопрос – “Что делать?”, то это глагол несовершенного вида.
- Если вопрос – “Что сделать?”, то это совершенный вид.
Учитель: - Молодцы. Правильность наших рассуждений можно проверить по учебнику. (Чтение правила стр. 254)
Правило:
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: “Что делать?” “Что делал?” “Что делают?” “Что будут делать?”
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: “Что сделать?” “Что сделал?” “Что сделаю?”
2) Запишем в тетрадь глаголы несовершенного и совершенного вида, работая по парам над рисунком стр. 253.
Учитель: - Какова разница в значении выделенных глаголов “решали-решили” и т. д.
- На какие вопросы они отвечают? Какого они вида?
Предполагаемый ответ: - Глагол “решали” отвечает на вопрос “Что делали?” - и обозначает незавершенность действия. Глагол “решили” отвечает на вопрос “Что сделали?” - и обозначает завершенность действия.
3) Рассмотрим таблицу на слайде:
Учитель: - В каком времени могут употребляться глаголы несовершенного и совершенного вида?
- Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени и почему? Предполагаемый ответ: - В настоящем времени - глаголы незавершенного действия, а глаголы совершенного вида обозначают завершенность действия.
4) Вернемся к стихотворению в домашнем задании:
Учитель: - Как мы определяем виды глагола? (по вопросам)
Найдите глаголы совершенного и несовершенного вида.
Несовершенный вид: “Скупиться, торопиться”
Совершенный вид: “Напиться”
5) Применение приобретенных знаний.
Под диктовку запишем глаголы в строчку (поливал, поймал, пропел, доставал, писал). Сверху цифрами отметим над глаголами несовершенного вида – “1”, совершенного вида – “2”. Программированная проверка.(12211)
6) Физкультминутка.
7) Заранее подготовленный ученик знакомит с интересной информацией по данной теме.
Замечательный русский поэт В. Брюсов писал:
“Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмем 4 глагола одного корня: ставить, стать, стоять, становить. От них при помощи приставок -пред, -при, -за, -от … и др.суффиксов можно образовать 300 глаголов. Таковы: ставиться, статься, встать, вставать, вставить, вставлять, достать, доставить, доставать, доставлять, достаться, достояться, доставляться…".
8) Оказывается, приставки и суффиксы помогают образовывать виды глаголов.
Учитель: - Давайте докажем это, выполняя упражнение по учебнику. (Стр.255 упр. № 644.) Комментированное письмо.
Задание: “Запишем глаголы совершенного и несовершенного вида в два столбика, обозначая суффиксы”.
8) Орфоэпическая разминка.
Задание: “Соблюдая и запоминая правильное произношение, определяем вид трудных в произношении глаголов (на слайде)”.
- ЗВОНИТ - ЗВОНЯТ
- ОБЛЕГЧИТ - ОБЛЕГЧАТ
- ПОВТОРИТ - ПОВТОРЯТ
- РУКОВОДИТ - РУКОВОДЯТ
- СОРИТ - СОРЯТ
- УГЛУБИТ - УГЛУБЯТ
- ЗАЯВИТ - ЗАЯВЯТ
- ОБКЛЕИТ - ОБКЛЕЯТ
- ПОГАСИТ - ПОГАСЯТ
- РАСТОПИТ - РАСТОПЯТ
- СТРОИТ - СТРОЯТ
IV. Подведение итогов урока
1) Беседа:
- Что вы узнали нового о глаголе?
2) Тест с последующей проверкой.
3) Оценки за урок.
V. Домашнее задание на выбор
1) Творческая работа - сочинить грамматическую сказку о видах глагола.
2. №635
3. №651
Список использованной литературы.
1. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др. – 29-е изд. М.: Просвещение,2002г.
2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур./стр. 75, Тест № 15. Глагол (2)