Тип проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта долгосрочный (декабрь–март, 2012–2013 учебный год).
Цель проекта изучение и закрепление геометрических тел через создание наглядных образов.
Задачи:
- Обогащать представления детей об объемных геометрических формах.
- Развивать умение сравнивать объемные фигуры, выделяя между ними сходство и отличие.
- Устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
- Обогащать и активизировать словарь математическими терминами: геометрия, геометрическое тело, пирамида, вершина, грани, ребра, основание, многоугольник, шар, шарообразная форма, шарообразное – не шарообразное, объемное тело, срез, плоская фигура, конус, боковая поверхность, тела вращения, цилиндр, треугольная призма, четырехугольная призма.
- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
- Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Участники проекта дети, педагоги, родители.
Возраст детей старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Форма реализации совместная деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно:
- освоят объемные геометрические формы;
- научатся сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие;
- научатся устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами;
- обогатят словарь математическими терминами;
- научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
Родители:
- смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Презентация проекта
- открытое итоговое мероприятие «Страна Геометрия»,
- выставка «Необыкновенное чудо».
Обоснование актуальности проекта
Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.
Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе.
Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.
Анализ проведенных бесед, наблюдений за детьми в свободной конструктивной деятельности, выявил проблему - поверхностный уровень знаний объемных геометрических форм.
Передо мной, как перед педагогом была поставлена своя собственная проблема: Как систематизировать, обогатить и углубить эти знания? Как заинтересовать ребенка – дошкольника узнавать, различать и характеризовать объемные геометрические формы?
Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Именно такие первые шаги возможны через проектную деятельность, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме; открыть новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях, повысить познавательный интерес и способствовать формированию мотива к обучению у будущих первоклассников.
Проект «Страна Геометрия» помогает реализовать задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программы ДОУ и способствует качественному изучению объемных геометрических форм.
Содержание проекта
Проект «Страна Геометрия» долгосрочный (декабрь – март, 2012–2013 учебный год), рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет.
Выявленная проблема и ее актуальность позволила определить цель и задачи проекта.
Цель: изучение и закрепление геометрических тел через создание наглядных образов.
Задачи:
- Обогащать представления детей об объемных геометрических формах.
- Развивать умение сравнивать объемные фигуры, выделяя между ними сходство и отличие.
- Устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
- Обогащать и активизировать словарь математическими терминами: геометрия, геометрическое тело, пирамида, вершина, грани, ребра, основание, многоугольник, шар, шарообразная форма, шарообразное – не шарообразное, объемное тело, срез, плоская фигура, конус, боковая поверхность, тела вращения, цилиндр, треугольная призма, четырехугольная призма.
- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
- Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса
Новизна заключается в использовании метода проекта в рамках реализации образовательной области «Познание» с целью изучения и закрепления детьми 5-7 лет объемных геометрических форм через создание наглядных образов.
Этапы реализации проекта
Работа над проектом состояла из трех этапов: подготовительный (декабрь - январь), основной (февраль - март), заключительный (март). На каждом этапе работы у каждого участника процесса были свои разнообразные виды деятельности и их содержание.
Подготовительный этап работы.
Накопление информационной базы по теме через:
- информационно-методическое обеспечение: подбор методической литературы, критериев результативности, интерпретация уровней освоения тематического материала; составление конспектов НОД по ознакомлению детей с геометрическими телами;
- обогащение предметно-развивающей среды: приобретение рабочих тетрадей «Знакомимся с Геометрией» (в двух частях); изготовление раздаточного материала: пирамиды (с различным основанием), цилиндры, призмы треугольные; подбор по количеству детей геометрических тел: конусы, призмы четырехугольные;
- чтение детской художественной литературы: Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Путешествие по стране Геометрии»; Аромштам М., Баранова О. Пространственная Геометрия для малышей.
Основным в подготовительный этап работы над проектом стало составление алгоритма совместных действий детей и взрослых. Дети самостоятельно пошагово планировали деятельность. Ими был создан план – схема проекта, который они назвали самостоятельно «Наш план».
- Интерес к геометрическим объемным телам.
- Что это такое? Какие они бывают, на что похожи?
- Рассматриваем, читаем, беседуем, экспериментируем.
- Моделируем, конструируем.
- Выполняем индивидуальные задания вместе, всей семьей.
- Творческая мастерская.
- Выставка, обсуждение результатов.
Все этапы плана взаимосвязаны между собой и положены в основу проекта.
Мною, как организатором детского проекта, был составлен собственный алгоритм.
Алгоритм совместных действий взрослых и детей
Основной этап был направлен на реализацию детского плана мероприятий. Работа в рамках проекта велась регулярно, постоянно. Распределение материала предполагало проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД) 1 раз в неделю в соответствии с сеткой НОД ДОУ и других форм работы для закрепления изученного материала в совместной или самостоятельной деятельности в течение дня 2 – 3 раза в неделю.
Первый шаг плана - постановка проблемы: «Мы хотим узнать больше о геометрических формах».
Второй шаг – дети стали интересоваться данной проблемой, стали задавать множество вопросов: «Что необходимо сделать для того, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?».
Третий шаг: дети решили, что для этого необходимо читать детскую художественную и познавательную литературу, беседовать, рассматривать иллюстрации, заниматься. Чтобы выполнить задуманное необходимо обратиться за помощью к взрослым, а именно к своим воспитателям и родителям.
Четвертым шагом проекта дети решили, что им необходимо научиться конструировать геометрические тела: пирамиды, конусы, цилиндры, призмы, а потом делать на их основе разные поделки. Дети выяснили, чтобы научиться конструировать им необходимы специальные для этого предметы, а именно карандаши, линейки, ножницы, бумага, картон, клей, пластилин, бросовый материал.
Пятым шагом составленного ими плана стали совместные действия детей и их родителей. Вместе всей семьей выполняли домашние задания, читали дополнительную познавательную литературу, обсуждали прочитанное, играли.
Шестой шаг плана действий был направлен на организацию творческой мастерской по изготовлению поделок на основе геометрических тел как самостоятельно, так и совместно со взрослыми. Дети задумали создать неповторимые, непохожие индивидуальные образы.
Седьмым шагом проекта стало решение детей оформить выставку из созданных поделок, пригласить гостей (родителей, сверстников из других групп, всех желающих) показав результаты своей работы.
Творческая мастерская была направлена на развитие творческой фантазии, воображения, конструктивных навыков. Именно в творческой мастерской наиболее отчетливо проявились партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми. Создав игровой образ вместе всей семьей, дети испытывали незабываемый восторг, гордость за своих родителей, любовь к ним. Взрослые старались подчеркивать особенность, неповторимость каждой творческой работы. Таким образом, творческая мастерская была направлена на решение воспитательных задач проекта. Родители проявили необычную активность, чем приятно удивили не только воспитателей, детей, но и друг друга. Каждый взрослый участник проекта участвовал с неподдельным интересом, азартом, создавая, непохожие друг на друга игровые образы.
Детям давались творческие дополнительные задания с учетом их индивидуальных способностей.
Заключительный этап – анализ диагностических данных освоения детьми материала по данной теме, презентация проекта через проведение открытого мероприятия «Страна Геометрия», выставка творческих работ «Необыкновенное чудо».
Результатом детского проекта «Страна Геометрия» стала выставка поделок на основе геометрических объемных форм. Появились забавные зверюшки, сказочные персонажи, загадочные фантастические образы. Ценно то, что для изготовления поделок использовался разнообразный бросовый и природный материал.
В заключение проекта за круглым столом подвели итоги проделанной работы. Дети отвечали на предлагаемые вопросы, высказывая свое мнения. Делились впечатлениями. Предлагали новые идеи. Обсуждали ход работы, проявление деятельности каждого и коллектива в целом.
Полностью текст статьи приведен в Приложении.