Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.
Задачи:
образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;
развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;
воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
II. Динамическая разминка
Чтоб нам на уроке было легко читать, свободно дышать и произносить звуки проведем разминку.
- Упражнение “Зубная щетка”
- “Разбудим язычок”
- Губы
- Ароматный цветок
- Свеча
- Воздушный шарик
III. Повторение
- На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)
- Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)
- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)
- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)
- Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)
- В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?
- Глухие?
- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.
IV. Постановка темы и цели урока
- Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение
О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. —
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)
- Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)
Загадка:
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)
- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)
- Ребята, сколько слогов в слове ели?
- Какой первый? Второй?
- Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)
На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)
Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)
Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.
V. Работа над новым материалом
1. Беседа о звуке
- Произнесем этот звук. Как мы его произносим?
- Какой он? (Гласный)
Слого-звуковой анализ слов:
Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)
- Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)
- Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)
(Мягкость предыдущего согласного)
- Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)
2. Знакомство с новой буквой
А) На что похожа буква (Слайд 11)
На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась —
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)
Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)
- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)
3. Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4. Работа по учебнику, с.76-77
1. Отгадайте загадку:
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)
- Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)
- Какое время года изображено?
- Чему удивились и люди, и птицы, и звери?
- Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)
- Какие еще чудеса происходили с Емелей?
- В какое время года произошло это событие?
- Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)
- Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?
2. Чтение слогов
Чтобы прочитать эту букву нужно вспомнить о том, что она хитрая и имеет два звука.
Се, ре, ле, ве, не, ке, те.
- Доведение слога до слова. (Слайд 13)
3. Чтение столбиков слов
- Каких зверей мы видим на картинке?
- На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)
- Еще что видим? (Птицы)
- Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)
- Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)
- Когда будут собственными. (Если дать им кличку)
- Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?
- Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)
4. Чтение текста с.77
- Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)
Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)
Работа с пословицами.
5. Беседа по иллюстрации с.78
- Что изображено на рисунке?
- Можно ли сказать о реке, что она полноводна?
- Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)
- На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)
(Рисунки деревьев)
6. Знакомство со словами – антонимами с.78
- Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)
- Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18)
Чтение текста. Лес
- Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)
7. Чтение с.79
- Какой берег крутой? А какой пологий?
- Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?
Чтение текста. Река (учителем)
- Где росли ели?
- Какая была река?
- Какие ветви у ивы?
- Куда они склонили свои ветви?
- Что есть в реке?
- Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)
V. Подведение итога урока
- Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)
- Какие виды речи вы знаете?
- Какую речь на уроке мы с вами использовали?
- С какой новой буквой вы сегодня познакомились?
- Сколько звуков она обозначает?
- Когда она обозначает два звука?
Домашнее задание: с.77-79.
Подчеркнуть букву е.
Урок законен. (Слайд 19)