Индивидуальный подход в школьном обучении (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика


Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение усвоения знаний всеми учащимися.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на группы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация на хорошо, средне и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями, продвигаться в усвоении учебного материала.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

Прежде чем реализовывать принцип индивидуального похода, необходимо тщательное изучение учащихся: их индивидуальных особенностей, уровень знаний и умений.

Расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. Сразу должна сказать, что у меня 1 класс ССД. Годовое планирование для работы я составляла на основе Программы VIII под редакцией Воронковой. Но в процессе работы я столкнулась с тем, что детям очень тяжело усваивать любой учебный материал. Несмотря на то, что учащиеся обучались в 0 классе (5 учеников) – трое из них оказываются совершенно не готовы к школьному обучению. У них преобладает игровая деятельность (на уровне простых манипуляций с предметами), отсутствует всяческий интерес к учёбе. Двое из детей не могут усидеть на месте, не понимают правил поведения в школе и на уроке в частности. К примеру, один из мальчиков совсем не может сидеть на уроке и воспринимать хоть какую-то информацию, не контактен, поэтому на уроках с ним находится мама.

Самая большая трудность, с которой я столкнулась – это не говорящие дети. Такой метод обучения как беседа у нас невозможен в принципе. Многие понятия мы заменяем знаками- символами (пиктограммами), что очень помогает нам в работе на уроках живого мира и устной речи. Структура урока строится на показе и повторении. Весь материал мне постоянно приходится перерабатывать, адаптируя его под детей. Очень сложными для восприятия нам оказались и учебники. По ним зато дети научились определять урок. В ходе урока мы учебниками не пользуемся, всё заменено карточками, картинками.

Как же мы работаем? Например, на уроках чтения у нас на каждого ученика набор букв, они достаточно большого размера, удобны как для фронтальной работы, так и индивидуальной. Так, одни дети читают слоги с доски, а другим эти же буквы предлагаются на партах. В процессе урока задания даются всем разные – кто-то только повторяет за учителем, другие способны уже сами назвать некоторые буквы, а третьи только показывают. Так Ксюша сам по себе образ буквы не в состоянии запомнить, но она запомнила артикуляцию и жест. Для уроков живого мира мы ведём специальные альбомы. В них каждое понятие – это картинка с надписью, которая добавляется карточкой – словом. Это уже элементы глобального чтения. Мои ученики очень любят такие уроки, с нетерпением ждут, когда будут альбомы.

Так же детям пока недоступны самостоятельные графические задания. Мы мало работаем в тетрадях. Но на каждом уроке я использую задания по раскрашиванию. Это и моторику развивает и цветовосприятие. Буквы и цифры мы раскрашиваем, обводим по точкам, выделяем среди остальных. Рисуем на разных поверхностях, выкладываем из палочек.

Скажу, что на уроках у нас невозможна фронтальная работа, так как в любом случае дети “выпадают”, отвлекаются. Поэтому я абсолютно с каждым проделываю то или иное упражнение, проговариваю все слова, постоянно меняю вид деятельности, зная темперамент каждого ребёнка, определяю на каком этапе необходимо вовлекать его в процесс, а когда ему нужен отдых, или индивидуальное задание. Например, Фёдор лишь первые 10-15 минут способен работать, потом я даю ему раскраску, которую мы можем использовать на уроке.

Хорошо себя показывает работа с компьютером. Мы используем различные презентации, музыку. Выводим в графическом редакторе на экран буквы и цифры огромного шрифта – это очень нравится детям.

Таким образом, я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно усваивал программный материал, продвигался в развитии.