Информационные технологии как средства развития культуры речи младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития необходимо использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информационный меморандум института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании отмечает: "Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности. Использование ИКТ является одним из важнейших условий дальнейшего экономического благосостояния и социального развития общества. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможности ограничены тем, что школьные программы, методики и критерии оценки знаний не соответствуют уровню и скорости развития современного общества, экономики, промышленности.[2,с.47]

Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Навыки работы с ИКТ наиболее эффективно формируются при решении реальных задач, адекватных интересам учащихся, учитывающих их возрастные особенности. При этом ИКТ должны осваиваться не только на уроках информатики, но и в процессе изучения других предметов. Учитель-предметник может создать школьникам мотивацию к осознанному использованию ИКТ при изучении соответствующей дисциплины. Это станет возможным только тогда, когда учитель-предметник будет владеть и активно использовать ИКТ в повседневной деятельности. [6,с.2]

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается информатизация — отрасль педагогической науки, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Этот процесс ориентирован на реализацию целей обучения, развития индивида и включает в себя подсистемы обучения и воспитания.[3,с.9]

Понятие “информация” является фундаментальным в науке вообще и одним из базовых в информатике. Информацию наряду с веществом и энергией можно рассматривать в качестве важнейшей сущности мира. Это понятие неопределяемое. Под информацией понимают некоторые сведения, данные, знания; это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Рассматривая некоторую информацию, обычно предполагают, что имеется источник информации (это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения) и потребитель этой информации (это субъект или объект, принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать). От источника к потребителю информация передается с помощью сообщения (последовательность сигналов) по некоторому каналу связи.[8,с.22] Таким образом, учащиеся на уроках работают именно с сообщениями. В информационном аспекте сообщение – это описание на естественном языке идей, фактов, событий, результатов какой-либо деятельности, которое передается в своей исходной, первичной форме или с учетом возможностей его машинной обработки – во вторичной форме. Наиболее наглядно вторичную форму обработки информации можно представить с помощью алгоритма. При этом необходимо отметить, что если машинная, алгоритмическая обработка числовой информации в настоящее время рассматривается как хорошо освоенный процесс, то обработка семантической информации в сообщениях еще является открытой проблемой. Вместе с тем, информатизацию образования имеет смысл рассматривать как новую область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

  • научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации;
  • методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания;
  • методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания;
  • разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения;
  • использование распределенного информационного ресурса Интернета и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;
  • продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;
  • разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента — как реального, так и виртуального;
  • создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых;
  • реализация возможностей компьютерной психолого-педагогической диагностики при определении интеллектуального уровня и развития обучающегося;
  • осуществление оценки средств вычислительной техники, ИКТ, используемых в сфере образования;
  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением.[5,с.12]

Наиболее перспективным направлением исследования можно считать педагогическое — изменение структуры учебно-образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым; изменение структуры предоставления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; изменение условий осуществления информационной деятельности в предметной среде. При раскрытии содержания линии “Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации” учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ - насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. В системе образования в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимы интегративно-педагогические технологии с активным использованием ИКТ, позволяющие “сжимать” учебную информацию, интенсифицируя учебный процесс. Наиболее перспективными в этом аспекте являются: интеллектуальные экспертно-обучающие системы; распределённые и интегрированные базы знаний; системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности; электронные библиотеки; семантические сети; средства телекоммуникаций. Интеллектуальные экспертно-обучающие системы. Применение интеллектуальных экспертно-обучающих систем предполагает использование баз данных, баз знаний, экспертно-обучающих систем, систем искусственного интеллекта.

База данных — это сконструированная совокупность фактов, относящихся к определённому предмету. Базы данных предназначены для хранения различной информации. База знаний учебного назначения — это информационная система, содержащая модель конкретной предметной области (определённый объём учебной информации по данной дисциплине), а также данные о формируемых умениях обучающегося и способах использования этих умений. База знаний может включать в себя справочные пособия, энциклопедии, содержащие разного рода информацию (семантическую в виде текстов, графиков, иллюстраций, анимационных роликов).

Экспертно-обучающие системы являются частным случаем интеллектуальных обучающих систем. В процессе функционирования экспертно-обучающие системы способны имитировать работу компетентного человека в данной сфере деятельности. Интеллектуальные обучающие системы содержат в своей структуре следующие компоненты: учебную базу данных, базы знаний, подсистемы интеллектуального управления ходом образовательного процесса. Распределённые и интегрированные базы знаний являются сочетанием сред (методической, организационной, информационной, программной, технической), систематизирующих информационные ресурсы по определённым сферам деятельности, отражают стандарты по поиску, обмену, распространению разнообразных приложений.

Системы мультимедиа – один из видов информационных технологий, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет в динамике и статике демонстрировать процессы и явления, способы и приёмы их реализации.

Одним из перспективных направлений использования средств информационных технологий является “виртуальная реальность”, представленная комплексным сочетанием средств мультимедиа-, микромир. Создаёт иллюзию непосредственного присутствия и реализацию деятельности в реальном времени и в стереоскопически представленном “экранном мире”.

Электронные библиотеки – это отражение информационных источников (книг, журналов и др.) в глобальной информационной среде с помощью средств информационных технологий. В учебном процессе по обучению работе с электронными библиотеками и электронными библиотечными каталогами, с распределенными и централизованными издательскими системами входят следующие основные разделы:

- поиск необходимой литературы в электронном библиотечном каталоге по авторам или по ключевым словам;

- обучение поиску информации в электронных журналах;

- поиск книг и статей в традиционных журналах;

- практические занятия по поиску WEB-информации, оценке ее надежности, достоверности.

Семантические сети – это визуальные и речевые средства для создания карт представлений, которые называют познавательные (когнитивные) карты, т.е. являются определённым образом структурированными данными. Средства телекоммуникаций включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователями и центральным информационным банком данных или между пользователями компьютеров, подключенных к одной из перечисленных выше линий связи.

Таким образом, информационные технологии являются качественным дополнением к классическим формам обучения, повышая его информативную ёмкость, эффективность проведения занятий в разнообразных формах, оптимизировать образовательный процесс. Реальный уровень информатизации школы:

- наличие дополнительного оборудования, присоединяемого к ПК (принтер, сканер, цифровая камера, цифровые датчики и т.д.).

Наличие или отсутствие этого оборудования может в несколько раз менять интенсивность и эффективность применения ПК в школе. Именно поэтому Московская программа информатизации образования фиксирует необходимость приобретения такого оборудования и цифровых образовательных ресурсов;

- размещение персональных компьютеров в здании школы (предметные кабинеты, библиотеки, помещения для самостоятельной работы учащихся, учительские);

- доступность персональных компьютеров в течение дня и недели.[8, с.24]

Разумеется, самым важным является реальное и результативное использование средств ИКТ.

Литература

1. Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка //Л.С.Бескоровайная// – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 382.

2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа// - 2003. - N 4. - С. 47-51.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //– М., 1990.- С. 9.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин//– М., 1991.

5. Горемычкин А.И. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения. //Учебно-методическое пособие// - Мелитополь, 1998. – С.12.

6. Золотавина Ф.Г. Компьютеризация учебного процесса. http://frgf.utmn.ru/last/No4/text7.htm

7. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е.М.Катонова// Пачатковая школа. – 2004. - №6. – с.20.

8. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. //Журнал “Дефектология”// - М., 2001. - № 3. – С.22.