Цели урока:
- Образовательные: усвоение и первичное закрепление навыка сравнивать и измерять углы;
- Развивающие: повышение уровня общего развития ученика, развитие у учащихся математической речи, аналитико-синтезирующего, абстрактного мышления, совершенствование умений самостоятельной работы;
- Воспитательные: формирование положительной мотивации учения, улучшение умения работать в коллективе.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Вступительное слово.
Учитель: Добрый день, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: тетрадь и учебник, дневник и письменные принадлежности.
Сегодня с вами на уроке мы получим новые знания. Но как же сделать так, чтобы новый материал был не только понятен, но и прочно усвоен?
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Ребята, а как вы думаете, что значит «поглощать знания с аппетитом»?
Ученик: Значит с большим желанием.
Учитель: Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем. Откроем тетради, подпишем число, классная работа.
2. Устный счёт с целью повторения.
Учитель: А для того, чтобы мы сегодня хорошо поработали, проведём небольшую разминку. Работаем следующим образом: устно считаем, письменно записываем ответы, потом проверяем.
Пример | Ответ |
25*12 = | |
125*16 = | |
7 • 0 = | |
56:0= | |
0:81= | |
125·23·8 | |
4·67·25 | |
36+81+64+19 |
Табл. 1. Задания для устного счета
Учитель: Ребята, мы каждый урок начинаем вот с такой математической разминки. Как вы думаете, мы с вами стали считать ещё лучше?
Ученик: ДА!!!
3. Фронтальный опрос с целью повторения.
Учитель: Ребята, я вам подготовила маленький ребус, разгадав который, вы узнаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Посмотрите внимательно, какое здесь зашифровано слово?
Ученик: Угол.
Учитель: У нас получилось слово «угол». Значит, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
Ученик: Об углах.
Учитель: А что же такое угол?
Ученик: Угол – геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
Задание №1.
Назовите данный угол тремя разными способами.
Учитель: Ребята, а угол – это редкая геометрическая фигура или наоборот, мы её часто встречаем?
Ученик: Часто встречаем.
Учитель: Приведите примеры углов в нашей классной комнате.
Учитель: Какие виды углов мы с вами знаем?
Ученик: Острый, прямой, тупой, развёрнутый.
Задание №2.
Назовите все углы на рисунке и определите их вид.
4. Итог этапа.
Учитель: Подведём итог: что мы знаем об углах и что умеем делать с углами?
Ученик: Мы знаем, какая фигура называется углом, знаем виды углов, мы сможем начертить угол и дать ему название.
II. Формирование новых знаний и способов действия.
1. Сравнение углов.
Учитель: Ребята, посмотрите на парты, модели какой геометрической фигуры лежат перед вами?
У ребят на парте лежат 2 модели углов, один из которых больше, другой меньше.
Ученик: Это модели углов.
Учитель: Возьмите их в руки и посмотрите внимательно на них. Чем они ещё отличаются друг от друга, помимо того, что они разного цвета?
Ученик: Они разного размера.
Учитель: А как вы думаете, зачем я раздала вам модели углов? Что мы сегодня будем делать с углами?
Ученик: Сравнивать и измерять.
Учитель: Значит, какая у нас сегодня будет тема урока?
Ученик: Сравнение и измерение углов.
Учитель: Какие основные цели мы с вами поставим на уроке?
Ученик: Научиться сравнивать и измерять углы.
Учитель: Начнём со сравнения углов.
Но прежде, чем приступить к сравнению углов, мы должны с вами вспомнить, что значит сравнить геометрические фигуры?
Ученик: Это значит нужно установить, какая из геометрических фигур больше, а какая – меньше.
Учитель: А какие геометрические фигуры мы с вами уже умеем сравнивать?
Ученик: Отрезки.
Учитель: Какие 2 способа сравнения отрезков вам известны?
Ученик: Наложение и измерение величины.
Учитель: Поговорим о первом способе. В чём заключается способ наложения? Как сравнить геометрические фигуры, используя данный способ?
Ученик: Надо наложить одну геометрическую фигуру на другую, и посмотреть, какая из них больше, а какая – меньше.
Учитель: Подскажите, как сравнить мне 2 отрезка? Как правильно наложить их друг на друга?
Учитель держит 2 модели отрезков – один из них больше, другой – меньше. Ребята говорят, как их наложить один на другой и делают вывод, какой отрезок больше, какой – меньше.
Ученик: А как же нам применить это способ к сравнению углов? Как правильно наложить один угол на другой?
Учитель держит 2 модели углов – один из них больше, другой – меньше. Ребята говорят, как их наложить один на другой и делают вывод, какой угол больше, какой – меньше.
Учитель: Сделаем вывод: как правильно наложить один угол на другой?
Ученик:
- Совместить вершины углов.
- Совместить одну из сторон одного угла с одной из сторон другого угла.
Учитель: Сравнить углы методом наложения мы теперь сможем?
Ученик: ДА!!!
Учитель: Теперь у меня для вас такое задание: это задание лежит у вас на партах. Что требуется в этом задании?
Ученик: Сравнить углы.
Учитель: А сравнивать данные углы методом наложения нам будет удобно?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему?
Ученик: Так как для начала нам нужно будет вырезать модели данных углов, а потом уже сравнивать.
Учитель: Но мы же не будем для всех углов из множества заданий вырезать модели углов. Это будет довольно долгая работа. А каким способом мы ещё можем сравнивать углы?
Ученик: Измерение величины угла.
2. Измерение углов.
Учитель: Как же нам измерить величину угла?
Опять обратимся к отрезкам. Что мы измеряли у отрезков?
Ученик: Длину.
Учитель: Что мы брали за единицу измерения длины отрезка?
Ученик: Единичный отрезок.
Учитель: С помощью какого инструмента мы проводили измерения?
Ученик: С помощью линейки.
Учитель: А как мы измеряли длину отрезка?
Ученик: Мы совмещали 0 на линейке с одним концом отрезка, а второй конец отрезка нам показывал длину отрезка.
Учитель: Подведём итог: назовите мне 3 вещи, которые нужно знать и уметь, чтобы измерить величину угла.
Ученик: Первое: единица измерения.
Учитель: А что такое единица измерения?
Ученик: Единица измерения – это геометрическая фигура, величину которой мы примем за единицу.
Ученик: Второе: инструмент для измерения.
И третье: научиться пользоваться этим инструментом при измерении величины угла.
Учитель: Пойдём по порядку и начнём разговор с единицы измерения величины угла. Всё внимание на доску.
Учитель демонстрирует видеоролик, расположенный на слайде №15 презентации.
Учитель: И так, что мы возьмём за единицу измерения величины угла?
Ученик: Угол величиной в 1 градус.
Учитель: Обратите внимание на запись данной единицы измерения.
Учитель: Так же нам нужен инструмент для измерения величины угла.
Кто-нибудь знает, что это за инструмент?
Ученик: Это транспортир.
Учитель: А что же собой представляет этот инструмент под названием транспортир? Всё внимание на доску.
Учитель демонстрирует видеоролик, расположенный на слайде №16 презентации.
Учитель: Повторим все вместе, как называется прибор для измерения величины углов.
Ученик: Транспортир (все вместе).
Учитель: Чем транспортир отличается от линейки? Сколько шкал у транспортира?
Ученик: Две шкалы – внутренняя и внешняя.
Учитель: Что представляет собой шкала транспортира?
Ученик: Полуокружность, разделённая на 180 равных частей.
Учитель: Почему при работе с транспортиром нужно быть внимательным?
Ученик: Так как у внутренней и внешней шкал начало отсчёта располагается с разных сторон. Поэтому надо быть внимательным, чтобы получить верный результат.
Учитель: Итак, единица измерения есть, прибор для измерения есть, что нам осталось узнать?
Ученик: Как пользоваться этим инструментом при измерении величины угла.
Всё внимание на доску.
Учитель демонстрирует видеоролик, расположенный на слайде №17 презентации.
Учитель: Сформулируйте алгоритм измерения величины углов.
Ученик:
- Вершину угла совместим с центром транспортира.
- Одну из сторон угла совместим с началом отсчёта на шкале.
- Другая сторона угла укажет величину угла в градусах.
Учитель: Вернёмся к нашему заданию. Вспомним, какое у нас было задание?
Ученик: Сравнить углы.
Учитель: Теперь мы сможем их сравнить более рациональным способом?
Ученик: ДА!
Учитель: И как мы их сравним?
Ученик: Измерим их величины.
Обратить внимание на запись результата измерения углов.
3. Самостоятельная работа исследовательского характера.
Учитель: Ребята, я для вас подготовила самостоятельную работу исследовательского характера. А почему она так называется?
Ученик: Потому что мы будем что-то исследовать.
Учитель: А что же мы будем исследовать? Прочитаем цель этой работы.
Ученик: Выявить взаимосвязь между величиной угла и видами угла.
Учитель: Прочитаем задания.
Ребята выполняют самостоятельную работу и делают вывод: величина острого угла меньше 90 градусов, величина прямого угла равна 90 градусам, величина острого угла меньше 180 градусов, но больше 90 градусов, величина развёрнутого угла равна 180 градусам.
4. Рефлексия.
- Какие цели ставили?
- Достигли ли вы этой цели?
- В чём испытали затруднение?
- Над чем стоит поработать?
5. Домашнее задание.
Академический школьный учебник Е. А. Бунимович «СФЕРЫ. Математика. Арифметика. Геометрия» 5 класс:
- Пункт 18.
- №264, №282
- Повышенный уровень - №279