Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.
Задачи урока:
образовательные:
- создать у учащихся представления об истории как науке;
- познакомить учащихся с лентой времени;
- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;
развивающая:
- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитательная:
- формирование мотивации к изучению истории.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная доска или проектор;
- учебник: Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М., 2013;
- глобус.
План урока.
I. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
2. О чем рассказывает история Древнего мира.
3. Исторические источники.
4. Как устроен учебник.
II. Закрепление изученного.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Слайд 1 (тема урока). Презентация
Слайд 2 (цели и задачи урока)
1. Что такое история
Урок начинается с вводного слова учителя:
Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?
На основании сказанного учитель подводит итог:
История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.
Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.
История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?
Учитель обобщает ответы:
Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.
Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?
Слайды 3-6
Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.
История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.
Слайд 7
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.
Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?
Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:
Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.
2. О чем рассказывает история Древнего мира
Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?
Примерные ответы: давний, старый.
Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.
История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.
Задание: ученики читают пункт 3 учебника на странице 7. После этого выполняют задание на странице 9.
3. Исторические источники
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Слайд 8-11
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Вопрос: как люди находят исторические источники?
Слайд 12
Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки. Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Слайд 13
Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.
Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).
4. Как устроен учебник
Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.
II. Закрепление изученного на уроке
Задания:
1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)
2. Закончите предложения:
Археология изучает…
История изучает…
История Древнего мира – это…
Музу истории зовут…
Подведение итогов.
Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.
Домашнее задание.
В учебнике с. 6–10, в. 1,2 (У) с.10.