Вводный урок в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока:

образовательные:

- создать у учащихся представления об истории как науке;

- познакомить учащихся с лентой времени;

- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая:

- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная:

- формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийная доска или проектор;

- учебник: Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М., 2013;

- глобус.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

2. О чем рассказывает история Древнего мира.

3. Исторические источники.

4. Как устроен учебник.

II. Закрепление изученного.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Слайд 1 (тема урока). Презентация

Слайд 2 (цели и задачи урока)

1. Что такое история

Урок начинается с вводного слова учителя:

Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Слайды 3-6

Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Слайд 7

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

2. О чем рассказывает история Древнего мира

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

Задание: ученики читают пункт 3 учебника на странице 7. После этого выполняют задание на странице 9.

3. Исторические источники

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Слайд 8-11

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Слайд 12

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки. Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Слайд 13

Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

4. Как устроен учебник

Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

II. Закрепление изученного на уроке

Задания:

1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

2. Закончите предложения:

Археология изучает…

История изучает…

История Древнего мира – это…

Музу истории зовут…

Подведение итогов.

Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Домашнее задание.

В учебнике с. 6–10, в. 1,2 (У) с.10.