Цели:
Оборудование: индивидуальный слуховой аппарат, экран, профили артикуляции звуков и, с, индикатор речи И-2М, рисунки, картинки по теме “Описание помещения”, учебник “Литература 7 класс”.
Сведения об учащающихся:
IV степень тугоухости
Средняя потеря слуха:
правое ухо: 48 дБ
левое ухо: 70 дБ
Диапазон воспринимаемых частот:
правое ухо – 125 Гц – 8000 Гц
левое ухо – 125 Гц – 6000 Гц
План работы:
1. Организационный момент.
2. Создание психологического настроя.
3. Целеполагание.
4. Работа над произношением
а) Работа с профилями артикуляции звуков.
б) Поисковая работа. Чтение слов со звуками и, с из учебника по литературе.
в) Построение предложений о писателе по заданной теме.
5. Динамическая пауза. Упражнения для улучшения слуха.
6. Развитие речевого слуха
а) Выразительное чтение стихотворения о теплом доме.
б) Игра “Снежный ком”.
в) Проведение диалога “ученик – учитель” по теме “Моя комната”.
г) Слуховой диктант. Выполнение письменного задания.
д) Работа на “голое” ухо.
7. Итог. Релаксация.
8. Домашнее задание.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Создание психологического настроя.
Цель: устанавливать правила хорошей работы; овладевать этикой делового общения в конкретных ситуациях с соблюдением речевого этикета, создавать ситуации речевого общения.
- Сядь удобно.
- Говори хорошо.
- Смотри и слушай внимательно.
(с) - Ты слышишь хорошо?
- Да, хорошо.
(с) - Поздоровайся.
- Здравствуйте.
- Здравствуй.
- У нас сегодня гости. Поздоровайся.
- Добрый день.
- Давай вместе с тобой постараемся, чтобы занятие прошло хорошо и интересно.
- Я буду стараться.
2. Целеполагание.
Цель: совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе, вырабатывать навыки слухового самоконтроля.
а) Мини-диалог “учитель – ученик”.
(с) - Спроси меня, что мы будем делать на уроке?
- Людмила Петровна, скажите, пожалуйста, что мы будем делать на уроке.
б) Сообщение темы урока.
(с) - Будем слушать и говорить.
(с) - Будем повторять звуки и, с.
(с) - Будем повторять тему “Описание помещения”.
- Ты поняла?
- Повтори.
(с) - Как будем говорить?
- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.
- Я хочу добавить.
- Будем говорить выразительно, соблюдать правила орфоэпии.
3. Работа над произношением.
Цель: формировать умение различать и правильно произносить звуки; анализировать основные положения артикуляции, развивать речевую память, умение сотрудничать в процессе общения.
а) Работа с профилями артикуляции звуков и, с.
- Посмотри схемы звуков.
- Скажи, какие это звуки.
б) Работа с индикатором речи И-2М.
- Послушай и посмотри, как я говорю.
- Проверь себя.
в) Работа с учебником “Литература 7 класс”.
Цель: использовать речевой материал, связанный с изучением предметов гуманитарного цикла, развивать поисковую активность в работе по учебнику, активизировать грамматические умения.
(с) - Будем читать слова.
(с) - Что будем делать?
- Найди слова, где есть звуки и, с. Прочитай слова внятно.
- Поставь вопрос, назови часть речи.
(с) - Что ты сделала?
- Я прочитала слова.
- ты прочитала слова внятно, правильно поставила вопросы.
г) Составление предложений по схеме.
Цель: стимулировать развитие учебно-познавательного интереса, мыслительную деятельность, реализовывать принцип интеграции речевого материала, формировать интерес к родному языку, тренировать в интонационной обработке предложения.
(с) - Будем составлять предложение по схеме
Я знаю, что
- Назови писателей. Кто это?
- Это Антон Павлович Чехов.
(с) - Составь предложение.
- Я знаю, что Чехов автор рассказа “Хамелеон”.
- Я знаю, что Чехов – великий русский писатель.
д) Работа по таблице.
- Прочитай внятно, выразительно.
Чехов – великий русский писатель.
(с) - Что ты сделала?
- Я прочитала выразительно предложение.
(Мелодическая структура фразы)
4. Динамическая пауза.
Цель: использовать элементы современных здоровьесберегающих технологий, заинтересовывать изучением вопросов здоровья, обучать способам, повышающим функциональные возможности организма.
(с) - Будем отдыхать.
(с) - Что будем делать?
- Будем отдыхать.
(с) - Сними аппарат.
- Встань.
- Смотри на меня.
- Будем улучшать слух.
- Делай как я.
Упражнения для улучшения слуха:
1. Закройте теплыми ладонями ушные раковины, подержите до 5 сек., открывайте.
2. Нажмите пальчиками на мочки, помассируйте, отпустите.
3. Помассируйте круговыми движениями ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно оба уха.
- Сядь.
- Надень аппарат.
- Что мы сделали?
- Мы отдохнули.
5. Развитие речевого слуха.
Цель: учить различать и опознавать речевой материал по теме, развивать речевой слух, речевую активность в ее коммуникативной функции, навыки слухового восприятия, считывания с губ.
а) Выразительное чтение стихотворения.
Цель: развивать слуховое внимание, создавать положительный настрой, способствовать достижению эмоционально-психологического единства педагога и ученика.
Дом, стены, уют и картины,
Старый уютный диван.
К дому дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом.
Мой дом, родной и теплый дом.
б) Беседа.
(с) - Оля, как ты думаешь, какую тему мы будем повторять.
- Я думаю, что мы будем повторять тему “Описание помещения”.
в) Игра “Снежный ком”.
Цель: увеличивать активный словарь, способствовать реализации словаря через создание игровой ситуации, формировать положительные эмоции.
- Как сказать по-другому?
- Продолжи: помещение … (класс, спальня, столовая, спортивный зал, коридор, зал, кухня).
- Оценка работы: “Молодец, запомнила много слов”.
г) Организация диалога “Моя комната”.
Цель: совершенствовать навыки ведения диалога на заданную тему, навыки общения на слухо-зрительной основе, создавать положительное эмоциональное состояние, формировать способность к самовыражению, способствовать социализации.
- Будем разговаривать о комнате.
- У тебя есть комната?
- Нет, у нас комната на двоих с сестрой.
- А у вас?
- У меня есть комната.
- Что есть в твоей комнате?
- В комнате есть кровати, компьютерный стол, два стула, шкаф для одежды. Комната маленькая уютная. Очень украшают комнату цветы и картины.
- А что находится в вашей комнате?
- В комнате большая кровать, две тумбочки, шкаф-купе. На окне красивые шторы, на полу мягкий ковер.
(с) - Ты поняла, Оля?
- Да, поняла.
(с) - Что мы делали?
- Мы разговаривали о комнате.
д) Работа с рисунками “Моя комната”.
Цель: активизировать наблюдательность, соблюдать принцип практической направленности, формировать адекватное эмоциональное отношение.
(с) - Что это?
- Это моя комната.
- Это ваша комната.
6. Слуховой диктант. Выполнение письменного задания.
Цель: закреплять слухо-речевые образы, подключая к слуховому восприятию и речевым кинестезиям письмо, способствовать закреплению тематического словаря.
(с) - Послушай слова.
(с) - Напиши.
- Поставь ударение.
Картина, стена, висят, цветы, стол, стоит.
- Прочитай слитно.
а) Различение и опознавание речевого материала по теме “Описание помещения”.
Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность, способствовать закреплению навыка дифференцированного восприятия речи на слух.
(с) Будем слушать.
(с) Письменный стол.
(с) Кровать.
(с) Стоит шкаф-купе.
(с) У тебя есть комната?
(с) Стильные шторы.
(с) Уютная комната.
(с) Шторы придают уют.
(с) Что ты делала?
- Я слушала.
б) Работа на “голое” ухо.
Цель: воспринимать материал на слух без звукоусиливающей аппаратуры, снимать слуховой самоконтроль, обучая пользоваться своим сниженным слухом, осуществлять подготовку к ориентации в окружающей обстановке.
- Сними аппарат.
- Слушай внимательно.
- Говори хорошо.
Картина, уютная комната, письменный стол, шкаф-купе, справа от двери, шторы, мебель.
- Что мы делали?
- Мы слушали слова.
в) Тренировочные упражнения.
Цель: формировать навыки восприятия речи на слух в разных условиях на все увеличивающемся расстоянии, вырабатывать слуховой самоконтроль, оказывающий воздействие на повышение остроты зрения.
- Слушай внимательно.
Письменный стол, картина, мебель, уютная комната, шкаф-купе.
- Надень аппарат.
(с) - Что ты делала?
- Я слушала и говорила.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Цель: подвести итог работы, мотивированно оценить качество выполненной работы и качество речи, выяснить, чем занимались на занятии, что узнали нового, что понравилось.
(с) - Что мы делали на уроке?
- Мы слушали и говорили.
Мы повторили звуки и, с.
Мы повторили тему “Описание помещения”.
(с) - Спроси меня, как ты говорила?
- Скажите, пожалуйста, как я говорила.
- Ты молодец. Я рада, что ты старалась.
- Я тоже рада.
- Тебе было интересно?
- Да.
- Что понравилось?
- Игра “Снежный ком”.
- А вам?
- Мне понравился рассказ о комнате.
8. Домашнее задание.
Цель: осуществлять преемственность в организации образовательного процесса, повышать мотивацию к обучению, усиливать практическую направленность преподавания, способствуя социализации.
Тема “Описание помещения”. Переписать карточку в тетрадь по развитию разговорной речи.
(с) - Попрощайся.
- Всего хорошего.