Тема урока "Звуки и, с. Автоматизация. Описание помещения", текст "Моя комната"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • повторить артикуляцию звуков и, с;
  • осуществлять контроль за качеством произношения звуков;
  • автоматизировать звуки и, с на речевом материале темы “Описание помещения”; в самостоятельной речи;
  • развивать фонетически правильную, внятную и выразительную речь; самоконтроль за произношением;
  • учить различать и опознавать речевой материал по теме “Описание помещения”;
  • закреплять умение соблюдать ритмико-интонационную структуру речи, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение;
  • развивать речевой слух, речевую активность в ее коммуникативной функции, навык слухового восприятия, навык считывания с губ;
  • развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память;
  • формировать адекватное эмоциональное отношение к педагогу, занятию;
  • воспитывать чувство доброты и сопереживания, качества, необходимые для успешной социализации.

Оборудование: индивидуальный слуховой аппарат, экран, профили артикуляции звуков и, с, индикатор речи И-2М, рисунки, картинки по теме “Описание помещения”, учебник “Литература 7 класс”.

Сведения об учащающихся:

IV степень тугоухости

Средняя потеря слуха:

правое ухо: 48 дБ

левое ухо: 70 дБ

Диапазон воспринимаемых частот:

правое ухо – 125 Гц – 8000 Гц

левое ухо – 125 Гц – 6000 Гц

План работы:

1. Организационный момент.

2. Создание психологического настроя.

3. Целеполагание.

4. Работа над произношением

а) Работа с профилями артикуляции звуков.

б) Поисковая работа. Чтение слов со звуками и, с из учебника по литературе.

в) Построение предложений о писателе по заданной теме.

5. Динамическая пауза. Упражнения для улучшения слуха.

6. Развитие речевого слуха

а) Выразительное чтение стихотворения о теплом доме.

б) Игра “Снежный ком”.

в) Проведение диалога “ученик – учитель” по теме “Моя комната”.

г) Слуховой диктант. Выполнение письменного задания.

д) Работа на “голое” ухо.

7. Итог. Релаксация.

8. Домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Создание психологического настроя.

Цель: устанавливать правила хорошей работы; овладевать этикой делового общения в конкретных ситуациях с соблюдением речевого этикета, создавать ситуации речевого общения.

- Сядь удобно.

- Говори хорошо.

- Смотри и слушай внимательно.

(с) - Ты слышишь хорошо?

- Да, хорошо.

(с) - Поздоровайся.

- Здравствуйте.

- Здравствуй.

- У нас сегодня гости. Поздоровайся.

- Добрый день.

- Давай вместе с тобой постараемся, чтобы занятие прошло хорошо и интересно.

- Я буду стараться.

2. Целеполагание.

Цель: совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе, вырабатывать навыки слухового самоконтроля.

а) Мини-диалог “учитель – ученик”.

(с) - Спроси меня, что мы будем делать на уроке?

- Людмила Петровна, скажите, пожалуйста, что мы будем делать на уроке.

б) Сообщение темы урока.

(с) - Будем слушать и говорить.

(с) - Будем повторять звуки и, с.

(с) - Будем повторять тему “Описание помещения”.

- Ты поняла?

- Повтори.

(с) - Как будем говорить?

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.

- Я хочу добавить.

- Будем говорить выразительно, соблюдать правила орфоэпии.

3. Работа над произношением.

Цель: формировать умение различать и правильно произносить звуки; анализировать основные положения артикуляции, развивать речевую память, умение сотрудничать в процессе общения.

а) Работа с профилями артикуляции звуков и, с.

- Посмотри схемы звуков.

- Скажи, какие это звуки.

б) Работа с индикатором речи И-2М.

- Послушай и посмотри, как я говорю.

- Проверь себя.

в) Работа с учебником “Литература 7 класс”.

Цель: использовать речевой материал, связанный с изучением предметов гуманитарного цикла, развивать поисковую активность в работе по учебнику, активизировать грамматические умения.

(с) - Будем читать слова.

(с) - Что будем делать?

- Найди слова, где есть звуки и, с. Прочитай слова внятно.

- Поставь вопрос, назови часть речи.

(с) - Что ты сделала?

- Я прочитала слова.

- ты прочитала слова внятно, правильно поставила вопросы.

г) Составление предложений по схеме.

Цель: стимулировать развитие учебно-познавательного интереса, мыслительную деятельность, реализовывать принцип интеграции речевого материала, формировать интерес к родному языку, тренировать в интонационной обработке предложения.

(с) - Будем составлять предложение по схеме

Я знаю, что

- Назови писателей. Кто это?

- Это Антон Павлович Чехов.

(с) - Составь предложение.

- Я знаю, что Чехов автор рассказа “Хамелеон”.

- Я знаю, что Чехов – великий русский писатель.

д) Работа по таблице.

- Прочитай внятно, выразительно.

Чехов – великий русский писатель.

(с) - Что ты сделала?

- Я прочитала выразительно предложение.

(Мелодическая структура фразы)

4. Динамическая пауза.

Цель: использовать элементы современных здоровьесберегающих технологий, заинтересовывать изучением вопросов здоровья, обучать способам, повышающим функциональные возможности организма.

(с) - Будем отдыхать.

(с) - Что будем делать?

- Будем отдыхать.

(с) - Сними аппарат.

- Встань.

- Смотри на меня.

- Будем улучшать слух.

- Делай как я.

Упражнения для улучшения слуха:

1. Закройте теплыми ладонями ушные раковины, подержите до 5 сек., открывайте.

2. Нажмите пальчиками на мочки, помассируйте, отпустите.

3. Помассируйте круговыми движениями ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно оба уха.

- Сядь.

- Надень аппарат.

- Что мы сделали?

- Мы отдохнули.

5. Развитие речевого слуха.

Цель: учить различать и опознавать речевой материал по теме, развивать речевой слух, речевую активность в ее коммуникативной функции, навыки слухового восприятия, считывания с губ.

а) Выразительное чтение стихотворения.

Цель: развивать слуховое внимание, создавать положительный настрой, способствовать достижению эмоционально-психологического единства педагога и ученика.

Дом, стены, уют и картины,
Старый уютный диван.
К дому дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом.
Мой дом, родной и теплый дом.

б) Беседа.

(с) - Оля, как ты думаешь, какую тему мы будем повторять.

- Я думаю, что мы будем повторять тему “Описание помещения”.

в) Игра “Снежный ком”.

Цель: увеличивать активный словарь, способствовать реализации словаря через создание игровой ситуации, формировать положительные эмоции.

- Как сказать по-другому?

- Продолжи: помещение … (класс, спальня, столовая, спортивный зал, коридор, зал, кухня).

- Оценка работы: “Молодец, запомнила много слов”.

г) Организация диалога “Моя комната”.

Цель: совершенствовать навыки ведения диалога на заданную тему, навыки общения на слухо-зрительной основе, создавать положительное эмоциональное состояние, формировать способность к самовыражению, способствовать социализации.

- Будем разговаривать о комнате.

- У тебя есть комната?

- Нет, у нас комната на двоих с сестрой.

- А у вас?

- У меня есть комната.

- Что есть в твоей комнате?

- В комнате есть кровати, компьютерный стол, два стула, шкаф для одежды. Комната маленькая уютная. Очень украшают комнату цветы и картины.

- А что находится в вашей комнате?

- В комнате большая кровать, две тумбочки, шкаф-купе. На окне красивые шторы, на полу мягкий ковер.

(с) - Ты поняла, Оля?

- Да, поняла.

(с) - Что мы делали?

- Мы разговаривали о комнате.

д) Работа с рисунками “Моя комната”.

Цель: активизировать наблюдательность, соблюдать принцип практической направленности, формировать адекватное эмоциональное отношение.

(с) - Что это?

- Это моя комната.

- Это ваша комната.

6. Слуховой диктант. Выполнение письменного задания.

Цель: закреплять слухо-речевые образы, подключая к слуховому восприятию и речевым кинестезиям письмо, способствовать закреплению тематического словаря.

(с) - Послушай слова.

(с) - Напиши.

- Поставь ударение.

Картина, стена, висят, цветы, стол, стоит.

- Прочитай слитно.

а) Различение и опознавание речевого материала по теме “Описание помещения”.

Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность, способствовать закреплению навыка дифференцированного восприятия речи на слух.

(с) Будем слушать.

(с) Письменный стол.

(с) Кровать.

(с) Стоит шкаф-купе.

(с) У тебя есть комната?

(с) Стильные шторы.

(с) Уютная комната.

(с) Шторы придают уют.

(с) Что ты делала?

- Я слушала.

б) Работа на “голое” ухо.

Цель: воспринимать материал на слух без звукоусиливающей аппаратуры, снимать слуховой самоконтроль, обучая пользоваться своим сниженным слухом, осуществлять подготовку к ориентации в окружающей обстановке.

- Сними аппарат.

- Слушай внимательно.

- Говори хорошо.

Картина, уютная комната, письменный стол, шкаф-купе, справа от двери, шторы, мебель.

- Что мы делали?

- Мы слушали слова.

в) Тренировочные упражнения.

Цель: формировать навыки восприятия речи на слух в разных условиях на все увеличивающемся расстоянии, вырабатывать слуховой самоконтроль, оказывающий воздействие на повышение остроты зрения.

- Слушай внимательно.

Письменный стол, картина, мебель, уютная комната, шкаф-купе.

- Надень аппарат.

(с) - Что ты делала?

- Я слушала и говорила.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: подвести итог работы, мотивированно оценить качество выполненной работы и качество речи, выяснить, чем занимались на занятии, что узнали нового, что понравилось.

(с) - Что мы делали на уроке?

- Мы слушали и говорили.

Мы повторили звуки и, с.

Мы повторили тему “Описание помещения”.

(с) - Спроси меня, как ты говорила?

- Скажите, пожалуйста, как я говорила.

- Ты молодец. Я рада, что ты старалась.

- Я тоже рада.

- Тебе было интересно?

- Да.

- Что понравилось?

- Игра “Снежный ком”.

- А вам?

- Мне понравился рассказ о комнате.

8. Домашнее задание.

Цель: осуществлять преемственность в организации образовательного процесса, повышать мотивацию к обучению, усиливать практическую направленность преподавания, способствуя социализации.

Тема “Описание помещения”. Переписать карточку в тетрадь по развитию разговорной речи.

(с) - Попрощайся.

- Всего хорошего.