Цели:
образовательная:
обобщить знания о жанрах устного народного творчества, учить различать их; показать красоту языка русского народа;
развивающая:
развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные способности учащихся;
воспитательная:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, патриотические чувства.
Оборудование: презентация “Устное народное творчество” с музыкальным сопровождением, музыкальные инструменты, костюмы.
Ход мероприятия
Учитель:
- Мы живём в огромной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки.
Ученик
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные …
Мы Родиной зовем.
Учитель:
- Ребята! Сегодняшняя встреча посвящена устному творчеству нашего народа. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. И всё это относится к устному народному творчеству.
- Мы сегодня поговорим лишь о некоторых из них.
Мы совершим необычное путешествие по страницам журнала “Устное народное творчество”.
1 страница. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”
Учитель:
- Давайте откроем 1 страницу. Прочитайте, как она называется? (Пословицы и поговорки.)
Что же такое пословицы и поговорки?
Ученик:
- Пословица – это жанр устного народного поэтического творчества, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме и несущее обобщённую мысль.
Ученики:
- Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда,
И наша речь красна пословицей.
Давайте вспомним их, друзья!
- Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва,
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра?
- Что друг не тот, кто мёдом мажет?
А тот, кто правду прямо скажет?
Что долог день до вечера
Коли делать нечего.
Что сам себя лишь тот погубит
Кто других совсем не любит?
- И почитай учителя,
Как своего родителя.
А в пословицах ведь говорится
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает, да разумеет.
Учитель:
- Да, благодаря пословицам наша речь становится красивее, и слушать её очень интересно. Пословицы учат нас правильным поступкам. Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете. (Дети читают пословицы, объясняют их смысл.)
Учитель:
К устному народному творчеству относятся и поговорки.
Ученик:
- Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого поучительного смысла.
Это маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление. Мы расскажем, как произошли некоторые из них.
Ученик:
Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: “Перестань бить баклуши”. Эта поговорка существует со времён, когда мастера делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Для этого надо было вначале, отбить от бревна кусочек. Эти кусочки назывались “баклуши”. Это было лёгкое, пустяковое дело. Отсюда и выражение “бить баклуши” - т.е. заниматься лёгким делом.
Ученик:
Нос по ветру держать это выражение, как считают исследователи, восходит к эпохе парусного флота и первоначально подразумевало именно нос корабля. Его буквальный смысл — “следить за направлением ветра”, “смотреть, откуда ветер дует”. От направления ветра и умения мореходов зависело все: если ветер дул в нос корабля, то ничего не оставалось, как убрать паруса и становиться на якорь, чтобы корабль не выбросило на берег. Отсюда и переносный смысл выражения — “приспосабливаться к обстоятельствам”.
Ученик:
И последняя на сегодня поговорка: “Заруби себе на носу”. Она означает: запомнить что – либо крепко-накрепко, навсегда. Но слово “нос” в этой поговорке не означает обычный нос, орган дыхания. Как это ни странно, оно означает “памятная дощечка для записей”. Её всегда носили с собой и, чтобы ничего не забыть, на ней делали зарубки. Вот почему поговорка “ Заруби себе на носу” означает запомнить что-либо.
Учитель:
- А теперь попробуйте вспомнить крылатые выражения или фразеологические обороты и договорить фразу.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой … (не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… (Медвежью
услугу)
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, … (Кто
по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (Вянут)
Учитель:
- Надеемся, что от следующего выступления ребят, у вас уши не завянут. Они помогут нам перейти к следующей странице нашего журнала- Небылицы , прибаутки и потешки.
Потешки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребёнка.
Уч-ся исполняют потешку “Андрей-воробей” и играют на свирелях.
2 страница. Небылицы, прибаутки и потешки
Ученик:
Небылицы – это весёлый вид народного творчества.
Небылицы — это нелепицы, это стишки или
рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего
не может быть на самом деле.
Послушайте:
Ученик:
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.
Ученик:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Ученики:
Прибаутки — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах.
Миниатюры - исполняют ученики.
Сценка №1
Девочка:
Где ты, брат Иван?
Мальчик:
В горнице.
Девочка:
А что делаешь?
Мальчик:
Помогаю Петру.
Девочка:
Петр что делает?
Мальчик:
Да на печи лежит.
Сценка №2
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Сценка №3
(На сцену выходят Петрушка и Ерёма.)
Е: Здорово, Петрушка!
П: Здорово, Ерёма!
Е: Что маменька прислала?
П: Блинов.
Е: Да где ж они?
П: А я их под лавку положил.
Е: Экий ты, Петрушка, чудак! Я бы их в печь положил. Ты бы пришёл, поел.
Е: Здорово, Петрушка!
П: Здорово, Ерёма!
Е: Что матушка прислала?
П: Матушка прислала кафтан.
Е: А где же он?
П: А я его в печку положил.
Е: Экий ты, Петрушка, чудак.
П: А ты бы как сделал?
Е: А я б его в шкаф повесил.
Е: Здорово, Петрушка!
П: Здорово, Ерёма!
Е: Что маменька прислала?
П: Барана.
Е: А где же он?
П: А я его в шкаф повесил.
Е: Экий ты, Петрушка, чудак.
П: А ты бы как сделал?
Е: А я б его в сарай завёл, водой напоил, сеном накормил.
Е: Здорово, Петрушка!
П: Здорово, Ерёма!
Е: Что маменька прислала?
П: Прислала Настеньку.
Е: Да где же она?
П: А я её в сарай завёл, водой напоил, сеном накормил.
Е: Экий ты, Петрушка, чудак!
П: А ты бы как сделал?
Е: А я б её за стол посадил, чаем напоил.
Е: Здорово, Петрушка!
П: Здорово, Ерёма!
Е: Что маменька прислала?
П: Матушка прислала свинью.
Е: А где ж она?
П: А я её за стол посадил, чаем напоил.
Е: Ах ты, Петрушка, простофиля! Вот я тебе…
3 страница. Загадки
Учитель:
- Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-нибудь избе. Хранит доброе тепло русская печка, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. А на улице долгий-долгий зимний вечер.
Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыбы, звери забились в норы. Вот и становились такие вечера зимой вечерами загадок. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку!
Ученики читают и отгадывают загадки.
1. Маленький, беленький
Все полюшко прокружил;
По дорожке прыг-прыг!
По снежочку тык-тык.
Это ... Зайка!
2. - Без рук, без ног
Под окном стучит,
В избу просится.
Это … Ветер!
3. Под деревцем под осинкой
Стоит мальчик с пальчик
На нём сер кафтанчик красна шапочка.
Это … подосиновик.
Физминутка музыкальная (ученики танцуют “Барыню”)
4 страница. Сказочная
- Ребята, ну вот мы и дошли до последней страницы нашего журнала. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок? Догадайтесь, о какой сказке эта загадка?
Ученик:
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок)
Инсценировка сказки “Колобок”.
Ученик:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и мишка.
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный дом
Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка ("Рукавичка")
Инсценировка сказки “Рукавичка”.
Учитель:
- Мы с вами живём в России. Нам досталось в наследство от наших предков очень многое, в том числе и устное творчество, о котором мы сегодня говорили. Давайте будем любить, ценить и беречь то, что нам досталось.
Ученик:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтоб вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Учитель:
- Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание. Звучит клип на песню “Моя Россия”.