Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы, нарушения полового развития. Велико число детей с неврологической патологией. Отмечены невротические затяжные состояния, тики, заикание, ночной энурез и др. Велик процент детей страдающих избыточной массой тела. В их режиме дня преобладает недосыпание, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание, увлечение компьютерными играми.
Курс по выбору «Питание и здоровье» предназначен для учащихся 9 классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека.
Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне.
При отборе содержания курсов по выбору можно выделить несколько подходов:
- ведущим является прагматичный подход, который предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый уровень учеников и широкое использование их в дальнейшей жизни. Для этого предпочтительными будут практические занятия в конкретной профессиональной области;
- деятельностно-ценностный подход, который предполагает знакомство соспособами деятельности, необходимыми для успешного освоения данного профиля. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, рефератов, формы-демонстрации, дискуссии, ролевая игра,
- компетентностный подход предполагает создание к концу основной школы собственного продукта, выполненного с ориентацией на другого человека.
Основные формы и методы обучения: активные, практические занятия, лекция с элементами беседы, сюжетно-ролевая игра
Технологии обучения (информационные, проектные, исследовательские) ориентируют ученика на получение практики, которая поможет ему овладеть ключевыми компетенциями и быть успешным на следующей ступени обучения и в жизни в целом.
Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля (врач, медсестра, эколог, эпидемиолог и т.д.)
Актуальность выбранной тематики курса объясняется устойчивой негативной тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, неумением правильно воспринимать и использовать информацию о способах сохранения здоровья, рекламе пищевых продуктов и различных добавок.
Ведущими идеями курса являются: формирование ответственного отношения к своему здоровью, создание условий для применения знаний о жизнедеятельности организма в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья. Курс рассчитан на 15 часов.
Цели курса:
- Сформировать знания о сохранении и укреплении здоровья, связанные с правильным питании.
- Развивать у учащихся умение работать со специальной дополнительной литературой, проводить лабораторные опыты.
- Развивать познавательный интерес к биологии.
- Помочь учащимся в выборе будущей профессии.
Задачи курса:
- Дидактические:создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью.
- Образовательные: продолжить расширение и углубление знаний учащихся о жизненно важных процессах в организме, обмене веществ и энергии, влиянии пищевых продуктов и пищевых добавках, вредных привычек на здоровье человека.
- Развивающие: создать условия для развития умений самостоятельно добывать знания, обобщать их и применять на практике.
- Воспитательные: способствовать осознанию уникальности здоровья человека, нравственному воспитанию подрастающего поколения, толерантного отношения к другим людям.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- химический состав клетки;
- значение макро- и микроэлементов клетки;
- роль ферментов, витаминов в организме;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности организма;
- факторы здоровья и факторы риска,
- влияние продуктов питания, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, его здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать безопасные продукты питания;
- определять наличие крахмала , белка в пищевых продуктах;
- составлять примерное меню в зависимости от возраста, пола и физической нагрузки;
- пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;
- работать с учебной и научной литературой.
Программа курса состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма.
- Энергозатраты организма и нормы питания.
- Гигиена питания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль |
1. | Введение | 1 час | 1 час | ||
2. | Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма. | 7 часов | 3 часа | 4 часа | |
3. | Энергозатраты организма и нормы питания | 2 часа | 1 час | 1 час | |
4. | Гигиена питания. | 3 часа | 1 часа | 2 часа | |
5. | Итоговое занятие | 1 час | 1 час | ||
Итого: | 14 часов | 7 часов | 7 часов |
Содержание курса
Общее количество часов — 14
1. Введение (1 час)
Проблемы здоровья в жизни современного человека. Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих развитие и укрепление здоровья. Основные элементы здорового образа жизни, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание.
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
Основные проблемы здоровья человека в современном мире, элементы здорового образа жизни, правила личной гигиены, влияние вредных привычек на организм человека, компоненты закаливания. | Работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме. |
2. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма. (7 часов)
1. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма. Нарушения в состоянии здоровья и заболевания, возникающие при недостатке химических элементов. Продукты питания, лекарственные (витаминные) препараты, биодобавки, содержащие необходимые для организма химические элементы.
Лабораторная работа №1
«Определение неорганических веществ в семенах растений»
2. Углеводы — самое распространенное вещество на земле. Роль углеводов в энергетическом обмене. Гомеостаз углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена. Инсулин.
3. Лабораторная работа №2
«Обнаружение углеводов (крахмала) в пищевых продуктах»
4. Белки, их функции в клетке и организме. Белковый обмен. Незаменимые аминокислоты. Ферменты, их роль в клетке и условия активности. Влияние алкоголя и курения на активность ферментов. Проблемы дефицита белков.
5. Лабораторная работа №3
«Обнаружение белков в пищевых продуктах
6. Лабораторная работа №4
«Влияние температуры и рН среды на действие фермента»
(условия активности фермента)
7. Липиды, их роль в клетке и организме. Пищевые жиры. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. Проблемы избыточного веса.
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
Роль неорганических и органических веществ в клетке. Нарушения и заболевания, возникающие при недостатке этих веществ в организме. | Определять органические и неорганические вещества в пищевых продуктах, условия активности ферментов. |
3. Энергозатраты организма и нормы питания (2 часа)
1. Значение питательных веществ для восстановления структур, роста и энергообразования. Нормы питания и их связь с энергозатратами организма, возрастом, полом и физической активностью.
2. Лабораторная работа №5
«Составление примерного меню в зависимости от возраста, физической активности»
4. Гигиена питания (3 часа)
1. Гигиена питания. Трансгенные продукты питания - «за» и»против». Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки, консерванты, ароматизаторы и здоровье.
2. Лабораторная работа №6
«Определение содержания нитратов в растительных продуктах»
3. Урок-исследование по теме «Пищевые добавки и здоровье человека»
Лабораторная работа №7 «Содержание пищевых добавок в продуктах питания»
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
Понятие «трансгенные продукты», сроки хранения продуктов, типы пищевых добавок, их воздействие на организм. | Определять содержание нитратов в продуктах, содержание пищевых добавок в продуктах питания. |
5. Итоговое занятие (1 час)
Темы рефератов:
- Загрязнение атмосферы и динамика роста респираторных заболеваний.
- Разрушение озонового слоя и рост онкологических заболеваний.
- Избыток нитратов в окружающей среде как причина отравления продуктами питания.
- Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха (содержание веществ в сигаретном дыме, их влияние на организм активного и пассивного курильщика, меры по снижению числа курящих в школе, в поселке, стране).
Рекомендуемая литература:
- Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк, 2000.
- Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. – М.: Медицина, 1987.
- Гилеева Г.Г. Медиаобразование и биология:первые шаги //Биология в школе, 1998, №2.
- Каневская Л.Я. Питание школьника. – М.: Медицина, 1989.
- Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы// Биология в школе.1989, №3.
- Малахов Г.П. Разумное питание – СПб., 2003.
- Носова Е.В. «Пищевые добавки и здоровье человека» //Биология в школе, 2007, №1.
- Потапов А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений //Биология в школе, 1988, №1.
- Суровегина И.Т. Три урока о здоровом образе жизни //Биология в школе, 1989, №3.
- Ашихмина Т.Я. Экология родного края. – Киров.: Вятка, 1996.