Программа курса по выбору по биологии "Питание и здоровье". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (306 кБ)

Загрузить презентацию (708 кБ)

Загрузить презентацию (399 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (857 кБ)


Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы, нарушения полового развития. Велико число детей с неврологической патологией. Отмечены невротические затяжные состояния, тики, заикание, ночной энурез и др. Велик процент детей страдающих избыточной массой тела. В их режиме дня преобладает недосыпание, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание, увлечение компьютерными играми.

Курс по выбору «Питание и здоровье» предназначен для учащихся 9 классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека.

Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне.

При отборе содержания курсов по выбору можно выделить несколько подходов:

  • ведущим является прагматичный подход, который предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый уровень учеников и широкое использование их в дальнейшей жизни. Для этого предпочтительными будут практические занятия в конкретной профессиональной области;
  • деятельностно-ценностный подход, который предполагает знакомство соспособами деятельности, необходимыми для успешного освоения данного профиля. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, рефератов, формы-демонстрации, дискуссии, ролевая игра,
  • компетентностный подход предполагает создание к концу основной школы собственного продукта, выполненного с ориентацией на другого человека.

Основные формы и методы обучения: активные, практические занятия, лекция с элементами беседы, сюжетно-ролевая игра

Технологии обучения (информационные, проектные, исследовательские) ориентируют ученика на получение практики, которая поможет ему овладеть ключевыми компетенциями и быть успешным на следующей ступени обучения и в жизни в целом.

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля (врач, медсестра, эколог, эпидемиолог и т.д.)

Актуальность выбранной тематики курса объясняется устойчивой негативной тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, неумением правильно воспринимать и использовать информацию о способах сохранения здоровья, рекламе пищевых продуктов и различных добавок.

Ведущими идеями курса являются: формирование ответственного отношения к своему здоровью, создание условий для применения знаний о жизнедеятельности организма в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья. Курс рассчитан на 15 часов.

Цели курса:

  • Сформировать знания о сохранении и укреплении здоровья, связанные с правильным питании.
  • Развивать у учащихся умение работать со специальной дополнительной литературой, проводить лабораторные опыты.
  • Развивать познавательный интерес к биологии.
  • Помочь учащимся в выборе будущей профессии.

Задачи курса:

  • Дидактические:создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью.
  • Образовательные: продолжить расширение и углубление знаний учащихся о жизненно важных процессах в организме, обмене веществ и энергии, влиянии пищевых продуктов и пищевых добавках, вредных привычек на здоровье человека.
  • Развивающие: создать условия для развития умений самостоятельно добывать знания, обобщать их и применять на практике.
  • Воспитательные: способствовать осознанию уникальности здоровья человека, нравственному воспитанию подрастающего поколения, толерантного отношения к другим людям.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клетки;
  • значение макро- и микроэлементов клетки;
  • роль ферментов, витаминов в организме;
  • обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности организма;
  • факторы здоровья и факторы риска,
  • влияние продуктов питания, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, его здоровье.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать безопасные продукты питания;
  • определять наличие крахмала , белка в пищевых продуктах;
  • составлять примерное меню в зависимости от возраста, пола и физической нагрузки;
  • пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;
  • работать с учебной и научной литературой.

Программа курса состоит из следующих разделов:

  1. Введение.
  2. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма.
  3. Энергозатраты организма и нормы питания.
  4. Гигиена питания.

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Контроль
1. Введение 1 час 1 час    
2. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма. 7 часов 3 часа 4 часа  
3. Энергозатраты организма и нормы питания 2 часа 1 час 1 час  
4. Гигиена питания. 3 часа 1 часа 2 часа  
5. Итоговое занятие 1 час 1 час    
  Итого: 14 часов 7 часов 7 часов  

Содержание курса

Общее количество часов — 14

1. Введение (1 час)

Проблемы здоровья в жизни современного человека. Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих развитие и укрепление здоровья. Основные элементы здорового образа жизни, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание.

Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь
Основные проблемы здоровья человека в современном мире, элементы здорового образа жизни, правила личной гигиены, влияние вредных привычек на организм человека, компоненты закаливания. Работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме.

2. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма. (7 часов)

1. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма. Нарушения в состоянии здоровья и заболевания, возникающие при недостатке химических элементов. Продукты питания, лекарственные (витаминные) препараты, биодобавки, содержащие необходимые для организма химические элементы.

Лабораторная работа №1

«Определение неорганических веществ в семенах растений»

2. Углеводы — самое распространенное вещество на земле. Роль углеводов в энергетическом обмене. Гомеостаз углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена. Инсулин.

3. Лабораторная работа №2

«Обнаружение углеводов (крахмала) в пищевых продуктах»

4. Белки, их функции в клетке и организме. Белковый обмен. Незаменимые аминокислоты. Ферменты, их роль в клетке и условия активности. Влияние алкоголя и курения на активность ферментов. Проблемы дефицита белков.

5. Лабораторная работа №3

«Обнаружение белков в пищевых продуктах

6. Лабораторная работа №4

«Влияние температуры и рН среды на действие фермента»

(условия активности фермента)

7. Липиды, их роль в клетке и организме. Пищевые жиры. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. Проблемы избыточного веса.

Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь
Роль неорганических и органических веществ в клетке. Нарушения и заболевания, возникающие при недостатке этих веществ в организме. Определять органические и неорганические вещества в пищевых продуктах, условия активности ферментов.

3. Энергозатраты организма и нормы питания (2 часа)

1. Значение питательных веществ для восстановления структур, роста и энергообразования. Нормы питания и их связь с энергозатратами организма, возрастом, полом и физической активностью.

2. Лабораторная работа №5

«Составление примерного меню в зависимости от возраста, физической активности»

4. Гигиена питания (3 часа)

1. Гигиена питания. Трансгенные продукты питания - «за» и»против». Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки, консерванты, ароматизаторы и здоровье.

2. Лабораторная работа №6

«Определение содержания нитратов в растительных продуктах»

3. Урок-исследование по теме «Пищевые добавки и здоровье человека»

Лабораторная работа №7 «Содержание пищевых добавок в продуктах питания»

Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь
Понятие «трансгенные продукты», сроки хранения продуктов, типы пищевых добавок, их воздействие на организм. Определять содержание нитратов в продуктах, содержание пищевых добавок в продуктах питания.

5. Итоговое занятие (1 час)

Темы рефератов:

  1. Загрязнение атмосферы и динамика роста респираторных заболеваний.
  2. Разрушение озонового слоя и рост онкологических заболеваний.
  3. Избыток нитратов в окружающей среде как причина отравления продуктами питания.
  4. Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха (содержание веществ в сигаретном дыме, их влияние на организм активного и пассивного курильщика, меры по снижению числа курящих в школе, в поселке, стране).

Рекомендуемая литература:

  1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк, 2000.
  2. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. – М.: Медицина, 1987.
  3. Гилеева Г.Г. Медиаобразование и биология:первые шаги //Биология в школе, 1998, №2.
  4. Каневская Л.Я. Питание школьника. – М.: Медицина, 1989.
  5. Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы// Биология в школе.1989, №3.
  6. Малахов Г.П. Разумное питание – СПб., 2003.
  7. Носова Е.В. «Пищевые добавки и здоровье человека» //Биология в школе, 2007, №1.
  8. Потапов А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений //Биология в школе, 1988, №1.
  9. Суровегина И.Т. Три урока о здоровом образе жизни //Биология в школе, 1989, №3.
  10. Ашихмина Т.Я. Экология родного края. – Киров.: Вятка, 1996.

Приложение.