Цели:
- Повторение ранее изученного материала.
- Совершенствование навыков работы с текстом.
- Совершенствование техники чтения.
- Совершенствование приемов понимания текста.
- Работа над литературной терминологией.
- Развитие умений и навыков речевой деятельности (слушание, говорение, письмо).
- Развитие культуры речи.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Совершенствование навыков совместной групповой работы.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формируем умение представлять информацию в виде таблицы;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Форма урока: Урок ознакомление с новым материалом с использованием ИКТ.
Оборудование урока:
- Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света. Книга для чтения в 4 классе».
- А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
- К. Коллоди «Приключения Пиноккьо».
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Презентация к уроку.
- Листы для сравнительной характеристики произведений (Приложение).
Межпредметные связи: Внеклассное и литературное чтение, история детской литературы.
Используемые ресурсы: Программа Microsoft Office PowerPoint.
Ход урока
I. Повторение ранее пройденного на уроках чтения.
Слайд 1. Образовательная система «Школа 2100». Урок чтения. 4 класс. Тема: Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).
– Как называется книга для чтения, по которой мы работаем? Почему?
Слайд 3.
В океане света» В каком? Что?
(«В океане света», Ученье - свет, а неученье – тьма, океан света – огромный мир литературных произведений).
Слайд 4.
– Приведите примеры произведений разных жанров.
Романы: роман-сказка Р.Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
Повести: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», С. Галицын «Сорок изыскателей», И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы», Ю. Коринец «Там, вдали, за рекой», Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка» и т.д.
Очерки: К.Ушинский «Первое знакомство с Родиной».
Рассказы: И. Куприн «Слон», К.Паустовский «Жильцы старого дома», А.Чехов «Мальчики» и т.д.
Сказки: Е. Шварц «Два брата», В.А. Жуковский «Спящая царевна», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Д. Родари «Приключения Чиполлино» и т.д.
Стихи: стихи в прозе И. Тургенев «Голуби», «Русский язык», И. Бродский, А. Макаревич, А. Ахматова, В. Высоцкий, Б. Окуджава, С. Черный, А. Блок, В. Маяковский и т.д.
Басни: И.А. Крылов
Былины: Л. Толстого, народные.
II. Путешествие по учебнику.
– О чем рассказывает наш учебник?
(Об истории развития детской литературы).
– Кто помогает нам знакомиться с историей детской литературы? Как они это делают?
Слайд 5.
Транспорт: машина времени.
(Близнецы – четвероклассники Оля и Игорь со своим соседом, профессором литературы Николаем Александровичем Рождественским на машине времени).
– По какому принципу располагаются произведения в учебнике?
(По времени написания произведения).
Слайд 6. История детской литературы «Повесть временных лет» (X–XII век) Поучения (XV–XVII век) Художественные произведения
– С чего начиналась русская литература?
(С летописей).
– В какое время она зарождалась? (10-12 век).
– Можно ли было в то время говорить о детской литературе?
(Нет. Было очень мало грамотных людей).
– Как называлась первая русская летопись? Кто ее писал?
(«Повести временных лет», монахи).
– Кто составил перевод древнерусских летописей на современный язык для детей? (Дмитрий Сергеевич Лихачев).
– Что читали дети в самом начале?
(В 10-15 веках детской литературы не было. Дети читали Библию, Ветхий и Новый заветы, Псалтирь, отрывки из летописей. Потом для детей писали поучения: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Савватий (Терентий Васильев), Симеон Полоцкий, Карион Истомин).
– Почему первые произведения были именно поучения?
(Правила поведения важнее сказок).
– Как сейчас называется этот жанр литературы?
(Научно-популярная).
III. Современная литература.
– Вот, наконец, мы добрались до 20 века.
– Какие детские писатели появились в это время и откуда?
(С.Маршак уговорил М.Пришвина и А.Толстого писать произведения для детей. К.Чуковский пригласил Б.Житкова из капитанов дальнего плаванья в детские писатели. Пришли в детскую литературу биолог Виталий Бианки и художник Евгений Чарушин. Обериуты стали писать для детей.)
IV. Работа с текстом до чтения.
а) – С каким произведением мы знакомимся сейчас? Назовите жанр этого произведения? (Б.Галанов "Книжка о книжках").
Слайд 7. Глава: «Пишу на ту же тему по-своему»
б) Формирование типа правильной читательской деятельности.
– Расскажите, как вы работали с текстом до чтения произведения?
Слайд 8. Правильная читательская деятельность
- читали имя автора
- название произведения
- рассматривали иллюстрацию
- предполагали о содержании
- прочитывали произведение
- сравнивали предположение с результатом чтения
Слайд 9.
– Определите жанр произведения.
(Научно популярное произведение).
V. Повторное чтение текста.
а) Перечитывание текста по цепочке. Ответы на вопросы с. 85.
б) Вспомните, кто еще из писателей пересказал известную сказку "по-своему". (А. Волков "Волшебник изумрудного города" книга "Волшебник страны Оз").
VI. Работа с текстом после чтения.
а) Сравнение произведений.
Работа в группах. " А любознательным читателям, друзьям Буратино, интересно будет сравнить их между собой"? А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино» К.Коллоди «Приключения Пиноккьо»
- Содержание.
- Герои
- События
- Характеры героев
- Замысел произведения
- Поучительность сказки
- Совместное заполнение таблицы.
– Выбирайте, кто из группы будет рассказывать. Высказывание детей.
VII. Итог урока. Рефлексия работы.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Важны ли для вас новые знания и открытия? Чем?
- Оцените совместную работу своей группы. Оцени свою работу в группе.
- Выскажите мнение о работе других групп.
- Продолжите предложение: Я хочу сказать спасибо …
VIII. Домашнее задание.
– Какие произведения А. Толстого вы читали?
– Следующие уроки мы будем читать маленькие сказки А. Толстого из цикла "Сказки и рассказы для детей". Дома вы прочитаете первую сказку, которая называется "Фофка" (стр. 86–90).
IX. Выставление оценок, ответы на вопросы.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися: Совершенствование навыков работы с текстом, совершенствование техники чтения, совершенствование приемов понимания текста, повторение литературной терминологии, совершенствование навыков культуры речи, развитие творческих способностей учащихся, совершенствование навыков совместной групповой работы.