Обобщающий урок русского языка на тему "Имя числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 кБ)


Цели и задачи урока:

  • Систематизировать и углубить знания учащихся, проверить умение употреблять имена числительные в устной и письменной речи.
  • Формировать у учащихся навык работы с пособиями и словарями.
  • Развивать познавательную активность и интерес к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Оргмомент. Формулировка задач урока.
  2. Историческая страничка. (Слайд 1.)
  3. Разминка. Пословицы, поговорки, загадки, фразеологические обороты, содержащие в себе имена числительные. (Слайд 2.)
  4. Лингвистическая задача. (Слайд 3)
  5. Употребление имен числительных. (Раздаточный материал. Сообщения учащихся.)
  6. Правописание имен числительных. (Взаимопроверка)
  7. Математическая страничка. (Слайд 4.)
  8. Телевизионная страничка. (Слайд 5.)
  9. Тест по теме «Имя числительное».
  10. Подведение итогов.

I. Оргмомент. Формулировка задач урока.

Представление команд.

Класс заранее делится на три группы и получает задание:

  • Эмблема, название команды и девиз.
  • Подготовить контрольные вопросы по теме, сообщения.
  • Подобрать с именами числительными пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологические обороты.

II. Историческая страничка.

Слово учителя: Используемые нами при записи чисел так называемые арабские цифры (от 1 до 9 и 0) вошли в употребление в 18 веке, официально были введены в 1710 году.

До этого числа записывались с помощью букв алфавита, это была так называемая буквенная цифирь.

Буквы в числовом значении всегда с «титлом» – ломаной линией сверху буквы – и отделялись друг от друга точкой.

Единицы в числах между 10 и 20 писались перед десятком.

Слайд 1.

III. Разминка.

Назвать подобранные пословицы и поговорки, содержащие в себе имена числительные. Смысл одной из них объяснить.

  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.
  • Глупому прощают 70 ошибок, а умному – ни одной.
  • Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.
  • У умной головы сто рук.

Какая команда начнет, решим с помощью считалки.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Выплыл ясный месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочки слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
А я карету подмету.

Назвать фразеологизмы, включающие в себя имена числительные. Значение одного из них объяснить.

Какая команда начнет, решим с помощью считалки.

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
– Сколько чаек? Отвечай!

Слайд 2.

  1. Одного поля ягода (совершенно похожи)
    В один голос (вместе)
    Одному богу известно (никому)
    Один к одному (одинаково)
    Одним росчерком пера (не вникая в существо дела)
    Один с плошкой, семеро с ложкой
    Одним миром мазаны (с одинаковыми недостатками)
    Миро – благовонное масло, употребляемое при христианских церковных обрядах.

  2. Как дважды два четыре
    Ни два ни полтора
    Бабушка надвое сказала

  3. В три погибели
    В три ручья
    С три короба

  4. Жить в четырех стенах
    На все четыре стороны

  5. Пятая спица в колесе
    Пятое колесо в телеге
    С пятого на десятое

  1. За семью печатями
    Семь пятниц на неделе
    Семи пядей во лбу
    У семи нянек дитя без глазу
    Седьмая вода на киселе

  1. Десятая вода на киселе
    Десять очков вперед
    Дело десятое

– В загадках тоже часто встречаются имена числительные.

Загадайте загадки другой команде. А кто начнет, посчитаемся!

1, 2, 3, 4, 5.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты поди-ка поводи!

  • Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)
  • Кто землю первый пашет? (Червяк)
  • Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)
  • 70 одежек, все без застежек. (Капуста)
  • Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяются. Искупалися, вышли, на третьем повисли. (Коромысло, ведра)
  • Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
  • Четыре брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны. (Стол)
  • 700 ворот, да один выход. (Невод)
  • Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни)
  • Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подбирает. (Град)
  • На поляне, возле елок, дом поставлен из иголок, за травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник)
  • Что за шустрый старичок? 88 ног, все по полу шаркают за работой жаркою. (Веник)

IV. Лингвистическая задача.

Слайд 3.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент – филолог. Он подслушал последнюю фразу, которую прочел Петя: «Двое заколачивали щели, шестеро удерживали доски веревками».

– Готов держать пари, что среди восьмерых работников, о которых ты читал, не было ни одной женщины, – говорит брат Пети.

Петя удивленно взглянул на брата:

– Это действительно так. Но как ты догадался, ведь ты не читал этого рассказа

– Секрет тут простой…

  • Что это за числительные?
  • Какую особенность они имеют?

V. Употребление имен числительных в речи.

Раздаточный материал (3 человека)

1

Вязать (оба, обе) спицами

Копать (оба, обе) руками

(Оба, обе) девочек не было в музее

С праздником 9 Мая

Подготовиться к 1 (сентябрь)

Прошло 5 суток

Купили 3 ножниц

2

Держать (оба, обе) руками

Прикрепить к (оба, обе) ботинкам

Встретиться с (оба, обе) подругами

Выполнить работу к 7 (декабрь)

(Три, трое) костюм, школьник, сани, зайчата

4 (мальчик) и 2 (девочка) взяли шефство над детским садом

3

Помириться с (оба, обе) подругами, друзьями

Были ошибки в (оба, обе) заданиях

Сделать замечание (оба, обе) мальчикам

Между 1 и 7 (январь)

7 (лосята, яблоки, подруги)

Мы были в пути 5 (суток)

3 (женщины) и 3 (мужчины) возвращались из отпуска

Выступления учащихся с сообщениями (Сорок. Тридевять. Тьма)

Сорок. Когда-то числительное сорок было именем существительным со значением «рубаха», «мешок». В сорок, т. е. в мешок, вкладывалось 40 шкурок соболей или белок, что составляло набор на полную шубу.

Зашитый и запечатанный мешок с четырьмя десятками шкурок служил в древней Руси крупной денежной единицей. Позже слово сорок стало обозначать просто количество соболей или белок в мешке, а затем перешло в разряд числительных.

Тридевять. В басне И. А. Крылова «Осел и Соловей» читаем такие строчки:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и улетел за тридевять полей.

За тридевять полей – это переделанное Крыловым выражение за тридевять земель, заимствованное из народных сказок. А что это за числительное тридевять? Мало это или много?

В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. 27. В сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень далекой страны.

Тьма. Когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово тьма: Народу собралось тьма.

В древнерусском языке слово тьма было числительным и обозначало «десять тысяч». Число это считалось столь огромным, что тем же словом обозначалось всякое не поддающееся учету множество.

«Один бился с тысячью, а два с тьмою» – такое выражение, характеризующее стойкость и мужество русских воинов в битвах с чужеземцами, часто встречается в произведениях древнерусской литературы 12 – 14 веков.

В 16–17 вв. появилась своеобразная система наименования чисел. Слово тьма стало обозначать не десять тысяч, а миллион. Появилось еще название тьма тем или легион, т. е миллион миллионов.

VI. Правописание имен числительных.

Запишите: 11, 700, 40, 16, 80, 200, 90, 1000000, 300, 800, 900, 19, 17, 1000000000, 1000, 4, 400, 12.

– Взаимопроверка.

VII. Математическая страничка.

Склонение имен числительных.

– Необходимо правильно употреблять имена числительные в своей речи и на уроках математики.

(По одному человеку от команды)

Слайд 4.

1.

Произведение 84 и 95 равно 7980, сумма этих чисел равна 179, а разность – 11.

Частное от деления 36960 на 42 равно 880, сумма этих чисел равна 37002, а разность – 36918.

2.

Частное от деления 42166 на 58 равно 727, сумма этих чисел равна 42224. а разность – 42108.

Разность 1152 и 366 равна 786. а сумма равна 1518.

3.

Произведение 727 и 58 равно 42166, сумма этих чисел равна 785, а разность – 669.

Разность 2347 и 684 равна 1663. а сумма равна 3031.

Выступления учащихся с сообщениями.

VIII. «Телевизионная» страничка.

Роль дикторов выполнить (ознакомить с информацией, в правильной форме ставя имена числительные).

Слайд 5, 6, 7.

1.

Янтарь – камень жизни.

Янтарь, которому 10 млн. лет, считается молодым. Он мягкий. Вязкий, как говорят специалисты. Возраст взрослого янтаря – более 80 млн. лет. В те далекие времена стояли на земле леса янтарных сосен.

В сказаниях разных народов упоминается об этом камне жизни. На острове Буяне стоит дерево зеленое, подпирает макушкой небо. Лежит под ним бел-горюч камень. Лечит он от всякой болезни и красоту дает тому, кто к нему прикоснется.

На Янтарном комбинате обрабатывается более 700 тонн янтаря в год. Добывают его в карьере, как уголь. Карьер этот дает почти 90% всей добычи. Залегает янтарь на глубине более 50 – 70 метров. Земля, которая его скрывает, пепельно-голубого цвета, цвета моря.

2.

Это интересно.

Картошка появилась в Европе не так давно. Родом она из Южной Америки. Привезли ее оттуда в 16 веке вместе с другими заморскими диковинками. Первое время картошка жила не на грядках, а в цветочных горшках у любителей редких растений. В конце 18 века картошка была еще новинкой. Французская королева носила в петлице цветки картошки, а вареный картофель ежедневно подавался только к королевскому столу.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 млн.км. Пешеход, преодолевающий ежедневно по 30 км, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 км в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 км в час, долетел бы до Солнца через 17, 5 лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости в 350 м в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

3.

Биатлон.

По снегу широким. Размашистым шагом скользит лыжник. Перед ним то крутой спуск, то подъем, то ровная поляна. Дистанция 20 километров. За спиной у лыжника – винтовка, у пояса – патронташ.

Четыре раза лыжник на своем пути встречает мишени. Вот он подходит к первой мишени, падает в снег и стреляет. Он посылает 5 пуль с дистанции 250-метровой. На втором рубеже он стреляет с расстояния 200 метров, на третьем – 150 метров, на четвертом – 100 метров.

На четвертом этапе лыжник обязательно должен стрелять стоя, без упора. Это трудно. За каждый промах судья назначает штраф. К времени, которое показал лыжник на лыжне. Прибавляется еще 2 минуты.

Победит в соревновании тот, кто умеет неутомимо и быстро ходить на лыжах, метко стрелять.

IX. Тест по теме.

(А. Б. Малюшкин. Тестовые задания. 6 класс)

X. Подведение итогов урока.