Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.
Задачи:
- Помочь детям выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Познакомить детей со способом очистки воды — фильтрованием.
- Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Форма организации: экспериментально-исследовательская деятельность.
Оборудование: Вода, мука, сахар, растительное масло. Марля, марганцовка. Сосуды разного размера и формы. Воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. Компьютер, экран, мультимедийная установка.
Предварительная работа: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое. Повторить правила работы с незнакомыми веществами: нельзя пробовать вещества на вкус — есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой.
Ход занятия
Задача | Метод (прием) | Содержание | Время |
1. Вводная часть. | |||
Ввести детей в тематику мероприятия. | Художественное слово. |
Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить. |
2 мин. |
2. Основная часть | |||
Повышать познавательный интерес и речевую активность детей. |
Беседа. Постановка проблемной ситуации. | Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница? Я хочу пригласить вас в лабораторию. Мы сейчас превратимся в волшебников и займемся опытами с водой (Дети рассаживаются за столы). | 10 мин. |
Опыты, исследовательский метод. |
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет, если растворить исследуемые вещества в воде?(Дети растворяют различные вещества в разных сосудах) | ||
Диалог с детьми, рассуждения детей. Эвристическая беседа (поэлементное усвоение опыта). |
– Что произошло с водой? Сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. | 3 мин. | |
Поддержать чувство радости от общения с героем, смена вида детской деятельности. | Физкультминутка | «К речке быстрой» К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. |
2 мин. |
Метод проблемного изложения на примере сказки. | Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. | 10 мин. | |
Поэлементное усвоение опыта. | Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. | ||
Физкультминутка. Дидактическая игра. | «Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин. | 2 мин. | |
3. Заключительная часть | |||
Побуждать детей делать простейшие обобщения на основе имеющихся знаний. | Подведение итогов, вывод. Беседа, фиксация результатов опыта. |
Воспитатель: Что произошло после фильтрования воды с разными веществами? Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. Марганцовка отфильтровалась частично, т.к. она окрасила воду в розовый цвет. Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной. |
5 мин. |
Поддерживать положительно-эмоциональный настрой группы, мотивировать детей на последующую опытно-экспериментальную деятельность. |
Сюрпризный момент. Фантазирование, технология ТРИЗ. | Воспитатель: А сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев. Проводятся фокусы с водой: Приложение В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.) Воспитатель благодарит детей за активное участие и дарит всем мыльные пузыри. |