Цель:
- создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе;
- формирование понятий “закон, порядок, право”, дать представление о Конституции.
Задачи :
- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом;
- познакомить детей со школьными правилами и основными требованиями учителя в игровой обстановке;
- ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;
- развивать чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории России;
- создать эмоциональный настрой, повышая интерес к школе, учёбе, одноклассникам, учителю.
Оборудование:
- стенд “Государственная символика”, учебник “Букварь”,
- детские разноцветные носочки на тесёмочке, в которых листочки с загадками, цветные карандаши, фломастеры,
- альбомный лист, цветные магнитики, закладки - подарок,
- музыкальное оформление, презентация
Ход мероприятия
Слайд 1. Звучит песня “Первоклашка” (картинки)
Учитель:
Есть в году различные праздники
И сегодня праздник у нас:
В первый раз идут первоклассники
В свой приветливый школьный класс.
И вы имеете на это право – бесплатно учиться в школе!
А какая же ваша главная обязанность? (хорошоучиться)
1 ученик:
Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны.
2 ученик:
Закон главный, закон важный -
Конституция страны.
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
Учитель: Ребята, а что такое Конституция?
Слайд 2. Читает учитель и читающие дети:
Конституция-это главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан.
День принятия Конституции- 12 декабря 1993 года. (написано)
Весь российский народ принял Конституцию и живёт поеёзаконам (показывает брошюру), потому что Конституция навела порядок в жизни нашего государства и каждый из граждан знает, что можно делать и что нельзя, что они обязаны и что не обязаны, на что имеют право и на что не имеют.
- А знаете, с чего начинается Конституция? (нет)
С гимна нашей страны. Что такое гимн?
Слайд 3. Гимн - это главная песня страны. (написано)
А как нужно слушать гимн? (стоя и тихо)
Слайд 4. Звучит гимн России (картинка, текст)
Учитель: Гимн – это символ страны. Есть и другие символы.
В каждой стране существует определённая символика это не только гимн, но и флаг.
Слайд 5. Флаг России (картинка)
- Назовите цвета флага нашей страны.
- Белый – мир и чистота
- Синий – верность
- Красный – отвага, битва за веру.
Учитель: И ещё один символ каждой страны – герб.
Слайд 6. Герб России (картинка)
- Что изображено на гербе Российской Федерации?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.
- Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох.
- Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. “яблоком государевым”.
- Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.
Учитель: А кто является президентом нашей страны?
Слайд 7. В.В. Путин. (портрет)
Учитель: А теперь поиграем в игру “Да! Нет!” Я зачитываю статью из закона. Если это в пользу человека – говорите хором: “Да!”. Если это противоречит закону, говорите: “Нет!”
- Россия – наша страна?
- Можно ли относиться к человеку жестоко?
- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
- Имеет ли человек на бесплатное образование?
Учитель: Дорогие мои первоклассники! Как у взрослых, у вас теперь появились свои серьёзные обязанности, своя работа. Она и радостная, и трудная. И очень важная. Ведь вы учитесь читать, писать, считать, без чего никакую другую науку не одолеешь. Вот и выходит, 1 класс – самый главный в школе!
- А какая самая главная книга в школе? (букварь)
Слайд 8. Букварь (картинка)
Всех нас – учителей и рабочих, академиков и поэтов, артистов и учёных, мэров и губернаторов, и даже... президента – учил Букварь!
Я хочу, чтобы вы, прежде всего, научились уважать эту великую книгу! (показываю учебник). Уважать и беречь!
Букварь будет теперь началом, первой ступенькой вашего учения. Я хочу, чтобы вы научились любить и беречь нашу красивую школу, любить наш степной край! Я хочу, чтобы вы хорошо учились. На радость себе, своим родным, своей стране. Постарайтесь, пожалуйста!
А вот, чтобы стать настоящим учеником 1 “А” класса, нужно пройти несколько испытаний. Кто уже готов и не боится трудностей, поднимите руку! Итак, все готовы! Приступаем к испытаниям.
Учитель: Сосчитаем, сколько их будет? (на доске 5 чистых листов, расположенных по кругу, фломастер)
Испытание №1
Перед вами лежат цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист. Вот на нём-то вы и будете сейчас работать. Напишите на нём цифры, буквы, а, может быть, даже слова, которые вы знаете, или нарисуйте то, что умеете. Выполнять это задание вы будете, пока звучит красивая музыка. Но как только музыка замолкает, вы сразу же прекращаете свою работу.
Слайд 9. Звучит спокойная музыка (картинка: ученики в классе что-то делают за партами)
(учитель проходит и подписывает работы детей).
Слайд 10. Физминутка (весёлая музыка, анимация)
Испытание №2
Учитель: Первое испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я напишу цифру 1, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Учитель:
В рифму дай, дружок, ответ
Словом “да” иль словом “нет”.
Но, смотри, не торопись,
На крючок не попадись!
Первоклашкам 10 лет? (Нет)
С мягкой спинкой табурет? (Нет)
Пишет музыку поэт? (Нет)
Форма круга у монет? (Да)
Пишет повар вам портрет? (Нет)
Борщ – полезная еда? (Да)
После завтрака обед? (Да)
Волк живёт на дне пруда? (Нет)
Есть колёса у ракет? (Нет)
Над трамваем провода? (Да)
На луне есть города? (Нет)
В море айсберг изо льда? (Да)
Кинешь камнем кошке в след? (Нет)
Будет вечером рассвет? (Нет)
Спать ложатся на буфет? (Нет)
В небе мчатся поезда? (Нет)
После пятницы среда? (Нет)
Нужен вечером нам свет? (Да)
Мы веселые всегда? (Да)
Учитель: И второе испытание вы прошли, теперь, я напишу цифру 2, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Испытание №3
Учитель: Вам нужно догадаться, что нужно брать с собой в школу. Из разноцветных носочков, которые висят на верёвочке, кто-то из вас достаёт загадки, читает их вслух, а мы все отгадываем.
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Слайд 11. (картинка)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж...
Что же это?.. (Карандаш)
Слайд 12. (картинка)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет синий цвет.
(Ручка)
Слайд 13. (картинка)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?..
(тетрадь)
Слайд 14. (картинка)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я – школьный...
(ранец)
Слайд 15. (картинка)
Знай, мой друг, что прямота –
Главная моя черта.
Угадать меня сумей-ка,
Кто я? Школьная... (линейка)
Слайд 16. (картинка)
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой. (Краски и кисть)
Слайд 17. (картинка)
Учитель: А что ещё необходимо в школе? (Дневник, альбом, пластилин...)
Учитель: И третье испытание вы успешно прошли, теперь, я напишу цифру 3, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Слайд 18. Звучит тихая весёлая музыка. (картинка: дети играют)
Учитель: Давайте отдохнём. Встаньте в круг. Поменяйтесь местами те:
– у кого серёжки в ушах;
– кто сегодня пришёл в школу с букетом цветов;
– у кого в одежде есть красный цвет;
– кто сегодня с радостью шёл в школу;
– кто обожает мороженое;
– у кого есть пуговицы на одежде;
– у кого дома есть домашнее животное;
– у кого в имени или фамилии есть буква “А”;
– кто теперь будет учиться в 1 “А” классе;
– кто теперь будет учиться в 1 “В” классе!
Испытание №4
Учитель: У каждого из вас на столе лежат магнитики-огонёчки. Вам нужно будет их “зажечь”. Объясню, что для этого нужно сделать. За моей спиной на доске написаны ваши имена. Найдите глазками своё имя. По моему сигналу вам нужно будет зажечь магнитик-огонёк, прикрепив его у своего имени справа. (Сначала девочки, потом мальчики, называя вслух своё имя).
– Посмотрите, все ли огоньки горят? Никого не потеряли?
Учитель: И четвёртое испытание вы прошли, теперь, я обведу цифру 4, а мы двигаемся к последнему пятому заданию.
Испытание №5
Учитель: Отправлялись мы с вами в школьное путешествие от слова (дети, умеющие читать, произносят вслух) дошкольник (на доске).
- Прошли (хором) первое, второе, третье, четвёртое, испытания и опять пришли к слову дошкольник. Как же так? Разве мы сейчас дошкольники? Нет, а кто? (Школьники.)
- Как же дошкольника превратить в школьника: это и есть пятое задание. Может быть, кто-нибудь догадался? (Убрать буквы д, о).Молодцы! Теперь мы (хором) ШКОЛЬНИКИ!
3 ученик:
Всё бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятёрка,
Как начало первых драк
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
4 ученик:
День за днём, за годом год
Человек живёт, растёт,
Облик свой меняет.
И, под старость, он подчас
То, что было в первый раз
С грустью вспоминает.
(С.Я. Маршак)
Учитель: - Дети, а что у вас сегодня первое?
(Первое сентября, 1 “А” класс, школа №11,
первая учительница, первый раз в школу пришли,
форму одели, увиделись все вместе и т.д.)
– А для чего, мои милые детки, вы принесли
сегодня свои красивые и новые портфели?
Учитель: Ну и поскольку вы превратились теперь из дошкольников в настоящих учеников 1 “А” класса, то школа приготовила для вас учебники, по которым вы будете учиться целый год.
– Ну, а кто догадался, что с ними надо сделать дома? (Вымытыми руками можно их посмотреть, полистать, обернуть, подписать, вклеить закладку). Учитель говорит и показывает на своих учебниках.
Ведь по ним ещё после вас будут учиться другие первоклассники.
Учитель:
Отшумела летняя пора...
Со звоном заливистым, весёлым
Шумною ватагой детвора
Снова поутру заполнит школу.Будет мел крошиться в тишине,
Ранцы расстегнутся, как обычно,
Лучик-зайчик прыгнет по стене...
В путь, друзья, оценок вам отличных!
Учитель: В память о сегодняшнем дне – Дне Знаний, о дне нашего с вами знакомства вам в подарок от меня – закладка в дневник.
Слайд 19. Звучит песня “Первоклашка” (написано:В добрый путь, первоклашка! и картинка-анимация)
Учитель раздаёт закладки.