Подробная поурочная разработка ориентирована на учителей, работающих по учебнику “Моя любимая Азбука” для 1 класса. Авторы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Тип урока: Сообщение нового материала.
Форма обучения: Групповая, парная.
Цель урока: Установление соответствия между звуком [Ш] и графическим изображением буквы Ш.
Задачи:
- Создать условия для выделения звука [Ш] и обозначения его буквой Ш;
- Способствовать развитию фонематического слуха у детей;
- Способствовать формированию коммуникативных способов ученического сотрудничества в группе.
Оборудование:
- Для детей: картинки для рефлексии; схемы – “человечки” для работы в группах; трафареты; маски [м] и [м΄], [к] и [к΄], [ш]; маска; мышки; клей; цветные карандаши (синий, зеленый, красный, черный, желтый); сигнальные карточки; калька; схемы слов на альбомных листах; 5 кругов.
- Для учителя: схемы – “человечки”; магниты; картинка “ТЕРЕМОК”; дольки круга; демонстрационная таблица “Ш ш”; картинка – слияние ши; рисунок ёлочки; калька; книга “Буратино”; портрет А. Толстого.
№ п/п | Ход урока |
Примечание |
I | Организация урока. 1.
Аутотренинг – Улыбнись своему другу. |
Аутотренинг сосредотачивает внимание, повышает работоспособность |
2. Рефлексия – Уже скоро наступит Новый год. Каждый человек будет украшать свою ёлку. Мы же сегодня украсим ёе своим настроением на начало урока. – Покажите настроение своей группы, выбрав только 1 шар – игрушку. (Обсуждение в группах) |
Рефлексия – методика ожидания Дети украшают ёлку 1 игрушкой (красный шар, либо синий, либо чёрный шар) |
|
II | Актуализация знаний. 1. “Одень и обуй человечков” (работа в группах)
I гр. – Р |
У каждой группы на парте схема – “человек”. (Исп. Клей и шаблоны) |
а) Дай характеристику звукам (Обсуждение в группах, отвечает только 1 уч-ся.) (Рассуждения уч-ся: Звуки твёрдый [р] и мягкий [р΄] – согласные,
звонкие. На письме обозначаются буквой Р. 2. Завершите схемы на с. 84 уч-ка (вверху). |
Используются сигнальные карточки (для установления обратной связи); дольки круга (для поощрения) Сверка с доской |
|
III | Постановка учебной задачи. 1. Загадка про букву Ш
– А как? |
На доске – демонстрационная таблица “Ш ш” |
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока! (Мы будем говорить о звуке [ш], о букве Ш). |
Используются дольки круга. Тема записана на доске. |
|
IV | Построение проекта выхода из
затруднения. 1. Почему же буква Ш в наших схемах учебника (с. 84) отказывается идти к другим согласным? (Это особенный звук. Он глухой, согласный, только всегда твердый.) |
|
2. Смотрим инсценировку – игру “Живые звуки в Теремке” [к] – стоит в поле теремок? (Звуки [к] и [к΄] поднимаются по разным ступенькам в теремок. Звук [ш] мечется, останавливается и разводит руками) Учитель: Дети, по какому крылечку звук [ш] должен войти в дом? Учащиеся: По синему. Учитель: Почему? Попробуйте произнести этот звук мягко? – Вот поэтому звук [ш] войдет в дом по синему крылечку (звук поднимается в домик). |
На доске – дом “Теремок” с двумя крылечками (зеленым и синим). На голове у учащихся маски звуков. В домике уже живут звуки [м] и [м΄]. |
|
3.
Даем характеристику звуку и закрашиваем схему в учебнике
(самостоятельно) (обсуждение в группах). Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый. Рисуем на голове черную шляпу (цилиндр) и закрашиваем оба башмачка в синий цвет. (На письме звук [ш] обозначается буквой Ш). а) Сверим наши схемы. |
||
4.
Знакомство с графикой согласной буквы Ш. |
Образец на доске Используется калька. Повторяем правило о заглавной букве. |
|
V | Первичное закрепление. Звуко-буквенный анализ слов: (обсуждение в группах). КОШКА – I,
III, V (Рассуждение: в слове “кошка” 2 слога, первый – “кош”, второй – “ка” |
У учащихся схемы на альбомных листах, трафарет круга и цветные карандаши. Используются сигнальные карточки. |
VI | Физзарядка “мышки”.. | Используется маска. |
VII | Задание на повторение и
тренировочные упражнения. 1. Перечитайте все слова
(с. 84) в столбиках: |
Используются дольки круга. |
2. Выборочное чтение. а) – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему? – Подчеркните заглавную букву. б) – Прочитайте слова, в которых есть буквосочетание ШИ – Какое правило учили? в) – Прочитайте слова, которые относятся к теме “Транспорт”. – Какая орфограмма встретилась? (Ши) |
На доске | |
3. Работа над текстом про Тишу и Глашу (с. 84) |
Слова написаны на доске Используются дольки круга |
|
4. Игра “Угадай, кто они?” – Дайте ответ на вопрос. Ушастик (мышонок). Ирина (имя девочки или куклы). Шушара (мышь; крыса из А. Толстого “Буратино”). Пушок (кот или щенок). Тортилла (черепаха). Тишка (кот или собака). а) Подчеркните заглавные буквы в словах. Почему подчеркнули? |
См. с. 84 учебника (внизу). На доске портрет А. Толстого, книга “Буратино” (порекомендовать для чтения). |
|
VIII | Итог. 1. Чем же он похож на
другие согласные звуки? (он согласный, глухой) Спасибо за урок! |
Используются дольки круга Дети показывают настроение солнышком либо облачком, либо тучкой. |