Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.
Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности
Условия реализации программы подразумевают наличие:
– развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми
пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– принципа добровольности.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:
– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых игр и игровых материалов.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.
Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.
Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.
Задачи:
Воспитание у детей умения:
– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение,
измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между
предметами, числами;
– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее
экономным путем;
– активно включаться в коллективную игру;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и
придуманных детьми.
Основные направления и содержание деятельности
Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.
- “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску. - Логические блоки Дьнеша”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями. - “Палочки Кюизенера”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. - “Художественно-творческая деятельность”.
Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование). - “Опыты и исследовательская деятельность”.
Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы. - “Математические праздники и викторины”.
Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Примерное построение занятия:
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и
подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного
материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности,
сотворчества.
Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.
Правила поведения.
– Говорить негромко (не кричать);
– ходить спокойно (не бегать);
– помнить для чего мы собрались;
– смело показывать свои способности;
– заботиться друг о друге (не обижать);
– помогать друг другу (не смеяться);
– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения
– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи
палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением
анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх
моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими
детьми.
Второй год обучения:
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе
и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх
моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими
детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Учебно-тематический план работы по блокам.
Первый год
№ | Наименование блока | Количество занятий |
1 | Блок первый “Форма” | 7 |
2 | Блок второй “Цвет” | 5 |
3 | Блок третий “Величина” | 4 |
4 | Блок четвертый “Закрепление свойств” | 3 |
5 | Блок пятый “Отрицание одного свойства, цвет” | 3 |
6 | Блок шестой “На отрицание одного свойства, форма” | 5 |
7 | Блок седьмой “Толстый и тонкий” | 4 |
8 | Блок восьмой “Итоговый”. | 2 |
Итого: | 34 занятия |
Второй год обучения
№ | Наименование блоков | Как часть (половина) занятия |
1 | Логические блоки Дьенеша | 23 |
2 | Палочки Кюизенера | 11 |
3 | Игры дидактические и развивающие | 6 |
4 | Игры на силуэтное построение и перестроение | 4 |
5 | Построение из счетных палочек | 2 |
6 | Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования). | 4 |
7 | Целое и часть | 2 |
8 | Опыты и экспериментирование | 3 |
9 | Условные мерки | 3 |
Итого: | 29 занятий |
Учебно-тематический план работы по недельный.
Список литературы
- Логика и математика для дошкольников.
- Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
- Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
- Методические советы к программе “Детство”
- Детство-Пресс. 2007 г.
- Как работать с палочками Кюизенера.
- Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
- Комплект “Ступеньки к школе”.
- М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”;
“Азбука счета”;
“Цвет”;
Учимся находить противоположности”;
“Развиваем логическое мышление и память”. - Дошкольник 4–5 лет в детском саду.
- Детство-Пресс. 2007 г.
- Математика – это интересно.
- З.А.Михайлова. 2006 г.
- Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.
- В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
- Венгер Л.А.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- “Детство-Пресс”. 2001 г.
- Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
- Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
- Смоленцева А.А. Математика до школы.
- “Акцидент”. 1998 г.
- Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
- “Акцидент”. 1997 г.