Формы методической работы с начинающими педагогами в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. В практической деятельности дошкольных учреждений нередки случаи, когда в должность воспитателя вступает человек, имеющий педагогическое образование по другой специальности – социальный педагог и др. такой педагог особенно нуждается в методической поддержке со стороны коллег.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. В своих исследованиях авторы выделяют следующие периоды становления молодого педагога:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Для того, чтобы помочь молодым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути, в ДОУ был разработан проект семинара-практикума “Академия дошкольных наук”.

Цель семинара-практикума “Академия дошкольных наук”: формирование профессиональной деятельности молодого специалиста.

Задачи семинара-практикума “Академия дошкольных наук”:

1. Помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе.

2. Создать условия для выявления профессиональной ориентации.

3. Способствовать формированию профессиональных умений, накоплению опыта, поиску лучших методов и приемов работы с детьми.

4. Помочь начинающим педагогам в формировании своего стиля в работе.

5. Способствовать развитию творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности.

Предполагаемый результат:

К окончанию реализации проекта молодые педагоги адаптируются в новом коллективе, закрепят и отработают на практике усвоенные в период обучения содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Срок реализации проекта: 3 года. Поскольку именно в течении первых трех лет педагогической деятельности начинающие педагоги особенно нуждаются в методической поддержке.

В организации работы семинара-практикума “Академия дошкольных наук” выделяются следующие направления: адаптационная работа, психологическая поддержка, мотивация самообразования, организация профессиональной коммуникации, актуализация профессиональных знаний.

Адаптационная работа включает в себя знакомство с образовательным учреждением, представление начинающего педагога коллективу на педагогическом совете; анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года); закрепление учителя-наставника за молодым специалистом.

Для того, чтобы привлечь интерес педагогов к участию в работе семинара-практикума, используются различные приемы и способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

- педагогическое проектирование;

- решение педагогических ситуаций;

- активно-игровые методы;

- индивидуальное и микрогрупповое исследование;

- профессиональные конкурсы;

- документальный анализ;

- написание творческих работ;

- ведение аналитического дневника;

- дискуссионный способ;

- часы заинтересованного информационного обмена;

- посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

- совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;

- разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ.

Формы работы семинара-практикума:

- Лекции-проблематизации, тематические консультации;

- Тренинги, деловые игры и другие интерактивные формы;

- Рефлексивно-аналитические формы работы: диагностика, анализ результатов, экспертиза проектного движения и пр.;

- Досуговые мероприятия: капустники, КВН, спортивные мероприятия и т.д.

План мероприятий семинара-практикума для начинающих воспитателей “Академия дошкольных наук”

1 год

Срок Тема Форма проведения
Сентябрь Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность воспитателя ДОУ Консультация
Ноябрь Планирующая документация Семинар-практикум
Январь Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Игра “Счастливый случай”
Март Как составить конспект занятия. Игровые технологии в организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников. Консультация, творческое задание.

Открытые просмотры.

Май Современные подходы к организации педагогической диагностики в системе педагогического мониторинга. Брейнсторминг.

2 год

Срок Тема Форма проведения
Сентябрь Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста Интеллектуальное казино
Ноябрь Образовательная деятельность в режимных моментах.

Организация прогулок, экскурсий.

Консультация.

Открытые просмотры.

Творческий конкурс.

Январь Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Работа в творческих группах
Март Взаимодействие с родителями Деловая игра
Май Особенности организации летней оздоровительной кампании. Консультация. Выставка.

Ярмарка проектов.

3 год

Срок Тема Форма проведения
Сентябрь Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Семинар
Ноябрь Готовность к школе Педагогическая гостиная
Январь Экспериментально-поисковая деятельность дошкольников. Активизация мышления на занятиях обучения грамоте, формирования элементарных математических представлений Консультация.

Открытые просмотры.

Март Художественно-эстетическое развитие дошкольников Круглый стол
Май Организация проектной деятельности Консультация.

Смотр-конкурс.

Брейнсторминг “Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников”

Цель. Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

Задачи:

- определить принципы взаимодействия с семьями воспитанников;

- определить формы взаимодействия с родителями;

- обсудить особенности организации различных форм взаимодействия с родителями;

- познакомить педагогов с методической литературой по теме.

Ход проведения

1. Введение в тему встречи.

Отвели бутуза в сад -
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто
Делать это, делать то!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте
Выпить кофе граммов двести,
Можно, не в ущерб хвосту,
С антресолей слезть коту!
Можно час болтать с подружкой,
Можно печь полдня ватрушки,
Можно поваляться в ванной,
Или с книжкой на диване,
Можно - что б мне помереть!-
Телевизор посмотреть!!!
На базар сходить за сыром
И убрать всю-всю квартиру!
(Это и с бутузом можно,
Только очень, очень сложно).
Час прошел, и два, и три
Что-то тягостно внутри
Без бутуза в доме пусто,
Без бутуза в доме грустно...
Ну-ка, папа, быстро в сад -
Возвращай дитё назад!
...И опять дрожит весь дом...
Завтра снова поведем!!!

2. Объявление темы. Определение задач взаимодействия с родителями.

Семья ребенка, её активное участие в педагогическом процессе является необходимым условием успешности коррекционно-развивающей работы. Родители, ближайшее окружение играют исключительную роль в жизни ребенка. Именно в семье определяется социальная ситуация развития, формируется зона ближайшего развития ребенка. Она закладывается через систему отношений ребенка с близкими ему людьми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности, ориентиры. Учитывая исключительно важную роль семьи в развитии и воспитании ребенка с нарушением развития, выделяются следующие задачи работы с семьями воспитанников:

- установление партнерских отношений с родителями воспитанников для создания оптимальных условий развития ребенка;

- изучение условий семейного воспитания, межличностных отношений;

- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, его возможностям и потребностям;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка;

- формирование у родителей активной позиции в вопросах развития и воспитания ребенка.

3. Работа в подгруппах: “Генераторы идей” и “Аналитики”.

Решение данных задач должно осуществляться через различные формы взаимодействия. Я предлагаю объединиться в две группы. Та группа, символ которой включенная лампочка – это генераторы идей. Их задача предложить как можно больше различных форм взаимодействия ДОУ и семьи, пусть даже самых фантастических. Та группа, символ которой знак вопроса – это аналитики. Их задача – обсуждение актуальности и реальности воплощения предложенных форм взаимодействия в практической деятельности.

Работа в группах.

4. Общее обсуждение каждой отобранной аналитиками формы взаимодействия.

Педагогам для обсуждения предлагается отдельно каждая форма взаимодействия с родителями, из числа одобренных аналитиками.

Затем для обсуждения предлагаются те формы, которые аналитиками были отвергнуты.

Все темы записываются на доске.

5. Условия для успешного взаимодействия.

Предлагаю определить условия, способствующие установлению доверительных отношений между педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- доступность предлагаемой информации;

- одновременное влияние на родителей и на детей;

- обеспечение в работе в родителями определенной последовательности, системы.

Обзор имеющейся в ДОУ литературы по теме.

Подведение итога.

Счастливый случай “Особенности воспитания и обучения детей 2-4 лет”

Цель. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, актуализация знаний в области воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, способствование творческому поиску.

Материалы и оборудование. Игровое поле, фишки, мешок с пронумерованными бочонками, видео и фото сюжеты для конкурса “Спешите видеть”.

Подготовительная работа. Педагоги объединяются в две команды, методист знакомит их с предложенной темой, организует выставку методической литературы по теме, из состава каждой команды выбирается 4 человека, которые будут представлять команду в ходе игры.

Ход игры

Приветствие команд. Представление жюри.

Максимальный балл за правильный ответ – 3 балла, неточный ответ или с поправкой – 2 балла, если представители команды не могут дать правильный ответ, на помощь приходят болельщики команды - 1 балл.

1 гейм. Гонка за лидером. В этом гейме вопросы задаются по очереди, начинает та команда, которая первой правильно отвечает на вопрос ведущего. Обсуждение вопроса длится не более 15 секунд.

Вопросы для нечетной дорожки (социально-личностное развитие):

1. Охарактеризуйте роль педагога в сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста.

Педагог формирует умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, помогает играть рядом, не мешая друг другу. Развивает умение играть вместе со сверстниками. Формирует умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

2. Можно ли использовать предметы-заместители для игры с младшими дошкольниками.

Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

3. Виды театра, с которыми знакомят младших дошкольников.

Теневой театр, игры-инсценировки, настольный театр кружек и ложек.

4. Назовите задачи приобщения младших дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие;

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей;

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.;

Формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова “спасибо” и “пожалуйста”;

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям).

Вопросы для четной дорожки (физическое развитие):

1. Назовите задачи накопления и обогащения двигательного опыта, воспитания культуры движений в младшем дошкольном возрасте.

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

2. Включает ли работа по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста развитие координации и ориентировку в пространстве.

В первой младшей группе - Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Во второй младшей группе - Ориентация в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; Развитие равновесия при выполнении разнообразных движений; координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

3. Какие формы организации двигательной деятельности применяются в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В первой младшей группе - хороводные игры, подвижные игры, игры малой подвижности, игровые упражнения. Во второй младшей группе добавляются спортивные развлечения, спортивные упражнения, пальчиковые игры.

4. Можно ли в младшем возрасте организовать с детьми День здоровья.

Можно во второй младшей группе.

2 гейм. Дедка за репкой. Каждый игрок отвечает индивидуально, обсуждение запрещено. Если все 4 игрока ответили правильно, команда получает 1 очко. Если кто-то из игроков ответил неправильно, право ответа получают болельщики команды.

Вопросы нечетной дорожки – физическое развитие.

1. Назовите виды закаливающих процедур, применяемых с детьми младшего дошкольного возраста.

Воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

2. Назовите основные правила, которых нужно придерживаться при проведении системы закаливающих процедур.

Систематическое использование закаливающих пpоцедуp в любое вpемя года, без пеpеpывов;

Постепенное увеличение дозы pаздpажающего действия.

Учет возpастных и индивидуальных особенностей оpганизма pебенка.

Все закаливающие пpоцедуpы должны пpоводиться на фоне положительных эмоций.

3. Какие культурно-гигиенические навыки формируются в младшем дошкольном возрасте.

В первой младшей группе необходимо развивать умение совершать процессы умывания, мытья рук под руководством взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом; развивать умение правильно пользоваться ложкой во время еды; развивать умение одеваться и раздеваться при помощи взрослого, аккуратно складывать свою одежду.

Во второй младшей группе - совершенствовать умение совершать процессы умывания, мытья рук под руководством взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом; формировать умение элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого; развивать умение одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям; воспитывать потребность и умение ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

4. В каком возрасте следует знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге.

Уже в первой младшей группе педагог должен дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

Вопросы для четной дорожки – социально-личностное развитие.

1. Какие виды игры характерны для детей младшего возраста.

В первой младшей группе - игры-манипуляции, речевые игры, пальчиковые игры, театрализованная игра, сюжетная игра, дидактическая игра, игра-забава (ряженье).

Во второй младшей группе - речевые игры, пальчиковые игры, театрализованная игра, сюжетная игра, дидактическая игра, игра-забава (ряженье), игра-драматизация.

2. В каком возрасте начинают прививать детям трудовые навыки.

В первой младшей группе - обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду; воспитывать у детей опрятность; привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Во второй младшей группе - обеспечивать освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых); обеспечить освоение отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приему пищи – расставить хлебницы, в уборке групповой комнаты - расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место, в уборке участка – собрать мусор, подмести дорожки); формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого (по уходу за растениями – поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке – кормить, менять воду); формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести его к месту (от места) выполнения трудовой деятельности); формировать представления о способах обращения к взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности.

3. В каком возрасте начинают детей привлекать к дежурству по группе.

В средней группе. Начиная со второй младшей группы, вводятся трудовые поручения, но не дежурство.

4. Используются ли произведения художественной литературы при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Во второй младшей группе - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.).

3 гейм. Спешите видеть. На экране показывается видеосюжет или кадр, который отражает проблему. Каждой команде задается два видеовопроса.

За два правильных ответа команда может получить 1 очко.

Вопросы нечетной дорожки – особенности развития и организации воспитательно-образовательного процесса.

1 .Видеосюжет – девочка укладывает куклу в кроватку, измеряет температуру, жалеет куклу, целует её в лоб. Для какого возраста характерна ситуация.

Эмоциональное развитие ребенка 3-4 летнего возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает с взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

2. Видеосюжет – мальчик строит дом, используя кубики, детали конструктора, книги. В каком возрасте мальчикам и девочкам присущи разные типы ведущей деятельности.

В возрасте 2-3 лет у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная; у девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная .

Вопросы четной дорожки - художественно-эстетическое развитие.

1. Фотография – совместное творчество мамы и ребенка. В каком возрасте можно организовать семейную ярмарку, семейные выставки, оформление семейного группового проекта.

Семейную ярмарку, семейные выставки, семейный групповой проект педагог может организовать с воспитанниками второй младшей группы.

2. Фотография – педагог показывает детям образец рисунка. Нужно ли применять образец в развитии художественного творчества воспитанников.

В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения. В предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете. Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отсутствуют характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет.

4 гейм. Заморочки из бочки. Каждой команде предлагается мешочек с бочонками. Члены команды по очереди вынимают бочонки с номерами, определяя номер вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы нечетной и четной дорожки – познавательно-речевое развитие.

1. Что такое сенсорные эталоны? Назовите.

Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, сенсорные эталоны - это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.

2. Назовите виды наблюдения, применяемые в младшем дошкольном возрасте.

В первой младшей группе – наблюдение, во второй младшей группе – как одиночные, так и циклические наблюдения.

3. Основные математические понятия в младшем дошкольном возрасте.

В первой младшей группе – количество (один – много), величина (большой – маленький), форма (кубик, кирпичик, шар).

Во второй младшей группе – сравнение (одинаковый – неодинаковый), равенство (неравенстве групп предметов, умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие).

4. Назовите содержание развития у младших дошкольников ориентировки в пространстве.

В первой младшей группе – Ориентировка в пространстве, направленная на накопление у детей опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада); расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина); учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Во второй младшей группе - развивать пространственные ориентировки относительно своего тела и направления от себя; развивать временные представления, умения различать и называть части суток и времена года, выделять их элементарные признаки; побуждать использовать в речи соответствующие наречия и предлоги.

5. Применяется ли в работе с младшими дошкольниками прием моделирования.

Во второй младшей группе применяется моделирование (интерьера, костюма), моделирование правил поведения, моделирование плана, начинается работа по ознакомлению с моделированием плана-схемы.

6. С помощью каких форм работы осуществляется формирование целостной картины мира, расширение кругозора у воспитанников первой младшей группы.

Наблюдение. Рассматривание. Экскурсия. Конструирование. Дидактические игры. Коллекционирование. Эксперимент. Сбор фотографий. Игры-манипуляции. Речевые игры. Пальчиковые игры. Театрализованная игра. Сюжетная игра. Поручения. Задания. Совместная деятельность взрослого и детей.

7. Для решения каких задач развития коммуникативных способностей используются побудительные вопросы.

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми (“Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел”, “Узнай у тети Оли и расскажи мне...”, “Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?”). Формирование словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении: Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру (“Принеси Машеньке вазочку для варенья”, “Возьми красный карандаш”, “Спой песенку маленькому медвежонку”); называть их местоположение (“Грибок на верхней полочке, высоко”, “Стоят рядом”); имитировать действия людей и движения животных (“Покажи, как поливают из леечки”, “Походи, как медвежонок”).

8. В каком возрасте применяется прием обсуждения ситуаций, поступков.

Во второй младшей группе – 3-4 года.

9. Назовите приемы активизации интереса детей к чтению художественной литературы.

В первой младшей группе - Привлекать внимание детей к рассматриванию рисунков в книгах. Сопровождать чтение игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Во второй младшей группе - Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов; развивать желание разговаривать о прочитанном.

10. Опишите алгоритм проведения тематической экскурсии с детьми младшего дошкольного возраста.

Экскурсии, как таковые, проводятся, начиная со среднего возраста. В младшем возрасте используется наблюдение на прогулке.

5 гейм. Темная лошадка. В зависимости от символа клетки игрового поля команда получает вопрос от педагога-психолога, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, или музыкального руководителя.

6 гейм. Дальше… Дальше… Команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов за 2 минуты. Сколько правильных ответов дано, столько баллов зарабатывает команда.

Нечетная дорожка – художественно-эстетическое развитие.

1. Ведется ли в младшем дошкольном возрасте работа по обучению детей сюжетному рисованию.

Нет. Сюжетное рисование начинается со средней группы.

2. Какой метод лежит в основе системы развития художественного творчества дошкольников.

Наблюдение.

3. С чего следует начинать обучение детей рисованию – с восприятия образа предмета, или с овладения навыком.

С самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком.

4. Какую последовательность обучения рисованию предусматривает программа первой младшей группы.

Прямые, вертикальные и горизонтальные линии сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Затем идет рисование округлых линий и замкнутых форм.

5. Назовите технические приемы лепки в младшем возрасте.

Технические приемы лепки: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять.

6. Какие формы лепят младшие дошкольники.

Используемые формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

7. Назовите этапы работы ребенка над аппликацией.

Первый этап – вырезание, второй – наклеивание

8. Требования к ножницам для дошкольника.

Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка

9. Назовите порядок освоения детьми приемов работы с бумагой и ножницами при изготовлении аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги

10. В какой группе начинаются занятия аппликацией.

В первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой. Непосредственно занятия аппликацией начинаются во второй младшей группе.

11. Назовите цвета, которые должен знать ребенок 3-4 лет.

Красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

12. Нужна ли связь с конкретным образом в художественном творчестве дошкольнику 3-4 лет.

Для детей данного возраста каждое задание по аппликации, так же как и по рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом

13. Сколько цветов карандашей нужно для занятий с младшими дошкольниками.

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный)

14. Какого размера лист нужно давать детям младшего дошкольного возраста для рисования.

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в альбомный лист — он соответствует размаху детской руки.

15. Перечислите оборудование центра развития художественного творчества в группах младшего возраста.

Примерный перечень - Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Гуашевые краски. Цветные карандаши. Пластилин. Кисти, подставки для кисточек, палочки. Зубочистки, зубные щетки, паролон, клише, трафареты. Цветная и белая бумага, картон, ткани, нитки. Рулон белых обоев для коллективных работ. Доска для рисования мелом. Маленькие доски для рисования. "Волшебный экран". Поднос с тонким слоем манки для рисования пальчиком

Вопросы четной дорожки - особенности развития и организации воспитательно-образовательного процесса.

1. Устойчивость внимания детей 2-3 и 3-4 лет жизни.

Ребенок 2-3 лет удерживает внимание 7-8 минут. Ребенок 3-4 лет может удерживать внимание в течение 10–15 минут

2. Характер мышления детей младшего дошкольного возраста.

Мышление наглядно-действенное

3. В каком возрасте появляется потребность в общении со сверстниками в игре и совместной деятельности.

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности

4. Что такое режим дня?

Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток.

5. Назовите основные режимные моменты ежедневной организации жизни и деятельности детей.

Режимные моменты – утренний прием, гимнастику, гигиенические процедуры, прием пищи, непосредственно образовательную деятельность, прогулку, сон и другие

6. Задачи каких образовательных областей решаются в ходе проведения прогулки.

Организация подготовки и проведения прогулки в разных возрастных группах решается через задачи следующих образовательных областей: “Здоровье”, “Физическая культура” (направление “Физическое развитие”), “Социализация”, “Труд”, “Безопасность” (направление “Социально-личностное”), “Познание”, “Коммуникация” (направление “Познавательно-речевое развитие”)

7. Какой температурный режим препятствует проведению прогулки.

Прогулка не проводится при превышении

1 младшая группа Температура воздуха -15оС без ветра

2 младшая группа -15оС без ветра

8. Какой документ является основополагающим при составлении ежедневной организации жизни и деятельности детей в ДОУ.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10

9. Кратность влажной уборки.

Все помещения убирают влажным способом не менее 2 раз в день при открытых фрамугах

10. Кратность мытья игрушек.

Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в группах раннего возраста 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения детским мылом и проглаживается утюгом

11. Длительность прогулки.

Дошкольники должны гулять на свежем воздухе не менее 4-4,5 часов в день.

12. Длительность дневного сна.

Дневной сон должен составлять не менее 2-2,5 часов в день

13. Определите недельную нагрузку для детей 2-3 лет, недельную нагрузку детей 3-4 лет.

Максимально допустимая нагрузка для детей 2-3 лет – 10 занятий в неделю, 3-4 лет – 11 занятий в неделю

14. В чем состоит санитарная обработка помещения для занятий.

Перед началом занятия проводится влажная уборка пола и рабочих поверхностей (в группе, в музыкальном зале, в спортивном зале, в изостудии).

15. Нужно ли уделять внимание вопросам эстетики питания в младшем дошкольном возрасте.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, пользоваться столовыми приборами, салфетками, приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом. За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Подводится итог игры. Старший воспитатель предлагает педагогам в устной или письменной форме задать вопросы, касающиеся воспитания детей 2-4 лет, которые вызывают затруднения, и которые не были рассмотрены в ходе игры и при подготовке к ней.