Пояснительная записка к уроку
Оборудование, электронные образовательные ресурсы.Раздаточный материал для учеников: таблицы с задачами, листок “Мои достижения”, компьютеры.
Мультимедийный проектор, экран, электронное сопровождение (таблица,
тексты задач, упражнение “поиск соответствий” выполненное в программе
Hot
Potatoes)
Цели:
Предметные:
– продолжить работу над задачами;
– учить читать задачу, выделять структурные компоненты, устанавливать
взаимосвязь между данными и искомыми;
– рассмотреть задачу с несколькими способами решения;
– составление краткого условия к задаче в виде схемы;
– сравнивать виды задач;
– осуществлять самопроверку.
Метапредметные:
– личностные: (качественные приращения), рефлексия;
– познавательные: моделирование, поиск и выделение необходимой
информации, работа с таблицей, со схемой, построение логической цепи
рассуждений;
– регулятивные: целеполагание, контроль;
– коммуникативные.
Личностные:
– развитие мотивов и смысла учебно-образовательной деятельности;
– формирование самооценки;
– постановка вопросов.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Проверка домашнего задания – Что вы видите на экране? – Какая из данных схем соответствует задаче, которую вы решали дома?
Объясните свой выбор. |
– Схемы к задачам. Дети рассматривают схемы и выбирают схему к домашней задаче, объясняют выбор. – На схеме показано, что неизвестна часть, а в задаче № 8 неизвестно целое. |
Познавательные логические (анализ схемы
с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи
рассуждений). Познавательные логические. |
– Придумайте условие и вопрос к схеме № 3. | Ученики составляю тексты задач к схеме. | Регулятивные (целеполагание). |
Целеполагание Сегодня мы продолжаем работать над задачами. Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок. Что вы хотели бы узнать ещё по данной теме? – Сегодня вы узнаете новое о задачах. Будьте внимательными. |
– Какие виды задач ещё бывают? |
|
Устный счет Начнем урок с устного счета. На экране появляется таблица. (Приложение 2) Рассмотрите таблицу. В ней записано сколько баллов заработал каждый из детей в компьютерных играх. Запишите в тетрадь только ответы. – Сколько всего баллов заработали мальчики в игре “Космос”? Проверяем работу. (На экране появляется ряд чисел.) Кто не допустил ошибок? Молодцы! Закрасьте зеленым цветом первое кольцо пирамиды “Мои достижения” |
Ученики устно вычисляют, выбирая данные из таблицы, и записывают в тетрадь результаты. Ученики проверяют работу по эталону и закрашивают кольцо пирамиды “Мои достижения” (все верно – зеленый цвет, одна ошибка – синий, не понял задание, испытывал трудности – красный). |
Познавательные общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, работа с таблицей) Проверка по эталону. Личностные УУД (самооценка). Регулятивные (самоконтроль). |
Работа по теме урока На экране появляется кластер “Структура задачи”. – Расскажите, какой текст можно назвать задачей? |
Ученики рассказывают о структуре задачи, отмечая, что вопрос может находиться после условия, в середине условия, перед условием. | |
– Потренируемся анализировать условие и вопрос задачи. (На экране появляются такие же тексты задач.) – В каждой задаче нужно подчеркнуть условие синей чертой, а вопрос – красной. Тексты. 1. Сколько карандашей в двух коробках, если в первой коробке их 20, а
во второй – 15? |
К доске вызываются по два ученика на каждую задачу. Один ученик подчеркивает условие задачи, второй ученик – вопрос. То же самое делают все остальные ученики на листках. Ученики работают в парах. После каждой задачи класс сравнивает свои подчеркивания с подчеркиваниями на маркерной доске и выполнение задания обсуждается. В последней задаче “ловушка” – текст не является задачей! |
Познавательные (анализ). Коммуникативные (сотрудничество). |
– Закрасьте следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”. Если нет ошибок – зеленый цвет, одна ошибка – синий. Не понял задание – красный цвет. |
Ученики закрашивают кольцо пирамиды “Мои достижения”. |
Регулятивные (контроль и самоконтроль). Личностные (формирование самооценки).
|
Физкультминутка (“Зарядка для глаз”). | ||
– Как связаны условие и вопрос задачи? | – Условие и вопрос связаны между собой по смыслу. | |
– Откройте мак буки. На рабочем столе найдите задание на поиск соответствий. Откройте задание. – Условия и вопросы задач. перепутались. Путем перетаскивания вопроса, соедините условия с правильными вопросами. |
Самостоятельная работа. | Познавательные общеучебные (установление отношений между данными и вопросом с помощью компьютерных средств). |
– Нажмите OK, и компьютер проверит вашу работу. Поднимите руку, кто получил 100 баллов за выполнение упражнения? Если есть ошибки, компьютер выделяет их черным цветом, Ошибки можно исправить. – Закройте компьютеры и закрасьте следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”. |
Дети нажимают ОК и проверяют работу. После этого закрашивают следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”. |
Регулятивные (контроль). Личностные (самооценка). |
Открытие нового
знания – Откройте учебники на стр. 78. – Какая схема подходит к задаче? Почему? |
Ученики читают задачу, анализируют условие и вопрос и выбирают схему. (Схемы появляются на экране.) | Познавательные (анализ схемы). Регулятивные (планирование). |
– Начертите схему, которая соответствует задаче. – Решим задачу по действиям. Есть два способа. Выстроим план решения. |
– Из целого вычитаем сначала одну часть, потом другую, останется третья. | Познавательные (моделирование). |
– А какой еще способ? (Проверка записи ответа по эталону на экране.) – Как можно искать 3-ю часть? Кто понял? На экране появляются буквенные выражения а – b – c , a – (в + с) |
– Сначала сложим известные части, а потом вычтем эту сумму из целого. Ученики показывают решение на схеме и записывают их в тетрадь. |
|
– Что нового вы узнали о задачах? |
– Бывают задачи, у которых есть несколько способов решения.
|
Познавательные (синтез).
|
Самостоятельная
работа – Перед вами таблица. Внимательно прочитайте каждую задачу и запишите решения. |
Самостоятельная работа. | Познавательные (семантический анализ). |
Рефлексия – Положите перед собой карточку с пирамидой “Мои достижения”. – Предположите, какую отметку получите за выполнение самостоятельной работы. Если “5”– цвет зеленый, “4” – синий, “3” или не справился с работой – красный. – У кого пирамида вся зеленого цвета? Молодцы! – Если есть синий цвет, проанализируйте, что еще не получается и над чем нужно поработать в теме “Задачи” |
Ученики закрашивают последнее кольцо пирамиды. | Регулятивные
(контроль и самооценка). Личностные (качественные приращения). |
Домашнее задание Выполнить задание № 13 в тетради “Учимся решать задачи”. |
Ученикам нужно дорисовать схему, чтобы она соответствовала условию. Используя схему, выполнить арифметические действие и ответить на вопросы. |