Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка к уроку

Оборудование, электронные образовательные ресурсы.

Раздаточный материал для учеников: таблицы с задачами, листок “Мои достижения”, компьютеры.
Мультимедийный проектор, экран, электронное сопровождение (таблица, тексты задач, упражнение “поиск соответствий” выполненное в программе Hot Potatoes)

Цели:

Предметные:

– продолжить работу над задачами;
– учить читать задачу, выделять структурные компоненты, устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми;
– рассмотреть задачу с несколькими способами решения;
– составление краткого условия к задаче в виде схемы;
– сравнивать виды задач;
– осуществлять самопроверку.

Метапредметные:

– личностные: (качественные приращения), рефлексия;
– познавательные: моделирование, поиск и выделение необходимой информации, работа с таблицей, со схемой, построение логической цепи рассуждений;
– регулятивные: целеполагание, контроль;
– коммуникативные.

Личностные:

– развитие мотивов и смысла учебно-образовательной деятельности;
– формирование самооценки;
– постановка вопросов.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Проверка домашнего задания

– Что вы видите на экране?

(Приложение 1)

– Какая из данных схем соответствует задаче, которую вы решали дома? Объясните свой выбор.
– Почему к задаче № 8 не подходит схема № 3?
– Можно ли назвать домашнюю задачу составной? Почему?

– Схемы к задачам.

Дети рассматривают схемы и выбирают схему к домашней задаче, объясняют выбор.

– На схеме показано, что неизвестна часть, а в задаче № 8 неизвестно целое.

Познавательные логические (анализ схемы с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений).

Познавательные логические.

– Придумайте условие и вопрос к схеме № 3. Ученики составляю тексты задач к схеме. Регулятивные (целеполагание).

Целеполагание

Сегодня мы продолжаем работать над задачами. Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок. Что вы хотели бы узнать ещё по данной теме?

– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Будьте внимательными.

– Какие виды задач ещё бывают?
– Учиться чертить или выбирать схемы к задачам.
– Тренироваться быстрому счету.

 

Устный счет

Начнем урок с устного счета.

На экране появляется таблица. (Приложение 2)

Рассмотрите таблицу. В ней записано сколько баллов заработал каждый из детей в компьютерных играх. Запишите в тетрадь только ответы.

– Сколько всего баллов заработали мальчики в игре “Космос”?
– На сколько больше заработал баллов в игре “Цирк” Коля, чем Витя?
– На сколько меньше заработала баллов Оля, чем Света в игре “Космос”
– Сколько всего баллов заработал Витя в двух играх.
– На сколько больше баллов заработала Оля в игре “Цирк”, чем в игре “Космос”?

Проверяем работу.

(На экране появляется ряд чисел.) Кто не допустил ошибок? Молодцы! Закрасьте зеленым цветом первое кольцо пирамиды “Мои достижения”

Ученики устно вычисляют, выбирая данные из таблицы, и записывают в тетрадь результаты.

Ученики проверяют работу по эталону и закрашивают кольцо пирамиды “Мои достижения” (все верно – зеленый цвет, одна ошибка – синий, не понял задание, испытывал трудности – красный).

Познавательные общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, работа с таблицей)

Проверка по эталону.

Личностные УУД (самооценка).

Регулятивные (самоконтроль).

Работа по теме урока

На экране появляется кластер “Структура задачи”.

– Расскажите, какой текст можно назвать задачей?
– Где в задаче может находиться вопрос?

Ученики рассказывают о структуре задачи, отмечая, что вопрос может находиться после условия, в середине условия, перед условием.

– Потренируемся анализировать условие и вопрос задачи.
– Положите перед собой листок с текстами задач.

(На экране появляются такие же тексты задач.)

– В каждой задаче нужно подчеркнуть условие синей чертой, а вопрос – красной.

Тексты.

1. Сколько карандашей в двух коробках, если в первой коробке их 20, а во второй – 15?
2. На дереве сидело 10 птиц. Сколько птиц осталось, если 3 птицы улетели?
3. Возле дома 7 берез и 3 клена. Сколько фруктовых деревьев возле дома?

К доске вызываются по два ученика на каждую задачу. Один ученик подчеркивает условие задачи, второй ученик – вопрос.

То же самое делают все остальные ученики на листках.

Ученики работают в парах.

После каждой задачи класс сравнивает свои подчеркивания с подчеркиваниями на маркерной доске и выполнение задания обсуждается.

В последней задаче “ловушка” – текст не является задачей!

Познавательные (анализ).

Коммуникативные (сотрудничество).

– Закрасьте следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”. Если нет ошибок – зеленый цвет, одна ошибка – синий. Не понял задание – красный цвет.

Ученики закрашивают кольцо пирамиды “Мои достижения”.

Регулятивные (контроль и самоконтроль).

Личностные (формирование самооценки).

 

Физкультминутка (“Зарядка для глаз”).
– Как связаны условие и вопрос задачи? – Условие и вопрос связаны между собой по смыслу.

– Откройте мак буки. На рабочем столе найдите задание на поиск соответствий. Откройте задание.

(Приложение 3)

– Условия и вопросы задач. перепутались. Путем перетаскивания вопроса, соедините условия с правильными вопросами.

Самостоятельная работа. Познавательные общеучебные (установление отношений между данными и вопросом с помощью компьютерных средств).

– Нажмите OK, и компьютер проверит вашу работу. Поднимите руку, кто получил 100 баллов за выполнение упражнения?

Если есть ошибки, компьютер выделяет их черным цветом, Ошибки можно исправить.

– Закройте компьютеры и закрасьте следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”.

Дети нажимают ОК и проверяют работу. После этого закрашивают следующее кольцо пирамиды “Мои достижения”.

Регулятивные (контроль).

Личностные (самооценка).

Открытие нового знания

– Откройте учебники на стр. 78.
– Прочитайте задачу № 245.

– Какая схема подходит к задаче? Почему?

Ученики читают задачу, анализируют условие и вопрос и выбирают схему. (Схемы появляются на экране.) Познавательные (анализ схемы).

Регулятивные (планирование).

– Начертите схему, которая соответствует задаче.
– Решим задачу по действиям. Есть два способа. Выстроим план решения.
– Из целого вычитаем сначала одну часть, потом другую, останется третья. Познавательные (моделирование).

– А какой еще способ?
– Покажем на схеме эти способы решения и запишем их в тетрадь.
– Запишите ответ к задаче.

(Проверка записи ответа по эталону на экране.)

– Как можно искать 3-ю часть? Кто понял?

На экране появляются буквенные выражения

а – b – c , a – (в + с)

– Сначала сложим известные части, а потом вычтем эту сумму из целого.

Ученики показывают решение на схеме и записывают их в тетрадь.

 

– Что нового вы узнали о задачах?

– Бывают задачи, у которых есть несколько способов решения.

 

Познавательные (синтез).

 

Самостоятельная работа

– Перед вами таблица.

(Приложение 4)

Внимательно прочитайте каждую задачу и запишите решения.

Самостоятельная работа. Познавательные (семантический анализ).
Рефлексия

– Положите перед собой карточку с пирамидой “Мои достижения”.

– Предположите, какую отметку получите за выполнение самостоятельной работы. Если “5”– цвет зеленый, “4” – синий, “3” или не справился с работой – красный.

– У кого пирамида вся зеленого цвета? Молодцы!

– Если есть синий цвет, проанализируйте, что еще не получается и над чем нужно поработать в теме “Задачи”

Ученики закрашивают последнее кольцо пирамиды. Регулятивные (контроль и самооценка).

Личностные (качественные приращения).

Домашнее задание

Выполнить задание № 13 в тетради “Учимся решать задачи”.

Ученикам нужно дорисовать схему, чтобы она соответствовала условию. Используя схему, выполнить арифметические действие и ответить на вопросы.